Читатель прислал небольшое письмо в защиту торговых сетей. Моё мнение по этому вопросу вы знаете — я считаю, что торговые сети нужно методично ограничивать законами, чтобы они не душили своими размерами ни отечественного производителя, ни мелкий розничный бизнес.
Вместе с тем я должен признать, что 90% проблем российского малого бизнеса имеет сугубо внутренние причины — нежелание или неумение работать как у собственников, так и у наёмных сотрудников. Цитирую теперь обещанное письмо:
Здравствуйте Олег. Знаю, что вы скорее противник торговых сетей, однако хочу с вами поделиться историей которая со мной приключилась на прошлой неделе. Надеюсь, что мой рассказ будет полезен «независимым» предпринимателям.
Небольшое вступление – 7 января, несмотря на то, что был понедельник, в России был праздник, Рождество. В праздники, как правило, у нас ничего не работает, однако история со мной случилась не 7-го а уже 8-9-го января, во вторник и в среду.
8-го января, примерно в 15:30, я обнаружил, что у меня дома (а живу я в частном доме в деревне) пропало отопление. Когда я проверил котел, я обнаружил что он умер. Котел у меня отечественный, но не от того, что я такой патриот, а потому, что когда я его (6 лет назад) устанавливал, других не было. Обычно бывают, но вот в тот прям момент не было.
На котле был номер сервисного центра 8-800, по которому я сразу начал звонить в поисках мастера/запчастей, но там мне ответили, что ближайший мастер есть в Рязани (около 120 км от моего дома), а запчасть (насос) надо заказывать, и доставка будет около недели (но без гарантии). Положив трубку я прикинул, что на улице на тот момент было -17, время уже 16:00, а дома пока ещё около 20 градусов, жена и двое детей. Я решил, что ну его нафиг этот насос, и надо покупать новый котел. Причем срочно.
Первым делом я поехал в райцентр. Райцентр находится в 20 километрах от деревни. В райцентре живет около 10-12 тысяч человек и там кроме нескольких строительных магазинов есть две компании, которые занимаются отоплением.
Одна компания на рынке уже лет 10, если не больше. Она занимается исключительно «итальянскими» и «японскими» котлами, занимается продажей, установкой и ремонтом. Первым делом я полетел туда. На дверях компании я увидел объявление, что в связи с Рождеством она работает 8 и 9 января с 10:00 до 16:00. На часах было 16:25.
Сразу после этого я поехал во вторую компанию (она на рынке пару лет), которая занимается котлами разных брендов: там только магазин, установщиков и мастеров у них нет. Вторая компания в 16:45 оказалась тоже закрытой, несмотря на график работ с 9:00 до 18:00. Каких-либо объявлений на двери не было.
Я поехал по строительным магазинам, так как они иногда занимаются котлами до кучи. Из трёх строительных магазинов один был закрыт, второй был открыт, но там перекладывали кафель и в нем никого не обслуживали, а третий строительный, о чудо, (он был местный сетевой магазин, все остальные были частники) был мало того, что открыт в 17:00, но и даже даже работал. Котлов однако в нём не было.
Я вернулся домой. Проехав по соседям и попросив у них обогреватели, я расставил 4 обогревателя в четырёх углах дома и полез в интернет искать работающий магазин хотя бы в Рязани. На часах было около 6 вечера. Вот тут я сделал огромную ошибку, которая стоила мне кучи нервов, но об этом позже.
Примерно до 8 вечера я бегал по «Яндексу» и звонил в конторы, которые занимались газовыми котлами. Дело в том, что у меня есть привычка автозапчасти покупать в магазине автозапчастей, стройматериалы в магазине стройматериалов, и соответственно я искал магазин котлов для покупки котла, желательно с мастером-установщиком. Обзвонив контор двадцать, я нашел одну (!) во всей Рязани, сотрудник которой пообещал притащиться на работу в 7:30 утра (обычно они работают с 9), подобрать мне либо насос, либо котел и часам к 10 отправить ко мне мастера.
Ночью температура на улице упала до -22. Вы когда ни будь пробовали поддерживать температуру в доме площадью 200м2 (в один этаж) с помощью четырёх обогревателей по 2 киловатта? Один стоял в детской – там спало 2 ребенка. Вообще, у детей разные комнаты, но мы их положили в оду благо дети маленькие (5 и 6 лет). Второй был в спальне, где спала жена. Третий был в игровой площадью в 35м2, стоял он у окна, чтобы отсекать холод: во всех комнатах у нас огромные окна практически от пола и практически во все стены. Четвертый стоял в гостиной, даже не знаю, зачем. Площадь гостиной 60м2, в ней 2 огромных окна, и стоял он там разве что для успокоения души (не особо успокаивал). На кухне на плите стояла большая кастрюлька с водой в режиме томления. Я в это время пытался уснуть, представляя как у меня замерзает система отопления, как дети превращаются в сосульки и т.п. Сейчас, спустя неделю, я понимаю, что нечего было нервничать, но тогда было некомфортно.
Я выехал из дома 9 января в 5 утра. В 7 утра я стоял у магазина и ждал продавца. В 7:30 он не пришел. В 8:00 тоже. Трубку не брал.
Тогда я поехал в сетевой строительный магазин известного французского бренда. В районе 10 утра я уже был дома с котлом, и в районе 11 я его уже установил. Опустим тот факт, что на следующий день я написал заявление в газовую компанию, чтобы они пришли и сделали мне пуск котла (сам я не имел права его пускать), и что прошла уже неделя, а от них так никто и не появился. По закону всё это время я должен был бы сидеть без отопления, однако кого это волнует?
Цифры. Самое интересное.
Когда я ехал в райцентр, я был готов потратить на решение проблемы около 60 000 рублей, из расчета, что около 50 000 будет стоить котел, и 10 000 нужно будет заплатить мастеру, чтобы он мне его установил немедленно. Средняя зарплата по нашему району 16 000 в месяц. Котел я поставил сам за час. Таким образом я был готов отдать мастеру за час работы практически среднюю месячную ЗП, но мастер празновал Рождество.
Котел я купил за 37 000 рублей, а был готов отдать полтийник. Тем не менее все местные магазины (2 чисто по котлам, 2 строительных и ещё около 20 рязанских магазинов) не работали. Они тоже праздновали Рождество.
Я выше написал что сделал огромную ошибку. Дело в том, что надо было вовсе не тратить время и нервы. Сетевой магазин, в котором я в итоге купил котел, работает (как оказалось) с 7 утра и до 10 вечера. Причем работает он по такому графику и в Рождество, и 31 декабря, и даже 1 января. Он работает всегда. Выехав из дома в 19:30, я бы не напрягаясь и не нарушая скоростной режим успел бы доехать до магазина, 120 километров и обратно 120 километров, и часам к 12 ночи поставил бы котел сам. Но первоначально я хотел сделать все по правильному – чтоб это сделал авторизованный мастер, который по закону имеет право это делать.
Не знаю как дела обстоят в других городах России, но вот у нас именно так.
Почему сетевой магазин может мотивировать своих сотрудников работать в праздники с 7 утра и до 10 вечера, а частники даже не удосужились разместить экстренные телефоны на которые можно позвонить и о чём-то договориться? Вот владелец конторы, в которую я поехал первым делом, мог бы легко заработать на мне около 20 тысяч рублей. Всё, что ему надо было сделать, это просто работать 8 января в 16:25, когда я к нему приехал. Без затрат на рекламу, интернет магазин и т. п.: меня бы и телефон устроил на его двери, по которому я бы позвонил, и он бы меня уверил, что мол сейчас приеду и сделаю тебе хорошо. Ну, или даже не сейчас, а утром. Тоже бы устроило.
Но он отмечал Рождество. Причем похоже вместе со своими конкурентами. Так и вижу, как они все вместе собрались, накатили по стопке и начали обсуждать, как их сетевики зажимают.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →