Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Беспилотные грузовики в Петербурге



Был на выходных в гостях у фирмы, которая разрабатывает беспилотные грузовики. Расположена в Петербурге, называется «Ai30 Technology». Большая часть команды — программисты из СПбГУ, ИТМО, Политеха и тому подобных технологических центров.

https://ai30technology.com/

Суть плана следующая.

1. Сконструировать собственный небольшой грузовичок, изначально рассчитанный на управление роботом.
2. Разработать систему автономного вождения.
3. Начать оказывать транспортные услуги.

Так как один робот заменяет примерно четверых водителей, экономия прямо со старта получается огромной. При некоторой удаче рынок у традиционных компаний можно будет отжирать целыми кусками.

Тут, конечно, следовало бы задуматься о том, сколько в России миллионов профессиональных водителей, и что намерено делать с их трудоустройством государство, однако беда в том, что выбора ни у кого нет.

Немного инсайда из источников, которые я предпочту не называть. Так как в России взят курс на цифровую экономику, государство мощно поддерживает направление роботизации. Беспилотные комбайны уже чуть ли не на стадии сбора предзаказов у фермеров, а по беспилотным автомобилям НТИ прямо сейчас проводит очень серьёзный конкурс, в финал которого прошли на днях пятеро участников:

https://asi.ru/news/103132/

Я предполагаю, что победитель этого конкурса получит безлимитное финансирование от государства, при этом шансы на распил или показуху я в этом конкретном случае оцениваю как очень низкие, ибо конкурс курируют очень серьёзные фигуры. Судя по всему, победитель конкурса реально выпустит на дороги полностью готовые к российским условиям машины. Всё это означает, что робомобили — уже почти реальность, нравится нам это или нет.

Если бы Россия пошла не по пути цифровой экономики, а, например, по пути "опоры на собственные силы" и бережного сохранения традиций, ситуация была бы иной — при наличии политической воли и согласия в обществе можно бы сопротивляться прогрессу ещё лет 15-20. После окончания этого периода мы однако обнаружили бы себя в бедной и технологически слабой стране, не способной конкурировать с соседями. Излишне пояснять, что это слишком плохой сценарий, чтобы думать о нём иначе, как о катастрофе.

Говоря по совести, было бы лучше, чтобы роботизация шла гораздо медленнее: с той скоростью, на которую надеются скептики в комментариях. Мы вступаем в очередную эпоху перемен, и я бы предпочёл наблюдать за событиями не из окна собственного дома, а из уютного кресла кинотеатра. Выбора однако у нас нет — карты сданы, и мы должны выжать максимум из тех карт, которые нам достались.

Вернёмся к Ai30 и их грузовикам. Первым делом я спросил, почему инженеры решили делать свой грузовичок с нуля вместо того, чтобы купить какой-нибудь готовый и навесить на него нужное количество радаров. Причина оказалась неожиданной — современные технологии резко удешевили процесс создания новых моделей автомобилей: разработать собственный грузовик сейчас не сложнее, чем сделать хорошую радиоуправляемую модель 30-40 лет назад.

Аккумуляторы на грузовиках будут для начала стоять обычные, литий-ионные. Хватает их не меньше, чем на 800 тысяч километров, и этого вполне достаточно, чтобы с запасом выигрывать у дизельных двигателей по цене. Дальность пробега на одной зарядке установили в 400 километров: тоже вполне сравнимо с соляркой.

Одну из серьёзных проблем электромобилей, долгое время зарядки, решили очень просто — аккумуляторы будут не заряжать, а менять. У «Теслы» такая идея не пошла, так как водители не захотели менять свои хорошие аккумуляторы на чужие, неизвестно в каком состоянии. Здесь все грузовики будут в собственности одного владельца, так что такого вопроса не возникнет.

С софтом ситуация аналогичная — все библиотеки сейчас есть в открытом доступе, поэтому простейшую систему распознавания знаков и светофоров может собрать на коленке любой смышлёный студент. Команда из нескольких хороших программистов может довольно быстро перейти уже на следующий этап, разработать полноценный автопилот, способный уверенно перемещаться в реальном дорожном потоке.

Возможно, мы снова вступаем в тот романтический период начала XX века, когда небольшие фирмы по сборке автомобилей открывались чуть ли не в каждом крупном городе. Рынок беспилотников обещает быть таким большим и таким сладким, что крупные компании не будут иметь на нём преимущества. Да, какая-нибудь корпорация сможет сделать робота на 20% дешевле, чем маленькая мастерская. Однако из-за своей неповоротливости корпорация будет делать этого робота пять лет, а маленькая мастерская справится за полтора года.

Повторюсь, технологии сильно упростили разработку. Так, к примеру, все эти системы ESP и ABS, которыми ещё недавно так гордились автопроизводители, делаются на беспилотниках чуть ли не по щелчку пальцев, путём добавления простых и небольших кусочков кода. Заботиться о безопасности пассажиров грузовикам не нужно, ибо в них не будет мест для пассажиров, а разная оптимизация и продувы в аэротрубах на скорости в 50 километров в час существенного выигрыша не дают.

Есть и ещё один фактор, который играет в пользу небольших компаний из России. Наши дорожные условия отличаются от китайских и американских, у нас на дорогах часто бывает снег и гололёд, у нас на большей части территории страны бывают морозы в минус 30 или даже в минус 40. Пока крупнейшие рынки не насыщены, делать специальные машины «под Россию» корпорации типа «Вэймо» захотят навряд ли.

Пока что, как вы видите на картинке к посту, проект находится на ранней стадии, и вместо реальных фотографий своего шаттла Ai30 показывает только рендер. Автопилот обкатывается на обычном «приусе», а первый опытный образец грузовика собирается где-то у Московских Ворот и будет готов примерно в мае.

Если всё пойдёт хорошо, коммерческая эксплуатация системы начнётся в 2021-2022 годах, как раз к моменту выхода нужных изменений в российском законодательстве. Учитывая быструю окупаемость, предположу, что беспилотники буквально за несколько лет захватят большую часть рынка перевозок в России — независимо от того, будут ли это беспилотники от Ai30 или от каких-то других разработчиков.

Задавайте вопросы в комментариях — Илья, представитель компании, обещал поучаствовать в обсуждении.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 411 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal