Так вот. Будущее потихоньку наступает. Фриланс и аутсорсинг медленно, но уверенно проникают в российский бизнес.
Проще говоря, сейчас всё чаще отказываются от набора персонала в штат и прибегают к услугам вольных стрелков разных калибров. Почему так? Сейчас расскажу.
Давайте, для начала, сравним расходы на штатного офисного сотрудника, который получает 20 тысяч рублей, с расходами на фрилансера.
1. Налоги с зарплаты
На общей системе налогообложения, перечислив 20 тысяч рублей штатному сотруднику мы должны будем заплатить ещё и 26% ЕСН и 18% НДС. Примерно 9 700 рублей. Если мы перечисляем 20 тысяч рублей фрилансеру, мы налогов с этой суммы не платим.
Можно, правда, налогов не платить, если сотрудник в штате будет получать зарплату «в конверте». А маленькие фирмы могут легально сэкономить, если перейдут на упрощёнку: на упрощёнке налоги с такой зарплаты составят примерно 2 800 рублей.
2. Рабочее место
Сотруднику, по хорошему, нужно выделить шесть метров в офисе. При скромной ставке в 700 рублей за метр — это 4 200 рублей. Фрилансер же работает у себя дома или где угодно ещё.
Можно ли сэкономить? Можно. Если выделить сотруднику не шесть метров, а четыре, и если офис будет в заднице, то эти 4 200 рублей можно урезать вдвое, до двух тысяч.
3. Мебель и компьютер
Для простоты предположим, что мебель и компьютер меняются раз в три года и стоят тридцать шесть тысяч рублей вместе взятые. Тысяча рублей в месяц. Фрилансер? Фрилансер покупает себе компьютер сам.
4. Телефон и Интернет
Тут, в общем, в каждом офисе по-разному. Где-то вполне реально уложиться в 500 рублей, где-то нужно будет выложить тысячи две. В среднем — тысяча, даже если мы не оплачиваем сотрудникам мобильники. Сэкономить вполне реально, если телефонную линию сделать одну на всех, а Интернет — медленным.
Фрилансер, опять-таки, эти проблемы решает как-то сам.
5. Секретарь и бухгалтер
Офисных сотрудников надо как-то учитывать, организовывать и так далее. Снабжать канцтоварами, в конце концов. Поэтому если на 50 сотрудников в Вашей фирме работают один секретарь и один бухгалтер — это хороший показатель. Ещё три тысячи рублей в месяц на каждого бойца.
Можно ли сэкономить? В этом пункте — вряд ли. Разве что вести бухгалтерию и отвечать на звонки владелец фирмы будет лично.
Фрилансеру если секретарь и нужен, он оплачивает его сам.
6. Начальник
Очень важная статья расходов, которую обычно упускают из виду. Чтобы нормально управлять людьми, нужно иметь в подчинении не более семи человек. Допустим, начальник двадцатитысячного офисного сотрудника получает тридцать тысяч. С коэффициентом два с половиной (а ниже Вы увидите, откуда этот коэффициент) получаем, что начальник обходится фирме в 75 000 рублей. Делим на семь подчинённых — примерно 11 тысяч рублей на каждого.
Можно ли сэкономить? Да. Если владелец фирмы будет управлять сотрудниками лично. Однако давайте не забывать, что время, потраченное на управление, владелец фирмы вполне мог бы употребить на что-нибудь другое, более прибыльное. Кроме того, если у Вас больше пяти-семи подчинённых, управлять ими единолично становится довольно напряжно.
Нужно ли управлять фрилансером?
Нет. Достаточно покупать у него услуги/товары. Фрилансер сам будет себя мотивировать и организовывать.
7. Отпуск
Да, да. Штатные сотрудники регулярно уходят в отпуск. А пока они в отпуске, им всё равно надо платить зарплату, сохранять за ними их рабочее место, ну и так далее. Следовательно, расходы на сотрудника надо умножить на 1,09. Фрилансерам, само собой, никто отпусков не оплачивает.
Можно ли сэкономить? Да. Если нарушать ТК и не отпускать сотрудников в отпуск.
Итого
Оставим за скобками остальные сложносчитаемые расходы, типа оплаты услуг кадрового агентства, выходных пособий, больничных, корпоративных вечеринок и так далее.
Складываем то, что получилось. (20 000 + 9 700 + 4 200 + 1 000 + 1 000 + 3 000 + 11 000) * 1,09 = 54 400 рублей. Округлим в меньшую сторону: пятьдесят тысяч.
Проще говоря, чтобы заплатить сотруднику в штате 20 тысяч рублей, нам нужно реально потратить на него около 50 тысяч. В два с половиной раза больше. Можно, конечно, сэкономить за счёт рабочего времени владельца фирмы, но... если у Вас в штате не пять человек, а пятьдесят, особо не наэкономишь. Всё равно будут нужны «промежуточные» начальники, всё равно нужно будет переходить с УСН на ОСНО и так далее.
Теперь вопрос. Вот есть у нас штатный сотрудник, получающий двадцать тысяч рублей, и есть фрилансер, получающий пятьдесят. Как полагаете, кто из них круче?
По моему опыту, разница в заработке в два с половиной раза — это пропасть. Специалист за 50 тысяч будет, как минимум, классом выше, чем специалист за 20 тысяч. То есть, за те же деньги мы получаем себе в команду гораздо более опытного бойца, со всеми вытекающими последствиями.
Масштабируемость
Нормальная фирма — это живое существо. Сегодня у нас куча заказов и не хватает людей, а завтра у нас будет один-единственный заказ и минус на расчётном счёте. Если мы строим бизнес на фрилансерах, проблем особых нет. Фрилансер получает свой процент с нашего заказа, и когда работы становится больше или меньше изменить число фрилансеров — дело одной недели.
Со штатными сотрудниками всё не так. Во-первых, нельзя каждые два месяца то увольнять, то снова нанимать людей на работу. Если среднее время работы одного сотрудника в Вашей фирме составляет меньше года — получается текучка, что, мягко говоря, не есть хорошо.
А во-вторых, даже если мы убеждаем штатного сотрудника работать «за процент», наши постоянные расходы, такие как расходы на офис, никуда не исчезают. Проще говоря, даже если Василий работает в этом месяце бесплатно, арендодателю всё равно надо оплатить квадратные меетры.
Управляемость
Ещё одна важная проблема. Бизнес — сложная наука. Управлять фирмой в сто человек — это вовсе не то же самое, что управлять фирмой в десять человек. (Не верьте, кстати, словам героини из известного фильма: она, на самом деле, актриса, а ни разу не директор). Поэтому если Вы развиваетесь традиционным образом, переезжая в большой офис и формируя новые отделы, Вы рискуете на каком-то этапе уйти в серьёзный минус и разориться. Либо, как вариант, не разориться, а сильно пострадать материально и скукожиться до прежних размеров.
В случае же работы с фрилансерами, уйти в минус гораздо тяжелее.
Где взять фрилансеров?
Именно отвечая на этот вопрос я написал вчерашний пост: Четырнадцатое правило. Конечно же, на все фирмы фрилансеров не хватит. Далеко не каждый может работать без строго контроля сверху. Однако какое Вам дело до всех Ваших конкурентов? На Вашу фирму нужное число фрилансеров найдётся, а как будут выкручиваться остальные — это их проблемы.
Надо отметить, кстати, что фрилансеры со временем эволюционируют в аутсорсинговые фирмы, к которым также относится всё то, что я писал выше. Нет особой разницы, заключить договор на ведение бухгалтерии с вольным бухгалтером или с бухгалтерской фирмой. Плюсы и минусы примерно одинаковые.
Прогноз
Насколько мне известно, на Западе процесс офрилансеривания уже давным-давно идёт. В небольших и средних фирмах всё, что возможно вынести наружу, выносится наружу. Россия пока только начинает двигаться в этом направлении.
Однако, по моим наблюдениям, за последние годы процесс отдачи работы за пределы офиса резко ускорился. Во-первых, у фрилансеров появились безлимитные мобильники и быстрый Интернет, и взаимодействовать с ними стало гораздо проще. А во-вторых, конкуренция на наших рынках усиливается, и работающим «по старинке» фирмам волей-неволей приходится меняться.
Вообще, я понимаю, что сейчас увижу в комментариях массу вопросов. Типа «как конкретно фрилансер будет получать деньги» и «что делать, если человек нужен под рукой каждые 5 минут». Ответы у меня есть, спрашивайте. Если будет много вопросов, завтра отвечу оптом, в виде F.A.Q.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →