В России снова начали делать достойные внимания игры. Прошёл сейчас «Старое Царство Египта» от отечественного разработчика, «Кларус Виктория». Если бы я не разбирался в играх, я бы поставил «Старому Царству» десять из десяти баллов: удобный интерфейс, аккуратная графика, полное отсутствие багов… казалось бы, чем не шедевр?
К сожалению, разработчики с размаха напоролись на традиционную для нашей педагогики проблему. Вместо реальной компьютерной игры, в которой игрок мог бы почувствовать себя правителем Египта (или хотя бы крупным чиновником), они сделали интерактивный учебник. Всю кампанию я чувствовал себя младшим братом, которому старший брат выдал ни к чему не подключенный пульт от приставки, чтобы тот не мешал ему играть.
Я что-то делал, что-то строил, переставлял туда-сюда рабочих и отбивался от каких-то набегов, однако меня не оставляло ощущение, что от моих действий ничего не зависит. Ничего, кроме оценок, которые мне выставляли после прохождения каждой династии: совсем как если бы я сидел за школьной партой и получал свои тройки с пятёрками за прилежное прослушивание.
Такой «кинематографический» подход, когда игрока силой протаскивают через жёстко определённый, рельсовый сюжет, не очень-то хорош даже в зрелищных играх типа пропагандистской «Колл оф Дюти». Стратегиям, в которых сам жанр задаёт примитивность графики, рельсовый сюжет и вовсе противопоказан.
На сайте «Кларус Виктория» размещён девиз — «делать качественные стратегии и симы, которые не только развлекают, но и делятся с игроками знаниями». Похоже, разработчики руководствовались при создании игры именно этим девизом — получилось весьма антуражно, но не слишком-то играбельно.
В качестве примера: разработчики создали огромное дерево технологий, однако при этом каждая отдельная технология практически ни на что влияет, а открывать технологии нужно линейно, чуть ли не одну за другой. Исторично? Наверное, да. Интересно? Не интереснее, чем следить за часами, высчитывая, сколько минут осталось до конца урока.
Суть компьютерных игр заключается в том, что игрок может что-то делать самостоятельно. Он не просто сидит на пассажирском сиденье, наблюдая за дорогой, а сам крутит руль и сам нажимает на педали. За два часа игры я узнал о Египте, пожалуй, меньше, чем если бы посмотрел хороший двухчасовой исторический фильм.
С одной стороны, как вы уже поняли, моя оценка итоговая отрицательна: я очень сомневаюсь, что у «Старого Царства» появится толпа фанатов, которая будет перепроходить его раз за разом, обсуждая свои приключения на форумах. «Старое Царство» напоминает бесплатную игру для мобильников, если вы понимаете, о чём я.
С другой стороны, с технической точки зрения игра очень хороша — всё, кроме геймплея, сделано очень качественно. Результат можно сравнить с кинофильмом, который снят отлично, но по плохому сценарию. Такой кинофильм заставляет надеяться, что в следующей ленте явная проблема будет исправлена, и тогда публика получит настоящий шедевр.
В 1997 великий Сид Мейер аналогичным образом увяз в историчности, выпустив не очень удачную «Битву при Гёттисберге». Цитирую:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мейер,_Сид
Исторические игры могут быть испорчены, если геймдизайнеры наполнят их правильной для своего времени грамматикой, всеми апострофами и редко используемыми согласными. В то же время, можно разработать детальную и точную симуляцию, которая предоставит чрезвычайно точную модель части реального мира. Но, как говорит в этом случае Сид Мейер, в этих играх удовольствие получает либо геймдизайнер, либо компьютер, но не игрок.
Сейчас я наблюдаю в России затишье перед бурей — появляется всё больше студий высокого уровня, которые выстреливают игру за игрой. Пока что выбить десятку не удаётся: в «Стиме» один за другим появляются, как говорили журналисты двадцать лет назад, «крепкие середнячки». Вместе с тем этот плотный поток середнячков показывает наш уровень. Нам остаётся теперь только подождать, когда количество перейдёт, наконец, в качество.
И, да, если у вас есть подопытный школьник, скормить ему «Старое Царство» — вполне разумная идея. В игре не так много простора для игрока, как в «Рассвете человека», про который я недавно рассказал, однако шансы, что ребёнок с удовольствием нырнёт в атмосферу древнего Египта хотя бы на пару часов, достаточно высоки, чтобы рискнуть.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →