Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

С какой целью на самом деле ставят роботов в магазины



Владельцы «Пятёрочки» открыли роботизированный магазин. Технически всё устроено примерно как в «Амазоне» — всё вокруг нашпиговано видеокамерами, которые автоматически учитывают, сколько и чего покупатель снял с полок. Так как посетители учитываются на входе, шансов у мелких воришек практически нет: если не на первой, так значит на третьей или на пятой краже расхитителя капиталистической собственности поймают и забанят.

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/09/06/810678-x5

Скажу больше: в продовольственных магазинах воруют обычно не посетители, а сами сотрудники. На каждого бомжа, сожравшего втихую три сырка в дальнем углу, приходится какой-нибудь помощник менеджера, тянущий домой эти же сырки целыми ящиками. В робопятёрочках будет меньше и сотрудников, и неучтённых перемещений товара. Полагаю, и краж там тоже будет значительно меньше.

Теперь о том, зачем X5, «Метро» и прочие владельцы розничных сетей вкладывают сейчас серьёзные ресурсы в роботизацию. Если вы думаете, что только ради экономии на зарплатах, спешу возразить: магазин — это не такси, где на одного таксиста приходится обычно один пассажир. Неквалифицированный труд кассира супермаркета и так-то оплачивается крайне скудно, а когда массовая роботизация ударит по экономике, платить им, вероятно, будут ещё меньше. Зарплаты кассиров — важная, но не критично важная часть расходов.

Время, которое покупатели проводят в очередях к кассам, ритейлеров также не волнует. Более того, обычно они специально создают очереди, чтобы люди покупали что-нибудь мелкое со стоек у касс: шоколадки, жвачки и всякое прочее, на что они и не посмотрели бы, если бы не вынуждены были ждать, когда кассир подсчитает предыдущих покупателей.

Площадь, которую занимает рабочее место кассира, также не является критичной. Вероятно, можно сэкономить пару квадратных метров, если заменить кассира на робота, однако даже если эти сэкономленные метры выльются в итоге в 10 тысяч рублей ежемесячно, их всё равно не хватит, чтобы затевать большую возню с внедрением новых, необкатанных технологий.

Немного разбираясь в продажах, предположу, что главная задача роботизации заключается в том, чтобы перейти от конвейерного обслуживания к индивидуальному.

Представьте, приходите вы в «Пятёрочку». Сейчас вы в лучшем случае здороваетесь с охранником и кассиром перед тем, как пройти в зал. Диалог со знающим вас в лицо роботом может быть гораздо более развёрнутым:

— Здравствуйте, Олег Александрович, рад приветствовать вас в нашем магазине.
— Привет, робот.
— У нас сегодня завоз халвы. Появился новый сорт, с мёдом и кунжутом. Так как вы ценитель, для вас особое предложение: скидка в 70% на первую упаковку.
— А кто производитель?
— «Визиревский завод». Я включу для вас оранжевую световую дорожку из указателей, чтобы вам было проще найти нужный стенд.

Если среди моих читателей есть маркетологи, я уже представляю, как у них загорелись глаза. Да, всё верно: интенсивность рекламных акций можно будет увеличить раз в десять, так как они будут бить не по площадям, а точно по целевым группам. Да, дорожку из указателей робот проложит таким образом, чтобы покупатель прошёл мимо самых заманчивых для него полок. И, конечно, можно будет прикидывать, что там лежит в холодильнике клиента, чтобы предлагать ему именно те товары, которые ему сейчас нужны.

Добавим к этому дефицит общения, который испытывают очень многие люди, и станет ясно, что дружелюбный робот по всем статьям бьёт традиционного, затюканного корпоративной дисциплиной кассира.

Помните, как 15-20 лет назад типичный магазин представлял собой или осклизлый гулкий универмаг с невнятной серой выкладкой, или обшарпанный ларёк с мятым товаром за грязными зарешёченными стёклами? Супермаркеты западного образца жрали своих конкурентов с такой скоростью, что едва успевали открывать новые магазины — у старорежимной торговли, построенной «от продавца», практически не было шансов выстоять в этой борьбе.

С большой долей вероятности, то же самое будет в ближайшие 10 лет происходить и с розничными сетями. У владельцев супермаркетов просто не будет выбора: или они будут на входе приветствовать покупателей по имени-отчеству, или покупатели будут голосовать за роботов ногами и кошельком.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 256 comments