Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Меньше месяца до вероятного банкротства «Теслы»



Для «Теслы» наступает момент истины. Уже в марте Илон Маск должен или выплатить миллиард долларов, или обанкротиться. Автор статьи на РИА пишет, что банкротство — самый вероятный сценарий, ибо денег у креативного инженера нет, однако лично я всё же думаю, что господин Маск с большой долей вероятности выкрутится:

https://ria.ru/20190203/1550245865.html

Логика у меня следующая. «Тесла» терпит убытки и страдает далеко не первый год. Наука подсказывает нам, что мы обычно находимся в середине проблемы — то есть если компания находилась в предбанкротном состоянии три года, то можно рассчитывать, что она протянет ещё примерно три года. Разумеется, этот метод пригоден только для очень грубых оценок, однако он в любом случае работает лучше, чем логика «через 50 метров будет ров, они в нём точно утонут».

Илон Маск — опытнейший авантюрист. Только за 2018 год он успешно выбрался из кучи ловушек, каждой из которых хватило бы, чтобы довести до отчаяния любого нормального бизнесмена. Было бы наивно думать, что мистер Маск не сумеет и на этот раз как-нибудь извернуться, чтобы найти те несколько сотен миллионов долларов, которых ему не хватает до искомого миллиарда.

С другой стороны, конкретно сейчас тучи над производителем электромобилей и вправду сгустились как-то особенно нехорошо. Цитирую:

https://t.me/crimsondigest/742

1. На недавнем открытом совещании по результатам четвертого квартала 2018 было объявлено, что из компании уходит (уже не знаю какой по счету) финансовый директор. По всем канонам это "red flag", признак неблагонадежности компании, тем более что сих пор к фантастическим результатам III и IV квартала есть серьезные вопросы [скептики полагают, что финансовые директора уходят, так как не хотят отвечать в том числе и за подделку этих результатов — прим. О.М.]:

https://www.cnbc.com/2019/01/30/musk-says-tesla-cfo-deepak-ahuja-is-leaving-the-company.html

2. Очень сильно падает спрос на авто Tesla в США – в январе упали на 74% месяц к месяцу, и это очевидно вызвано истечением господдержки для этого вида авто:

https://www.latimes.com/business/autos/la-fi-hy-tesla-sales-plung-20190201-story.html

3. Напоминаю, что вся аргументация оптимистов по Tesla Motors (точнее Маско-культистов) заключается в том, что Tesla – это компания взрывного роста. Отсюда абсолютно идиотская оценка компании, ее гигантская капитализация и так далее.

То есть для того, чтобы даже текущая цена была оправдана, Тесле нужно не просто выжить и избежать банкротства (Маск сам признавал что в 2018 Tesla была в "нескольких неделях от неплатежеспособности"), а ещё и расти как на дрожжах и доминировать на рынке, который заполняется гораздо более качественными и доступными электрокарами других производителей.

Моя целевая цена по Tesla Motors – $0, как уже неоднократно сказано. Но даже если отбросить банкротство (всегда есть риск что найдется богатый идиот с большими деньгами, так уже много раз было во время пузыря Доткомов), то можно посмотреть на забавную математику.

Берем с сайта Nasdaq (для простоты сравнения) отношение цены акции автомобильных компаний к средней квартальной прогнозной прибыли на акцию за 2020 год – т.е. смотрим в то самое счастливое будущее, когда у Tesla по версии оптимистов наконец-то все станет совсем хорошо (Price/Earnings Ratio is given by dividing the Last Sale Price by the Average EPS (Earnings Per Share) Estimate for the specified fiscal time period).

Nasdaq берет эти оценки у очень респектабельного Zack's Investment Research. Получаем:

— General Motors: 7,21 (https://www.nasdaq.com/symbol/gm/pe-ratio)
— Ford: 6,84 (https://www.nasdaq.com/symbol/f/pe-ratio)
— Fiat Chrysler: 4,23 (https://www.nasdaq.com/symbol/fcau/pe-ratio)
— Tesla: 43,20 (https://www.nasdaq.com/symbol/tsla/pe-ratio)

Если отбросить "миф про рост" и предположить (что само по себе очень оптимистично), что Tesla будет в будущем просто нормальным автоконцерном (даже со стабильной прибылью), то при сдувании её оценки до нормальных для автосектора соотношений цены акции к прибыли на акцию, цена акции Tesla должна упасть в 6 раз (если считать примерно до уровня General Motors), т.е. от нынешних $312 до около $52 долларов. И это оптимистичный вариант. Есть подозрение, что вереница высших менеджеров и директоров Tesla, которые один за другим сваливают из компании и окэшивают свои акции, как минимум провели аналогичные расчеты.


Подведу итог

Опасная точка уже скоро — выплату 920 миллионов долларов нужно будет произвести 01 марта. Мой долгосрочный прогноз по «Тесле» совпадает с прогнозом Кримсона, я полагаю, что в итоге компания обречена на банкротство. Собственно, если бы я не был эмоционально привязан к рублёвой зоне, я бы, пожалуй, даже сделал на банкротство «Теслы» денежную ставку.

Тем не менее конкретно по событию 01 марта я никаких ставок делать не готов. Может, Илон Маск найдёт деньги, может, не найдёт. Шансы на этот раз, на мой взгляд, примерно равные: даже, пожалуй, с некоторым уклоном в сторону «таки выкрутится».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 292 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →