Большая часть бедных людей является инвалидами с бухгалтерской точки зрения. Ходить по ведомствам, собирать бумажки, оформлять документы и сочинять заявления для них пытка. Собственно, и я-то, профессиональная канцелярская крыса, не испытываю большого удовольствия от перетаптывания в очередях и коридорной толкотни. Почти всегда я стараюсь доверять радость официального общения с государством кому-нибудь другому — несмотря на то, что в шкафу у меня лежит диплом бухгалтера, и что я зарабатываю себе на хлеб, помогая другим организациям разбираться с управленческим учётом.
Представьте, что инвалиду-колясочнику для получения пенсии предложат пройти небольшое испытание: забраться на третий этаж по узкой, крутой обледенелой лестнице без перил. Он, вероятно, справится, — с помощью друзей и альпинистской страховки, — но на следующий же день фотографии восхождения облетят все социальные сети, а ещё через день ответственные за это издевательство будут жестоко и показательно наказаны.
Тем не менее бумагами людей в России пытают веками (!), и эта освящённая эпохами традиция воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Прадедов на конюшне пороли, дедов пороли, и мы тоже потерпим…
Повторюсь, моя профессия — управленческий учёт. Я куда как лучше, чем мне того хотелось бы, представляю себе возможности среднего офисного сотрудника. Они, простите меня за жестокую откровенность, невысоки. Бедный же и больной человек, который попал в сложную жизненную ситуацию, на котором висит куча насущных проблем и у которого в кошельке шаром покати, ещё хуже приспособлен к бюрократическим приключениям. Нуждающийся в помощи навряд ли решится выполнять занудный квест с беготнёй по инстанциям и доказыванием, что он не верблюд, ради того, чтобы получать пособие в 500 рублей. Скорее всего, он предпочтёт махнуть рукой и жить, как жил: без помощи государства.
Ситуацию можно и нужно менять. Более конкретно, государству надо предпринять следующие очевидные шаги.
1. Прямо запретить требование каких бы то ни было заявлений, справок и тому подобного от получателей пособий.
2. Возложить все функции по оформлению пособий на соцработников.
3. Дать соцработникам полномочия для сбора информации.
Выглядеть это будет так. Допустим, у гражданина Беднова пенсия 10 тысяч рублей. Квартплата — 3 тысячи рублей. Так как в России государство дотирует квартплату, превышающую 20% от дохода, пенсионеру Беднову положена дотация.
Соцработник видит по базе, что у него в подопечных есть новый пенсионер. Идёт к нему в гости знакомиться, показывает корочку.
— У вас пенсия 10 тысяч?
— Да.
— А за квартиру сколько платите?
— Три тысячи.
— Вам положена дотация. Я отметила в системе, со следующего месяца дотация придёт на карточку вместе с пенсией. Вам делать ничего не надо, всё уже сделано. Приятного дня.
Вот так должно действовать государство для людей. Обратите внимание: под «людьми» я понимаю не только пенсионера Беднова, но и налогоплательщика Кувалдина, из чьих налогов Беднову и должны платит эту самую дотацию. Так как сейчас пенсионер Беднов нередко платит за всё в полный рост, а вот его сосед, гражданин Хитрозадов, имеет огромные заработки, но за взятки оформляет на себя кучу липовых справок и стрижёт с государства кучу незаслуженных плюшек. Оформление документов силами соцработников — это не только помощь тем, кто сам оформлять документы не любит, но и одновременно дополнительная защита от тех, кто пытается получать льготы по поддельным документам.
Повторю ещё раз: государство на такой реформе не только облегчит жизнь миллионам граждан, прекратив многовековую пытку бумажками, но и сэкономит немалую часть бюджета, отгородив от кормушки часть халявщиков. Дополнительного времени оформление документов у соцработников также не отнимет. Это простому человеку нужно тратить недели читая документы, потея в очередях и бегая туда-сюда. Когда же ты находишься внутри системы, для добавления очередного льготника достаточно потратить три минуты, проставив пару галочек и отправив одно электронное письмо: это ничуть не дольше самого обыкновенного отчёта.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →