В каждом втором споре употребляются слова «свобода» и «рабство». Но кто же скрывается под именем «раб»? Оказывается, это слово имеет удивительно широкий диапазон значений.
Начнём с классики, с толкового словаря Ожегова. Тем более, что у него целых три определения раба. Первое:
В рабовладельческом обществе: человек, лишённый всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью.
Это определение не зря дано первым. Согласно этому определению, раб — это вещь. Чья-то собственность. Это будет юридический раб. Второе определение раба у Ожегова слишком бесцветно, поэтому сразу перейду к третьему:
Человек, который целиком подчинил кому-чемун. себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба.
Это значение часто используется в спорах. Примерно так: «А не являешься ли ты, Фриц, рабом своего разума»? Отвечаю. Не являюсь. Потому что, согласно этому определению, должна подчиниться именно воля. А моя воля разуму не подчиняется.
Бывают, однако, и рабы своего разума. Мой любимый пример — Кириллов из «Бесов» Достоевского. Короткий разум Кириллова подсказал ему, что нужно покончить жизнь самоубийством, чтобы стать Б-гом. И Кириллов послушался своего убогого разума. Назовём такого раба, воля которого подчинена чему-то внешнему, безвольным рабом.
Дальше, какой ещё может быть раб? Бессмертный Ницше писал следующее:
Ницше: Тот, кто не может посвятить две трети дня самому себе — должен быть признан рабом.
Обратите внимание, согласно этому определению, рабочие, работники и вообще наёмные служащие — тоже рабы. Назовём таких рабов экономическими рабами. Даже, пожалуй, можно расширить определение Ницше. Экономический раб — это человек, который получает за свою работу деньги или другие материальные блага.
Зачитаю теперь из Библии (Исх. 20:2):
Я Господь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской.
Общеизвестно, что христиане являются рабами своего Б-га. В эту же категорию нужно отнести мусульман, коммунистов и прочих верующих, которые живут ради какой-то идеи либо божества. Назовём таких людей идейными рабами.
Заслушаем Маркиза де Сада:
Я хочу, чтобы для меня и моих друзей ты была послушной женщиной и рабыней, а для прочих — деспотом, и обещаю, что предоставлю в твое распоряжение все возможности для этого.
Нельзя, конечно же, не упомянуть и такую категорию рабов, как сексуальные рабы.
Ещё одно определение, некого Вячеслава Брима:
Рабство — это единственное положение вещей, при котором человек более всего спокоен за свое настоящее и будущее.
В категорию рабов-по-Бриму нужно отнести людей, которые ведут себя как рабы, хотя ими и не являются. Например, сюда можно отнести бедняков, которые ждут помощи от государства, вместо того, чтобы решать свои проблемы самостоятельно. Узнать таких рабов очень просто — они убеждены, что кто-то должен кормить их и заботиться о них. Это — добровольные рабы.
Подведём итог нашим определениям. Как видим, рабы бывают очень разные. А ведь я привёл всего несколько определений — наверняка есть и другие. Поэтому, когда в споре звучит слово «раб», разумно не бросаться сразу в спор, а уточнить сначала у оппонента — какой именно сорт рабства он имеет в виду.