Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Мединский и аниме: приговор Министерству культуры



Если бы господин Мединский грязно выругался на публике или, скажем, сказал бы «творог» вместо «творог», я бы даже и бровью не повёл: все мы люди, всем нам свойственно ошибаться. К сожалению, произошло нечто более страшное: министр культуры на полном серьёзе заявил, что считает комиксы для взрослых… убожеством. Цитирую РИА Новости:

https://ria.ru/20190904/1558300741.html

«Комикс – это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Что такое комиксы? В принципе, как вам сказать, это не еда. Ориентация комикса должна быть на ребенка, который только учится читать, до семи или восьми лет, но взрослому человеку читать комиксы, мне кажется это убожеством», – заявил Мединский.


Короткая реплика министра выносит суровый приговор всей нашей официальной культуре. Из неё следует, что за культуру сейчас отвечают бюрократы в плохом смысле этого слова, премудрые пескари, которые видят свою задачу в максимально безопасном, сугубо вахтёрском сохранении традиций.

Пожалуй, это не так плохо, как могло бы быть: уж лучше подкармливать музеи и тратить деньги на бездарные фильмы, чем взрывать памятники архитектуры и силой насаждать какое-нибудь очередное идеологическое сектантство. Тем не менее от министерства культуры столь важной в культурном отношении страны, как Россия, я всё же жду большего, нежели тревожное шарканье по паркету за спинами разглядывающих картины туристов.

Я не смотрю аниме. Пытался однажды, — вон тот известный фильм про географию, в котором героями были страны мира, — но не смог осилить из-за некачественного перевода. Вместе с тем я отчётливо понимаю, что некоторые комиксы — это искусство в чистом виде, а получивший «Золотой глобус» фильм «Левиафан» — не более, чем качественно снятая халтура. Это факт, и, как говорят старые петербуржские интеллигенты, «если это надо объяснять, то это не надо объяснять».

Современная культура делится на два огромных континента.

Первый континент — культура традиционная, одобряемая живущими по инерции учительницами начальных школ. Картины, статуи, музеи и театры, опера и кинематограф. Выставки, вернисажи, торжественное обрезание ленточек в компании манерной и хорошо одетой публики. В традиционной культуре тоже хватает проблем, — в том числе и с полноводными потоками бюджетных денег, которые почти начисто пересыхают на пути к не имеющим мохнатых лап талантам, — однако тут государство работает, и тут работа государства приносит какие-то результаты.

Второй континент — культура современная, о существовании которой малообразованные люди даже не подозревают.

1. Комиксы для взрослых, которые, разумеется, не ограничиваются ни аниме, ни тематическими наборами фривольных сцен.

2. Стоящие на стыке с комиксами мемы.

3. Компьютерные игры, давно уже бьющие традиционные фильмы практически по всем статьям.

4. Многочисленные мелкие лакуны творчества, такие как восьмибитная сцена, например.

Наше государство, которое спускает сейчас сотни миллиардов рублей на приобретение автоклубов, строительство кинозалов и прочую актуальную в эпоху Сталина деятельность, даже не подозревает, что человечество ещё не вышло на дремотную пенсию, и что за последние 50 лет успели появиться целые пласты новой культуры.

Я так точно показываю границу, — 50 лет, — так как у меня есть две хороших зацепки, позволяющих приблизительно вычислить задержку в развитии. Первая зацепка — это господин Шнуров, который недавно вошёл в состав Общественного совета при Комитете Госдумы по культуре:

https://www.pnp.ru/politics/sergey-shnurov-voshyol-v-sostav-obshhestvennogo-soveta-pri-komitete-gosdumy-po-kulture.html

Панки набрали популярность как раз примерно 50 лет назад, став для музыки чем-то типа «Чёрного квадрата» Малевича. Казимир Малевич изобрёл искусствоведческий ноль, минимально возможную картину, а панки расширили искусство в сторону непотребства, доказав, что обсценная лексика и отрицание правил поведения в обществе также могут стать основой для музыки.

Теперь, через 50 лет, панки уже забронзовели в достаточной степени, чтобы занять достойное место где-то рядом с античными статуями: чиновники слушают сейчас матерную ругань с тем же напряжённым спокойствием, с которым они разглядывают открытые всем ветрам гениталии Аполлона.

Компьютерные игры, с другой стороны, начали широкое распространение только 40 лет назад, в семидесятых-восьмидесятых годах. До компьютерных игр наши чиновники ещё не доросли, следовательно, их культурный уровень пока что находится где-то там, около 1970 года.

Я знаю, сейчас кто-нибудь непременно напишет, что государство ему не нужно, и, дескать, лишь бы торренты не блочили, а уж он сам как-нибудь разберётся и с комиксами, и с мемами.

Здравое зерно в этой логике есть. Действительно, Министерству культуры стоит сказать спасибо хотя бы за его попытки, — пока что не слишком успешные, — оцифровать наши бесценные архивы. Действительно, создатели мемов, комиксов и игр пока что неплохо себя чувствуют и без ритуальных поцелуев с толстощёкими вельможами в дорогих пиджаках. Действительно, российский кинематограф, которому Министерство культуры отгружает деньги с удивительной щедростью, пока что не радует нас выдающимися достижениями.

Вместе с тем вся история мирового искусства доказывает, что с помощью государства можно добиться большего, чем без его помощи. Интернет стал сейчас бойцовской ареной, на которой схлестнулись в схватке несколько мощных культур, прежде всего — российская и американская. Американская культура очень сильна, она опирается на значительно большую аудиторию, и она получает полновесную поддержку от государства. У нас тоже есть несколько сильных карт в руке, но если мы пустим всё на самотёк, русский язык скорее всего в итоге проиграет английскому как из-за меньшего количества качественного контента, так и из-за того, что многие наши талантливые творцы предпочитают сейчас уезжать из России куда-нибудь в Ирландию.

На этом фоне презрительное поплёвывание на комиксы с одновременным выделением музею Петра Войкова сытных бюджетов на полировку именных маузеров выглядит откровенно проигрышной стратегией.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 457 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →