1. К вопросу о нездоровом капитализме. Далеко не со всем можно согласиться во взглядах недавно почившего Иммануила Валлерстайна, автора популярной в окололевых кругах концепции мир-системного анализа. С одной стороны, идея того, что страны современного мира за счёт экономических и политических связей формируют некую единую систему, вполне самоочевидна. С другой стороны, большой ошибкой является отнесение России к «периферии» или «полупериферии» мирового капитализма.
Россия на протяжении последних нескольких веков входит в число великих держав, которые определяют судьбы Европы и всего мира. Да, мы уступаем сейчас сразу нескольким крупным капиталистическим хищникам, зато у нас вторая по силе армия, а наша обширная география и положение в центре Евразии даёт нам огромные возможности.
Вы спросите, а что же Советский Союз, каким боком он сюда относится, ведь там не было капитализма? Здесь сошлюсь на взгляды Валлерстайна:
https://nplus1.ru/material/2019/09/04/wallerstein-rip
Валлерстайн отрицал существование «трех миров»: капиталистического, социалистического и «третьего мира». Современный мир един, и он капиталистический. СССР тоже был включен в глобальное разделение труда и, тем самым, в капиталистический «мир-Систему», а его социалистическое устройство было не более чем организационной формой. В конечном итоге, он был подчинен той же логике приумножения капитала. Так что его крах на рубеже 1980-х — 1990-х годов Валлерстайна нисколько не смущал.
Это хорошо соотносится с мнением о том, что в СССР «настоящий коммунизм» так и не был построен, а вместо него возникла радикальная форма госкапитализма, в которой государство являлось доминирующим собственником, работодателем и одновременно поставщиком товаров и услуг. Советская сверхкорпорация монополизировала почти все ключевые сферы экономики и жизни людей, подавив внутреннюю конкуренцию и проиграв в итоге соревнование с менее централизованными экономическими системами.
2. Россия, оказывается, является одним из мировых лидеров в области создания судовых автопилотов для работы в порту:
https://ntinews.ru/news/khronika-rynkov-nti/marinet/sudovoy-avtopilot-prishvartuet-korabl-po-tekhnologii-dvukh-opornykh-tochek.html
Ученые Государственного морского университета имени адмирала Ушакова (Новороссийск) с помощью технологий искусственного интеллекта разработали систему автопилота для морских и речных судов, которая полностью автоматизирует навигацию грузового судна при заходе в порт и его швартовку. <...>
Алгоритмы искусственного интеллекта, которые применяются в разработке, позволяют технической аппаратуре судна адаптироваться к текущим условиям эксплуатации, в числе которых погодные условия. Подобного функционала у других производителей сегодня нет. <...>
За счёт использования всех составляющих отечественной технологии Т2ОТ российские компании, работающие в сфере морских перевозок и судостроения, смогут обеспечить технологическое лидерство в области лоцманской проводки, швартовки и мониторинга судна у морского терминала. По оценке экспертов, объем незанятого рынка для разработанной технологии в России составляет 6,5 млрд рублей (2,5 тыс. судов), а во всем мире – 101,1 млрд рублей (почти 39 тыс. судов).
3. Тем временем, в Китае – новом восходящем центре мирового капитализма – власти по-прежнему оставляют значительную свободу для бизнеса, но всё жёстче контролируют население. С 1 декабря Поднебесная станет первой страной в мире, где для покупки SIM-карты придётся проходить процедуру сканирования лица:
https://hitech.newsru.com/article/04oct2019/china_sim
Министерство промышленности и информатизации КНР утверждает, что это делается ради «защиты прав и интересов граждан в киберпространстве», а также для борьбы с мошенничеством.