Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Короновирус плюс бюрократия — это сила



Получил письмо от читателя. Оказывается, эпидемия эпидемией, а бесконечные бессмысленные бумаги никто не отменял. Врачи полсмены лечат пациентов, а вторую половину смены заполняют никому не нужные карточки и формуляры. Цитирую:

Думаю, ни для кого не секрет, что бюджетники вроде врачей, учителей и преподавателей погрязли в оформлении разных бумаг, которые проверяющим надо предоставлять реально десятками тысяч страниц. Причём, судя по тому, что министрам уже пришлось высказываться на эту тему (в духе, что это повышает качество, помнится, кто-то недавно говорил), в обществе понимают, что проблема есть.

Может оно качество и повышает (на самом деле, не особо), но всему же есть разумный предел, потому как производительность труда из-за этого естественным образом падает. По-хорошему пора уже бы государству начинать программу дебюрократизации, но пока не созрели ещё.

Сложившаяся ситуация с пандемией позволяет поднять проблему на щит и добиться её решения на благо страны. Обрати внимание, едва ли не во всех блогах реаниматологов и прочих борющихся с вирусом врачей они пишут, что стоят полуторные смены, но всё одно кучу времени тратят на заполнение бумаг — таких цитат полно найти можно.

Таким образом, имитация чиновниками деятельности путем умножения обязательной отчетности перестала быть невинным развлечением за государственный счёт и наверняка будет стоить жизни многим людям. Не пора ли, вот прямо с инфекционных больниц начать борьбу с сокращением лишней, особенно в нынешней ситуации, отчетности?

Вот статистика:

https://lekoboz.ru/meditsina/issledovanie-do-43-rabochego-vremeni-vrachej-ukhodit-na-oformlenie-dokumentov

Вот попытка реакции:

https://medrabotnik.org/materials/prikaz-minzdrava-rf-290n-o-normah-vremeni-ambulatornogo-priema

Только вот по себе знаю, что эти самые 35% в данном случае достигаются, видимо, за счёт того, что печатать предлагается со скоростью принтера и т.п., поскольку сокращения самой документации, видимо, не предусмотрено. Это в реакции самих медиков на это постановление видно:

https://rg.ru/2017/01/19/minzdrav-ustanovil-dlia-vrachej-normy-priema-pacientov.html

PS. Тут на одном узком форуме этот вопрос обсуждали. Интересное мнение услышал: «Даже в армии это заметно. Когда я был командиром группы, у меня сначала было 4 журнала. Когда 5 лет спустя я уходил на повышение, их стало уже 12, а потом довели до 24. Но вот количество обязанностей никто не уменьшал. И при проверке всегда проверяют заполнение, а потом удивляются, почему обязанности исполняют фиктивно. Только при Шойгу список обязательных к заполнению журналов начали снижать».



Добавлю от себя, что проблема старая, и что она имеет простое решение. Достаточно контролировать объём бумаг, который начальство имеет право запрашивать у рядовых сотрудников.

Приведу пример из близкой мне области. Вчера мне прилетела форма из Росстата, чтобы я отчитался за использование информационных технологий. Форма на 12 (двенадцати!) страницах, при этом на каждой странице пара десятков вопросов примерно такого типа:

«Использует ли ваша организация я электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена (EDIFACT, EANCOM, ANSI Х12; основанным на ХML стандарты, например, ebХML, RosettaNet, UBL, papiNET; проприетарные стандарты, согласованные Вашей и другими организациями; др.)».

Если я, будучи одновременно и айтишником, и директором маленькой компании, ещё могу заполнить эту форму за час-другой, то в абсолютном большинстве организаций бухгалтерия не станет тратить кучу времени на проведение полноценного исследования. Все цифры, все «да» и «нет» проставят от балды, наугад.

Проблему можно было бы решить, если бы Росстат взял на работу нормального специалиста по проведению исследований. Специалист бы объяснил, что форму на 12 страниц, которая спамом рассылается всем подряд предприятиям, заполнять никто не будет, на выходе будет полнейший мусор, имитация полезной деятельности. Сначала добиться от предприятий честных ответов на форму из трёх-пяти простых вопросов типа «сколько у вас компьютеров» и «какая почта у вашего айти-директора», а потом уже прицельно долбить уточнениями тех, кто Росстату действительно интересен.

К сожалению, специалистов по сбору информации в Росстате нет: во всяком случае, их нет на тех должностях, которые предполагают право голоса. Из-за этого в анкеты засовывают все возможные вопросы, даже не думая о том, что кому-то придётся тратить время и отвечать на них. Слегка напрячься, порезать всё лишнее, постоять с секундомером и убедиться, что анкета заполняется за пять минут — дело для профессионала очень простое. Тем не менее бюрократия так устроена, что за длинный документ чиновника ругать никто не будет, а за документ, в котором чего-то не предусмотрено, будут, причём сильно.

Чтобы вы не думали, что я сейчас пинаю именно Росстат. В других ведомствах, — в медицине, образовании, полиции, судах и так далее, — дела обстоят ещё хуже. Там у тех, кто реально делает работу, часто нет возможности отмахнуться от неудобоваримых бумажек. Из-за этого они, во-первых, тратят кучу времени и сил на бессмысленное бумагомарание, а во-вторых, деградируют морально, привыкая заполнять даже самые нужные бумаги информационным мусором.

К примеру, я очень сочувствую врачам, которые часто и вправду зашиваются в бумагах. Однако давайте будем честными: огромное количество врачей заполняет сейчас истории болезней, просто копируя одно и то же от одного больного к другому. Иногда такая беспечность приводит к трагическим последствиям.

В коммерческих фирмах всё решается быстро. Если сотрудник зашивается в бумагах, рядом с ним садится специалист с секундомером и смотрит, куда конкретно уходит время. Как правило, выясняется одно из трёх:

1. Сотрудник делает то, что можно не делать. Заполняет документ, который можно не заполнять вовсе, слегка изменив порядки в организации.

2. Сотрудник делает что-то неправильно. Например, вручную заполняет бумаги, которые можно распечатать.

3. Сотрудник занимается своими делами, тратя большую часть рабочего дня на чай, разговоры с коллегами и просмотр интересных сайтов в интернете.

В случае с врачами мы обычно имеем дело с пунктами 1 и 2. Во-первых, врачи заполняют бумажки, которые пациенту не нужны. Во-вторых, врачи часто или отказываются учиться нормально работать на компьютере, или работают в недоделанных компьютерных программах, в которых элементарные действия занимают кучу времени.

Повторю ещё раз, решить вопрос можно очень просто. Для этого какому-нибудь высокопоставленному медику, — министру или замминистра, — нужно принять волевое решение и прямо запретить тратить на стандартное заполнение карточки больного больше, допустим, трёх минут. Немедленно выяснится, что все важные данные за это время в карточку вбить вполне возможно, и что ответственные за сбор статистики вполне могут вытащить нужную им информацию, не напрягая дополнительно действующих врачей.

Проблема только в том, чтобы ответственные за формы начали экономить чужое время. Чтобы они начали понимать, что у врача, учителя или полицейского есть на их нужды три минуты, и что они должны постараться, уместив всё необходимое в двух абзацах текста. Технически задача решаема — было бы только желание её решать.

Говоря медицинскими терминами, наша система бюрократии похожа на обколотого обезболивающим больного, который только что вышел от стоматолога и жуёт собственную щёку. Функционеры, которые навешивают на других людей отчётность, не чувствуют боли: они делают так, как им удобно, не понимая, что каждая дополнительная строчка в справке — это спущенные в мусоропровод десятки тысяч рабочих часов. Если чиновники начнут следить за рабочим временем врачей с той же бдительностью, с которой сейчас они следят за расходом лекарств и бинтов, мы с удивлением обнаружим, что всё заполнение нужных для дела бумаг можно, оказывается, с большим запасом уместить в ежедневные полчаса-час.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →