Тут недавно в комментариях отдельные граждане возмущались большим количеством салонов красоты в России. Дескать, почему нужный стране специалист с высшим образованием зарабатывает меньше едва окончившей курсы маникюрщицы?
Недовольство понятно. Мастера маникюра и вправду часто зарабатывают две-три средних зарплаты по региону, в то время как высшее образование само по себе отнюдь не гарантирует хотя бы 70% от средней. Вместе с тем отношение к работникам салонов красоты как к людям второго сорта, как к эдаким живым издержкам потребительского жиробесия, говорит о человеке больше, нежели все его глубокомысленные построения о политике и экономике вместе взятые.
Первая причина, по которой некоторые относятся к парикмахерам и маникюрщицам снисходительно, понятна — сословный снобизм. Это может быть или снобизм богача, или, например, снобизм работника интеллектуального труда: не слишком-то красивое, но вполне осознаваемое самими снобами явление.
Вторая причина высокомерия заключается в варварском предрассудке нашего общества, согласно которому работа с людьми является чем-то постыдным, «лакейским». Если ты вытачиваешь напильником заготовки на заводе, всё в порядке, ты даже может требовать к себе некого уважения как к производительной силе. Если ты вытачиваешь пилочкой ногти клиента — пиши пропало. Предрассудки строят следующую логическую цепочку: обслуживаешь клиента — унижаешься перед ним — лакей.
Работать с людьми наше общество позволяет только «сверху», с позиции старшего. Если врач командует пациентом, говорит ему «дышите» и «не дышите» — это нормально. Если врач, допустим, делает пациенту оздоравливающий массаж, это уже воспринимается как нечто куда как менее почётное. Если медсестра ставит пациенту укол, это нормально. А если санитарка выносит из-под больного утку, она должна в этот момент обязательно «ворчать», показывая миру, что это не унизительное «обслуживание» разлёгшегося барином больного, а помощь беспомощному пациенту.
Сложно сказать, откуда у нас идут корни этого предрассудка, однако вполне очевидно, что с демократией, в хорошем смысле этого слова, он не совместим совершенно.
Задачи современного государства не ограничиваются, разумеется, улучшением жизни отдельных людей, однако практически все популярные политические идеологии сходятся в том, что уже сейчас люди должны жить хорошо. Можно было бы понять презрение к салонам красоты, если бы у власти сейчас были какие-нибудь киники, считающие, что порядочный человек должен жевать чечевицу, пить сырую воду и носить короткий двойной плащ на голое тело. Тем не менее популярность учения киников сейчас близка к нулю — практически все согласны с тем, что люди имеют право хорошо питаться, жить в просторных квартирах и так далее.
Из этого следует, что работающие с людьми выполняют важную и одобряемую всеми задачу — делают нашу с вами жизнь лучше. Официант помогает насладиться чашкой кофе, мастер маникюра красиво подстригает ногти, массажист расслабляет тело после сидячего рабочего дня. Это ничуть не менее почётная работа, чем работа, например, сварщика, собирающего для нас атомные электространции.
Некоторые скажут, конечно, что порядочный человек потреблять не должен, что потребительство — это грех, однако если хоть чуть-чуть копнуть, немедленно выяснится, что урезать потребление должен кто-нибудь другой, но никак не тот, кто высказывает такую идею. Предложите врагу потребителей перейти на воду и макароны, переехать в общагу и пересесть с автомобиля на велосипед. Спросите его, как он отнесётся к повышению своего пенсионного возраста до европейского уровня. Враг потребителей посмотрит на вас как на дурака: по его мнению, как раз он-то потребляет недостаточно, как раз ему-то необходимы и квартира побольше, и рабочий день покороче. Урезать потребление должны какие-то другие, менее важные люди.
В этих лукавых сторонниках чужого аскетизма забавнее всего их видение светлого будущего и правильного мироустройства. Будучи материалистами до мозга костей, они видят идеал в выбегалловском ракурсе — когда благообразные люди в белых хламидах имеют полный достаток и потребляют в 10-100 раз больше, чем сейчас. На вопрос «что же плохого в том, чтобы начать потреблять уже сегодня» вразумительного ответа обычно не следует.
Подведу итог
Само собой, нужно различать умеренный гедонизм и безудержное транжирство. Так, например, среднеазиатская свадьба, на которую родители молодых тратят свою двухгодовую зарплату, это дичайшее варварство, к которому и вправду следует относиться как к чему-то болезненному и недопустимому в приличном обществе.
С другой стороны, чашка кофе в обеденный перерыв или красивые ногти — это нормальные человеческие удовольствия, на которые мы, носители гордого звания «человек», имеем полное право.
Наконец, стоит помнить, что именно умеренный аскетизм является основой здорового капитализма. Сберечь рубль сегодня нужно не для того, чтобы потратить рубль через 20 лет, но для того, чтобы купить на этот рубль станок и заработать на нём ещё денег… тех самых денег, значительная часть которых уйдут в конечном итоге именно на удовольствия.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →