С ужасом читал возражения противников компьютерных игр. Главное возражение звучало примерно так: «в игре нет опасностей, всегда можно загрузиться и попробовать ещё раз, а в жизни всё по-настоящему, ничего исправить нельзя». Я не шучу, мне вот так прямо и писали — дескать, очень важно объяснить ребёнку, что если ты проиграл в реальной жизни, то это бесповоротно и навсегда:
https://fritzmorgen.livejournal.com/1382410.html
Сейчас я многим открою глаза на очень важное свойство нашего реального мира. Мы все с вами ошибаемся, иногда по-крупному. Вот в эту самую минуту кто-нибудь наверняка делает чудовищную ошибку, а в следующую минуту будет страшно ошибаться кто-нибудь ещё. Однако несмотря на этот вечный калейдоскоп ошибок, средняя продолжительность жизни в России достигла к настоящему времени 73,5 лет и продолжает расти.
Расшифрую для тех, кто думает, будто он «не в компьютерной игре». Если только мы не делаем что-то совсем уж отмороженное, типа заплывов в нетрезвом виде или езды на мопеде без шлема, наши ошибки обычно не заканчиваются гибелью. Наши ошибки приводят ровно к тому же, что и в компьютерной игре — мы теряем какие-то ресурсы, страдаем и... продолжаем играть дальше.
Уволили с работы? Ищем новую, находим, работаем опять. Машина попала в ДТП? Чиним, красим, ездим дальше. Вложили деньги в АО «МММ»? Осознаём, что реклама соврала, и что мы всё же не партнёры, а самые настоящие халявщики. Со вздохом списываем убытки.
Непоправимых вещей в реальной жизни на самом деле довольно мало. Так, например, один американец в какой-то момент запутался и задолжал банкам астрономическую сумму в 9 млрд долларов. И что бы вы думали? Он не отчаялся, продолжил барахтаться, разобрался со всеми долгами и даже через какое-то время президентом США. Аналогичные истории могут вам рассказать и многие бизнесмены, и просто взрослые люди. Президентов, конечно, среди них не так много, однако ошибок и проигрышей в жизни каждого из нас хватает с избытком.
Серьёзнейшая проблема школьного воспитания заключается в том, что детям в головы пытаются вколотить чудовищно вредный принцип, принцип «ошибаться нельзя». Школьников ругают за ошибки и хвалят, если они... не ошибаются. В результате школьник довольно быстро воспринимает следующую порочную цепочку:
1. Ошибаться ни в коем случае нельзя.
2. Если ты ошибёшься, случится что-то непоправимое.
3. Старайся ничего не делать, чтобы ненароком не ошибиться.
4. Если всё же ошибся, забивайся в угол, закрывай голову ладонями и плачь. Игра окончена, ты проиграл.
Компьютерные игры, как это ни парадоксально звучит для выпускников наших школ, учат куда как более реалистичной картине мира.
1. Если будешь идти вперёд, ты обязательно дойдёшь до цели.
2. Нет ничего страшного в том, чтобы упасть. Упал, поднялся, отряхнулся, идёшь дальше.
Особенно хороши, кстати, сетевые игры. Если в однопользовательской игре компьютер зачастую поддаётся, создавая для пользователя лёгкую прогулку вместо серьёзного испытания, в игре против живых людей (типа той же «Доты») волей-неволей приходится в половине матчей проигрывать, так как компьютер подбирает примерно равных по силе противников. Это даёт людям важный опыт: они учатся достойно встречать поражение и продолжать играть даже после того, как пару раз подряд потерпят неудачу.
Вы можете представить себе в школе отличника, регулярно хватающего двойки? Очевидно, нет, ведь тогда он не был бы отличником. Однако в реальной жизни получать «двойки» и проигрывать придётся регулярно. Чтобы получать в реальной жизни сплошные пятёрки, надо выбрать себе заведомо заниженный уровень сложности — начать работать курьером или вахтёром, к примеру, и отказаться от построения каких бы то ни было отношений. К чему приведёт такая стратегия уже лет через 10, полагаю, пояснять не надо.
Некоторые, впрочем, проигрыша даже не ждут, они выходят из школы уже заранее проигравшими. Они родились в небогатой семье, у них не самая привлекательная внешность и не самый острый ум. Наконец, они живут в России, а не в той стране, в которой, как они полагают, находится идеальная почва для расцвета их талантов. По их мнению, исправить тут ничего нельзя, и на их жизнях с самого начала был поставлен крест.
В компьютерных играх это классическая ситуация на старте: главный герой часто начинает с уровня ниже нуля, находясь по несправедливому обвинению в тюрьме, например. Опытный игрок знает, что начинать с малого — это норма. В школах однако идея неисправимости прямо-таки витает в воздухе, учителя любят запугивать детей идеей единственного шанса: "этот экзамен повлияет на всю вашу жизнь", "ставьте произношение сразу, иначе потом уж не выправить", "не будешь заниматься спортом сейчас, так и останешься навсегда мешком на палочках".
В клинических случаях, которые сейчас, к счастью, встречаются пореже, преподаватели даже выносят детям приговоры в духе "такой-то предмет это не твоё". Наивные дети приговорам верят — особенно в случаях, когда приговор выносит какое-нибудь заезжее титулованное светило, отбирающее детей в кино в или в музыкальную школу.
Хорошие школьники воспринимают жизнь примерно так. Всем при рождении выдают волшебные телевизоры: кому-то плазму с большой диагональю, кому-то маленькие и чёрно-белые, типа тех, что стояли раньше в каморках у охранников. Главная задача людей — не потерять пульт и не посадить кинескоп, так как в случае чего ни купить новый телевизор, ни починить старый будет уже нельзя. Умные люди заворачивают пульты в полиэтилен и смирно сидят до старости на диване. Глупые — нелепо дёргаются, делая ошибки в бесплодных попытках изменить свою заранее предопределённую судьбу.
Подведу итог
Очень много ошибок, зачастую трагических, люди совершают только потому, что считают любые ошибки и неудачи окончательными. Школа этот опасный предрассудок усугубляет, а вот компьютерные игры, напротив, могут помочь в лечении этой проблемы: в играх герои зачастую оказываются в крайне затруднительных положениях, но всё равно в итоге выходят из них и успешно доходят до финала, пусть и не всегда с первого раза.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →