Смешно смотреть, как рушатся старые, глубоко закоренелые заблуждения. И о «системном образовании», которое якобы «учит учиться», и о мудрых врачах, которые получают дипломы только после того, как постигают все тайны человеческого организма, и даже о блогерах-журналистах, которые разбираются во всём заведомо хуже дипломированных профессионалов.
На прикреплённом к посту видео, с отметки в 48:25, начинается ужас, от которого мы за последние 15-20 лет успели уже порядком отвыкнуть.
Федеральный телеканал, в студии профессор одного из главных медицинских вузов страны, доктор медицинских наук, говорит зрителям, что гомеопатия… работает.
На этом месте я предположил, что приглашённый профессор Сеченовского университета сейчас расскажет нам, что гомеопатия — это плацебо, и потому её можно назначать, например, обожающим лечиться ипохондрикам, чтобы они закидывали в себя горстями не сильнодействующие лекарства, а безвредные сахарные шарики.
Профессор однако не только продолжил упорствовать в ереси, но и скатился в совсем уж запредельное для XXI века мракобесие:
Абсолютно не важно, чтобы человек верил в гомеопатию. Гомеопатия очень хорошо влияет на животных, на младенцев, которые не могут верить или не верить в тот или иной препарат. Клинические испытания проводились и в ветеринарии, и в роддомах… очень хорошие, положительные результаты… гомеопатический препарат должен быть настолько подобен человеку, чтобы подходить ему хотя бы на 75-80%… поза пациента во сне… цвет глаз, цвет волос…
…гомеопатия действует на острие ножа, сразу… гомеопатия может быть и скоропомощной, и даже существуют учебники гомеопатии скорой помощи…
Я сейчас не пытаюсь саркастически преувеличивать — это почти дословная прямая речь профессора медицины из Первого МГМУ им. Сеченова, которая прозвучала в эфире телеканала «Россия 1». Глаза нас не обманывают, это уровень диких африканских стран. Президент Гамбии лечит СПИД травками, президент ЮАР отмывается от ВИЧ-инфекции в душе, а в России профессор медицины Сеченовского университета рассказывает на всю страну о лечении младенцев гомеопатией.
На примере этого видео очень удобно будет объяснить, как на самом деле устроена вся научная иерархия в России.
Когда сторонники традиционной школы возмущаются ЕГЭ и прочими назревшими реформами, они заявляют, что школа и вузы якобы «учат учиться», и что получившие «системное образование» люди, может, и не назовут на память уравнение Бернулли, но при необходимости легко откроют учебник и без труда разберутся даже в сложной проблеме. Школа, как полагают эти наивные идеалисты, даёт людям навык самостоятельного мышления, который люди и применяют каждый раз, когда сталкиваются с чем-нибудь новым и важным.
К сожалению, правда жизни не оставляет от этих возвышенных теорий камня на камне. Получивший «системное образование» профессор, преподающий в одном из главных медвузов страны, говорит о скоропомощной гомеопатии в эфире федерального телеканала. Получившие «системное образование» ведущие ему поддакивают, получившие «системное образование» редактора пропускают передачу в эфир, а получившие «системное образование» телезрители мотают себе на ус услышанное, после чего идут в аптеки за «Оциллококцинумом»: фасованным гомеопатическим сахаром, который продаётся по 50 тысяч рублей за килограмм.
Для человека с хорошей памятью ничего нового тут нет. Я лично наблюдал, как в девяностые получившие «системное образование» инженеры заряжали воду перед телевизором, а получившие «системное образование» врачи не только рекомендовали уринотерапию пациентам, но и сами активно употребляли внутрь чужие биологические жидкости.
К сожалению, «системное образование» и «умение учиться» — это не более, чем болтовня, за которой не стоит ровным счётом ничего, кроме привычки слепо верить старшему по научному званию. Честно получивший диплом специалист, который много лет полировал задницей стулья в университете, который учил на память целые тома мудрёных латинских названий, который выполнял все задания преподавателей и получал заслуженные пятёрки, всё равно может остаться полнейшим дикарём, не разбирающимся даже в основах своей профессии.
Вы можете прийти к замечательному врачу, пройти лечение и успешно вылечиться, а потом внезапно услышать, как он рекомендует вам дополнительно к нормальным средствам ещё и какую-нибудь эзотерически-экстрасенсорную муть, в которую он верит, так как, несмотря на все свои навыки, не владеет даже основами критического мышления.
Обучение в наших школах, — и в современных, и в советских, и в гимназиях царских времён, — всегда строилось по принципу «отключи мозг и слушай авторитета». Школьнику вбивали в голову нехитрое правило: никогда не пытайся думать сам, найди старшего и спроси у него. В споре школьник-учитель факты не имеют значения, всегда прав учитель. В споре учитель-учебник факты не имеют значения, всегда прав учебник. Бунтари, которые срывают уроки, пытаясь спорить с авторитетами, полностью заслуживают своих двоек.
Классно-урочная система обучения, которую я живописал выше в несколько мрачных тонах, не является плохой, как не является плохими, например, деревянные счёты. Счёты не требуют электричества, они устойчивы к вирусам, они дёшевы, и они надёжно работают даже на сильном морозе. Сформированные традиционной школой люди, которые не умеют думать, но умеют подчиняться авторитетам, тоже нужны в современной экономике. Их роль уже не так значительна, как 50 лет назад, однако рабочих мест, где надо «копать или не копать» в нашей экономике по-прежнему предостаточно.
Проблема классно-урочной системы в том, что она даёт вовлечённым в неё гражданам ложное представление о своих навыках. Школа учит находить авторитетов и делать то, что они приказывают. Выпускники школ однако ошибочно полагают, будто образование учит их самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Это приводит к опасным, иногда даже к трагическим последствиям.
Вернёмся к профессору-гомеопату. Как утверждают мои знакомые из научной среды, российская наука насквозь пропитана коррупцией и шарлатанством, причём на должностях профессоров и академиков жуликов чуть ли не три четверти. Мой личный опыт подтверждает этот грустный тезис. Так, например, весной этого года мы с вами наблюдали, как главный ученый секретарь президиума РАН распространял очевидную выдумку про массовый отъезд высококвалифицированных специалистов из России в Среднюю Азию:
https://fritzmorgen.livejournal.com/1274425.html
Делал он это не со зла, просто ни он, ни его подчинённые не умеют работать с данными даже на уровне «открыть табличку и посмотреть направления эмиграции по странам».
Второй пример — недавняя история с Пулковской обсерваторией, когда РАН встала на строну нарушающего закон застройщика, попытавшись нашу обсерваторию закрыть:
https://fritzmorgen.livejournal.com/1321849.html
Тут уже можно обоснованно предполагать не только презрение к науке, но и конкретный материальный интерес. Сейчас вот я вижу уже третью историю за год — в медвузе, которым руководит академик РАН, существует и здравствует кафедра гомеопатии.
Причина такого неожиданного засилья глупости и нечестности в нашей науке заключается в том, что наше общество устроено по принципу авторитетов — абсолютно неважно, что человек делает и говорит, важно, как его оценивают авторитеты.
Какой должна быть нормальная реакция идеального общества на выступление профессора-гомеопата на телеканале «Россия-1»? Если бы мы жили в том вымышленном мире, в которой школа учит детей учиться, реакция была бы даже более быстрой и жёсткой, чем реакция на скандал с избивавшими прохожих футболистами: телеканалу погрозили бы пальцем, а всех допустивших этом гомеопатический позор, начиная с ректора вуза, быстро отстранили бы от права заниматься медициной в России.
В реальности ничего подобного мы не увидим даже близко. Скорее всего, даже и скандала никакого не будет: блогеры побухтят немного в своих интернетиках и успокоятся. Сейчас, конечно, эпоха медленно сдвигается, гомеопатию потихоньку начинают признавать на официальном уровне шарлатанством, однако от стадии «да, мы понимаем, что это жулики» до стадии «да, мы понимаем, что жульничество надо запретить» проходят обычно десятилетия.
Всё дело в том, что обычный человек, — будь он хоть министр, хоть грузчик, хоть считающий себя самым умным на милю вокруг айтишник, — думать не умеет. Вместо мыслительного контура у этого человека находится система поиска и сравнения авторитетов.
Запускаем в мозг обычному человеку задачку: блогеры против гомеопатии. С одной стороны он видит каких-то вшивых блогеров, без профильного образования, без научных степеней, которых вообще непонятно кто блогерами назначил. С другой стороны он видит солидный медицинский вуз, солидного профессора этого вуза, огромный федеральный телеканал с многомиллионой аудиторией.
Система выбора авторитета срабатывает моментально: профессор-то неизмеримо авторитетнее! А ректор Сеченовского университета, в котором есть сейчас кафедра гомеопатии — академик РАН, член экспертного совета ВАК, и прочая, и прочая… Неужели блогеры действительно думают, что их мнение хоть что-то значит против мнения академиков из РАН, цвета нашей науки?
Конечно, у многих система выбора авторитета сработает в обратную сторону: «О! В России снова облажались! Надо скорее включаться в движуху: издеваться над этим недоделанным народцем, требовать отставки Путина!». Это ровно такое же бездумное поведение андроидов, только с другим набором установок. Для них РАН — не авторитет, а, например, какое-нибудь Лондонское королевское общество — авторитет. Или, скажем, пожилые академики для них не авторитет, а молодые и фотогеничные кандидаты наук — авторитет. Или, допустим, обычный академик для них враг народа, а какой-нибудь академик с членским билетом КПРФ — «один из немногих выживших мастодонтов настоящей советской науки».
Кстати, есть нехитрый метод опознать людей, которые поддерживают правильную позицию только потому, что так у них в голове легла сейчас зодиакальная карта авторитетов. Фанатики всегда выступают за резкие решения: запретить, расстрелять, устроить суд Линча, сгноить в тюрьме. Авторитеты за спиной дают им право на агрессию. Они не сомневаются, так как никто не учил их сомневаться, и потому они безусловно уверены в своей правоте.
Умеющих думать людей очень немного. За сомнения школьников наказывают: пятёрки получают те, кто отвечает бодро и уверенно. Школьнику вбивают в голову: будь наглым и спорь до последнего, даже если ты не уверен. Начнёшь мямлить, сомневаться, пытаться разобраться в точке зрения оппонента, тебя сомнут и высмеют.
Конечно, школа в этом плане не всесильна. И умные учителя попадаются, и умные дети, и даже встречаются иногда школы, в которых умные дети учатся у умных учителей. Самые талантливые идут в науку, однако там быстро выясняются две вещи.
Во-первых, даже настоящие учёные, получающие заслуженные премии мирового уровня, проявляют зачастую удивительное скудоумие, выйдя буквально на пару метров за границы своей профессиональной области. Во-вторых, в научной среде нельзя быть конфликтным. Сегодня ты спросишь на научном совете, почему в приличном университете работает кафедра гомеопатии, а завтра тебя уже просят с вещами на выход, так как совершенно случайно в бюджете вуза кончились средства, и потому твою ставку было решено сократить.
Подведу итог
Мы живём сейчас в стране, в которой 95% граждан не способно думать самостоятельно. Механизм самостоятельного мышления у этих 95% граждан заменяется привитым ещё в школах и в вузах механизмом выбора самого авторитетного авторитета. С одной стороны, нам повезло — во многих странах людей с шаблонным мышлением ещё больше, а доверяют авторитетам они ещё более слепо. С другой стороны, плохо уже то, что как раз эти-то 95% и убеждены, будто я сейчас пишу не про них, а про каких-то других людей.
Как научиться думать самостоятельно — тема для отдельной статьи или даже для цикла статей. Сегодня я хочу просто зафиксировать давно очевидный для меня, но отнюдь не очевидный для общества факт. Наша научная, медицинская и образовательная среды прямо-таки кишат шарлатанами, причём настоящие учёные, врачи и учителя вынуждены или целоваться в щёчку с этими шарлатанами на конференциях, или уходить из системы на улицу.
Причина такого прискорбного расхождения между тем, что нам рассказывают пропагандисты «системного мышления», и тем, что происходит в реальности, заключается в том, что наша интеллигенция является частью нашего общества. Наше общество остаётся в значительной степени варварским, и наши интеллигенты, соответственно — это хоть и умные, но тоже варвары.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →