Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Выживание на Марсе (Surviving Mars)



Поиграл по совету читателей в симулятор марсианской колонии. Весьма поучительная штука: особенно для неисправимых романтиков, которые думают, будто огромный каменный шар на астрономическом расстоянии от Земли — это ужас как интересно.

Игра больше похожа на работу, эдакий симулятор прораба. Подключи воду, подведи электричество, не забудь про кислород, потереби подрядчиков, чтобы генераторы подвезли. Полагаю, что ровно в этом и будет заключаться 99% реального освоения Марса — унылая бытовуха, занудное решение текущих строительных и инженерных проблем.

Зачем в игру добавлены живые колонисты я так и не понял. Все реальные задачи замечательно решают роботы и, по большому счёту, роботами можно было бы управлять с Земли — было бы дешевле и эффективнее. Если разработчики хотели исподволь убедить меня, что люди в ближнем космосе не нужны, они своего замечательно добились, выдумав для человечков совершенно нелепые вакансии и развлечения. Работа бармена, модуль казино, магазин… ага, конечно. Без казино на Марсе совершенно никак!

Если вдуматься, уже сейчас, в 2019 году, огромному количеству людей от жизни нужно очень немного: питательная масса типа вассермановки с разными вкусовыми добавками, компьютер да беговая дорожка. Где конкретно будет расположена келья для хранения их физического тела, неважно: хоть на Земле, хоть на Марсе, хоть в космическом корабле. Проснулись, залогинились в компьютер, и пусть сидят там до ночи с небольшими перерывами на еду и прочие поддерживающие процедуры. Этих господ можно смело отправлять в дальние путешествия, причём не только на другие планеты, но и к другим звёздам, на кораблях поколений. Они не испытают ровным счётом никакого дискомфорта, даже если проведут в замкнутом пространстве всю свою жизнь.

Реальные люди на Марсе, впрочем, могут быть и более полезны, чем эти неумехи в симуляторе. Создатели игры почему-то проигнорировали опыт «Римволд» и прочих песочниц, убрав у колонистов способность автоматически учиться. Настоящий человек, — вот такой, как мы с вами, — гораздо умнее и смекалистее, чем небрежно заскриптованный компьютерный персонаж. Когда нам действительно надо, мы способны проявлять чудеса изобретательности, делая мощные и сложные конструкции буквально из палок и синей изоленты.

Может, вы назовёте меня сейчас неисправимым оптимистом, но я полагаю, что если забыть про зелёную ересь типа ветряков и солнечных панелей, которые всё равно не будут сколько-нибудь эффективны на Марсе, и если зарыться глубоко под Землю, вместо того, чтобы пытаться строить ненадёжные купола, то даже на другой планете нерешаемых проблем возникнуть не должно.

Первые поселенцы в США начали плохо. Проблемы на «Мэйфлауере» начались ещё в плавании, зимовка оказалась ещё тяжелее — до весны дожила только половина прибывших. У тех, кто полетит на Марс, будет, однако, огромное преимущество: коллективный разум всей планеты Земля, внимательно следящий за их приключениями и снабжающий их грамотными консультациями по всем вопросам. Как показывает опыт, это должно очень сильно помочь.

Не удивлюсь, кстати, если фанаты космоса самостоятельно наскребут в итоге деньги и на первую базу на Марсе. Суммы там не такие уж и большие, «Кикстартер» должен потянуть. На первый взгляд это кажется смешным, — как какой-то сайт в интернете может тягаться с гигантами вроде России, Китая или США, — однако я пишу вполне серьёзно. В России, к примеру, 147 млн человек. Платит налоги из них половина, остальные дети, пенсионеры и так далее. Из налогов основная часть идёт на социалку, остатки распределяются между армией, полицией, дорогами, экономикой и прочая, и прочая. В итоге выходит, что конкретно на космос идут налоги, собираемые, в лучшем случае, с нескольких сотен тысяч человек, при этом они ещё и распыляются на большое число космических проектов, далеко не всегда эффективных.

Условный «Кикстартер» теоретически вполне может при некоторой удаче собрать у себя миллион фанатов космоса и точечно проспонсировать один мощный, эффективный проект. Как я показал выше, тут не будет ничего невероятного — закон больших чисел в 2019 году говорит уже в его пользу.

Россию, кстати, «Парадоксы» в игре безбожно пессимизировали: играть за Россию сложнее, так как считается, что мы будем на марсианской колонии сильно экономить, выделять ей мало денег и ресурсов. Неприятно видеть такую оценку нашей страны, но… я согласен с тем, что на Марсе нам делать нечего.

Подобно Катону Старшему, я не устану повторять — главным космическим проектом для России должна сейчас стать база на Луне. Это одновременно и относительно недорогой, и важный с технологической точки зрения, очень мощный с точки зрения международного пиара проект. Мы должны направить сейчас на строительство лунной базы как минимум половину всех наших космических ресурсов: если нас опередят, например, наши китайские друзья, шанс будет упущен. Все следующие флажки космической гонки встанут уже в значительно, значительно большую цену.

Tags: Игры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal