1. Россия в начале XX века была во многом страной догоняющего развития, хотя в отдельных отраслях мы и были в числе мировых лидеров. Первый русский автомобиль был представлен ещё в 1896 году, однако первый полноценный автозавод – «Руссо-Балт» – заработал лишь в 1909-м, на год позже начала выпуска первой общедоступной модели Форда в США. И тем не менее, Россия ещё до революции сделала огромный задел в области автопрома – уже при Николае II в годы Первой мировой войны начали массово строиться автозаводы. На этот факт обращает внимание читатель Ивано Иванов:
https://olegmakarenko.ru/1779762.html?thread=726855474#t726855474
До революции автопром был ни шаткий, ни валкий, успехом считалось хотя бы то, что Руссо-Балт собирал несколько десятков автомобилей в год. В те же годы... США уже вышли на сотни тысяч. Далее дело было так:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Автомобильная_промышленность_России
Первая мировая война выявила острую потребность русской армии в автомобилях. Поэтому в 1916 году царским правительством были выделены казённые средства в объёме 11 миллионов рублей[4] и Главное военно-техническое управление в феврале-мае 1916 года подписало контракты на постройку шести автомобильных заводов:
В Москве — с «Торговым домом Кузнецова, Рябушинских и К˚» — для выпуска автомобилей FIAT 15 Ter в объёме 1500 машин в год.
В Ярославле — с «Акционерным обществом воздухоплавания В. А. Лебедев» — для выпуска автомобилей Crossley 20/25HP в объёме 1500 машин в год.
В подмосковных Филях — с Акционерным обществом Русско-Балтийского вагонного завода — для выпуска автомобилей Руссо-Балт С24/40 в объёме 1500 машин в год.
В Рыбинске — с акционерным обществом «Русский Рено» — для выпуска автомобилей Рено в объёме 1500 машин в год.
В Нахичевани — с товариществом «Аксай» — для выпуска автомобилей в объёме 1500 машин в год.
В Мытищах (поселок Новоперловский) — с "Британской инженерной компанией Сибири «Бекос» — на постройку «Казённого завода военных самоходов» (КЗВС) с производительностью 3000 автомобилей в год[5].
Таким образом, общая мощность новых заводов должна была составить 10500 автомобилей в год. Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было.
Читаем чуть далее, и оказывается, что все шесть заводов были реально заложены:
Тем не менее затраченные усилия не пропали даром — после революции автомобильные заводы были достроены, хотя судьба их сложилась по-разному, и лишь два из них сохранили первоначальную специализацию:
Завод «Автомобильного Московского общества» (АМО) стал одним из лидеров советского автомобилестроения, последовательно сменив названия АМО, ЗИС, ЗИЛ, АМО ЗИЛ.
Завод Лебедева в Ярославле в советское время выпускал тяжёлые грузовики ЯАЗ и дал начало таким маркам, как МАЗ и КрАЗ. С 1958 года завод специализируется на выпуске моторов — сегодня это ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод).
Завод «Руссо-Балт» в Филях после 1917 года выпустил всего несколько автомобилей, а с 1923 года перешёл на производство самолётов, а затем ракет — сегодня это ведущее авиационно-космическое предприятие России — ГКНПЦ им. Хруничева.
Завод «Британской инженерной компании Сибири «Бекос» в Мытищах после нескольких объединений вошёл в состав сегодняшнего РКК Энергия.
Завод «Русский Рено» в Рыбинске также был передан в авиационную промышленность и с 1928 года занимается производством авиамоторов — в настоящее время это НПО Сатурн (Рыбинские моторы).
Завод товарищества «Аксай» продолжил заниматься выпуском сельскохозяйственных машин, сегодня это ростовский завод «Красный Аксай».
Первый советский грузовик АМО-Ф-15 был создан в 1924 году (серия с 1925-го), а первый советский легковой автомобиль НАМИ-1 – в 1927 году. Таким образом, массовое автопроизводство, превосходящее дореволюционное, развернулось лишь во второй половине 1920-х. Получается, из-за революции и гражданской войны страна потеряла в развитии автопрома около десяти лет.
2. На «Руксперте» вышла статья про уникальную российскую авиатехнику – самолёты и вертолёты, которые стали первыми или лучшими в мире в каком-либо отношении:
https://ruxpert.ru/Российские_самолёты_и_вертолёты
Многие знают об изобретателе Игоре Сикорском, построившем в Российской империи первый многомоторный самолёт «Русский витязь» и первый в мире тяжёлый бомбардировщик и авиалайнер «Илья Муромец». После революции Сикорский вынужден был эмигрировать в США, где он создал первый в мире серийный одновинтовой вертолёт.
Менее известно, что Россия в годы Первой мировой войны выпускала одни из лучших в мире гидросамолётов, конструкции Дмитрия Григровича. К сожалению, как и автопроме, в 1917 году в российской авиационной промышленности начался многолетний провал – до 23-24 годов серийного производства самолётов собственной разработки не было, и лишь к концу 1920-х в России снова начали выпускать передовые по своим возможностям машины. Из-за этого отрасль также потеряла в своём развитии почти целое десятилетие.
3. В понедельник мой блог (http://olegmakarenko.ru) был недоступен больше часа, враги дидосили DNS-сервера. Специально на такие случаи подпишитесь, пожалуйста, на мой канал в Яндекс.Дзене. Там тоже выходят те же посты, а на «Яндекс» у врагов мощности атаки не хватит:
https://zen.yandex.ru/makarenko
Читатели также регулярно пишут мне о технических проблемах со входом в мой ЖЖ — то не залогиниться, если пользователь уже зашёл в другом блоге, то приходится вводить пароль перед каждым комментарием.
Корень проблем ясен — у меня отдельный домен, а код ЖЖ не очень здорово отрабатывает эту ситуацию. Как решать, увы, пока не знаю. Знаю только, что многое зависит от браузера. «Хром», например, у меня безбожно глючил, и я перешёл в итоге на Яндекс.Браузер — в нём всё отлично, авторизация не слетает никогда. В телефоне стоит мобильный «Хром», который шёл в комплекте к моему Хонор 20, с ним тоже всё нормально.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →