Вчера блогер amentus поинтересовался, какой в России процент купленных дипломов. Вот вам, господа, страшная правда. Очень высокий. Навскидку — значительно больший, чем 50%.
Купить диплом у нас можно тремя способами — незаконным, полузаконным и законным. Незаконный способ известен всем, платишь деньги и, даже не заходя в здание вуза, получаешь корочки. Сейчас народ пошёл ушлый, поэтому покупать предпочитают так, чтобы было потом не подкопаться: платишь сейчас, а готовый диплом выдают через несколько лет, когда все курсы будут «окончены», все занятия «посещены», а все зачёты «сданы».
Полузаконный способ также хорошо известен с советских ещё времён: студент посещает вуз, но зачёты с экзаменами не сдаёт, а покупает. Когда-то в качестве стандартного средства оплаты выступал коньяк или какие-нибудь дефицитные продукты, сейчас, разумеется, преподаватели предпочитают уже деньги. Работают, разумеется, и знакомства, хотя уже и не так хорошо, как прежде. Наконец, можно покупать зачёты, выступая за спортивную команду вуза. Этот вид коррупции даже особо не осуждается обществом, спортсменов все любят.
Наконец, есть и полностью легальный способ купить заветную синюю корочку. Делюсь рецептом.
1. Ходим на каждую лекцию, на каждый семинар.
2. Ведём конспекты.
3. Тщательно ловим все преподавательские «акции» в духе «ставлю зачёт автоматом тем, кто посетит такую-то выставку по нашему предмету».
4. Активно дружим с умными одногруппниками, чтобы они помогали нам с курсовиками и лаборатными.
5. На зачётах и экзаменах пользуемся тем, что преподаватель видел нас на каждом своём занятии, и пытаемся вытянуть из наших нулевых знаний тройку или четвёрку. Не стесняемся, конечно, и списывать.
6. Сложных преподавателей пытаемся разжалобить, взять измором или продавить через декана. В совсем уж крайних случаях учим что-нибудь всерьёз, чтобы преподаватель мог не слишком сильно кривя душой поставить нам тройку с минусом.
7. Диплом дёргаем из интернета, потом механически переписываем его своими словами, разбавляя от души водой и вставляя в него цитаты из писем научного руководителя. Особое внимание уделяем защите нашего псевдонаучного мусора.
8. Пройдя все испытания и оставшись тотальным нулём в выбранной профессии, получаем наш полностью легальный, выстраданный мозолями на заднице диплом.
Полагаю, у каждого человека с хорошей памятью были подобные одногруппники или одноклассники — либо дубы, либо лентяи, которые даже не пытались вникнуть в то, чему их безуспешно пытались научить. Большая часть этих несчастных успешно получила свои шарлатанские дипломы, и некоторые из них даже начали работать по «специальности». Когда следующий раз хирург предложит вам гомеопатические уколы в колено (реальный случай), не спешите называть его жуликом. С большой долей вероятности, он просто купил свой диплом усердием и не понимает, как устроен человеческий организм.
Корень этой проблемы лежит в постоянном нарушении главного закона логики, закона тождества. Чиновники Минобразования, а вслед за ними и разработчики учебников, и ректора вузов, и рядовые учителя с преподавателями, путают два понятия. Они полагают, что если ученик прослушал материал и сдал по нему зачёт, так он, значит, этот материал усвоил.
Это, разумеется, не так. В то время как процесс обучения часто сопровождается бессмысленной жестокостью типа пытки скукой, пытки плохими преподавателями или пытки негодными учебными материалами, зачёты и экзамены почти всегда чересчур мягки.
Вот вам простое доказательство моего тезиса. Результаты ЕГЭ показывают, что многие школьники находятся по русскому и по математике примерно на уровне третьего-пятого класса, никак не выше. Тем не менее они успешно переходят и в седьмой класс, и в восьмой и оканчивают школу, и даже поступают в какой-нибудь не самый престижный вуз.
Если бы наша образовательная система не была пропитана беспомощной ложью, в каждой школе было бы огромное количество второгодников, никак не меньше половины от общего числа детей. В реальной жизни, увы, привычной является ситуация, когда второгодников в типичной школе нет вовсе.
Посмотрев чуть глубже, мы увидим и причину этого педагогического бессилия. Причина заключается в том, что просто оставляя школьников на второй год мы вскрываем дурно пахнущую проблему, но не предлагаем никаких путей её решения. Единственно возможный путь решения, — глубокая реформа школы и отмена непригодной для тотального образования классно-урочной системы, — слишком радикален, чтобы участники педпроцесса могли хотя бы начать его обсуждать.
Впрочем, чтобы не заканчивать на столь пронзительно-грустной ноте, плесну в бочку дёгтя и ведёрко позитива. Так как у нас не США, и за соблюдением дисциплины в школах и вузах более-менее следят, желающий учиться имеет обычно возможность получить реальное образование. Что же касается тех, кто учиться не хочет принципиально, не так уж и сильно они нам мешают. Нужно всего лишь помнить, что диплом о высшем образовании может быть тем или иным образом куплен и, следовательно, одного только диплома категорически недостаточно, чтобы с закрытыми глазами положиться на знания или навыки его носителя.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →