Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Боязнь пустоты или миф о скоротечности времени



Как говорит один мой знакомый адвокат, «даже и не припомню, когда у меня было что-то по-настоящему срочное». Точнее, клиенты-то к нему часто прибегают в мыле, заявляя, что ситуация у них критическая, что надо действовать без промедления, пока не произошло чего-то страшного. Сам адвокат однако ничего срочного во всех этих «срочных» проблемах клиентов не видит, опыт говорит ему, что в судебных делах ни день, ни неделя, ни даже месяц обычно ничего не меняют.

Есть распространённый миф, согласно которому время ускоряется. Многим кажется, будто раньше время текло неторопливо, как мёд из трёхлитровой банки, а теперь события пустились вскачь, и чем дальше, тем быстрее они пролетают мимо нас. Неверно понятая мудрость прошлых поколений также призывает нас торопиться — «ловить день» и «думать о смерти», лихорадочно пытаясь успеть втиснуть как можно больше дел в утекающие сквозь пальцы минуты.

В бизнесе такая психология спешки часто приводит к весьма серьёзным ошибкам — например, к нежеланию планировать дела на много лет вперёд. Многие предприниматели живут если не одним днём, то одним месяцем: сосредотачиваются на самых срочных делах, почти не уделяя внимания долгосрочным задачам.

Классический пример: формирование подушки безопасности, запаса денег на чёрный день. Обычно её не делают, справедливо полагая, что деньги должны работать, а не лежать мёртвым грузом. Тем не менее, если думать хотя бы на год-два вперёд, становится ясно, что потери от отсутствия денег в критический момент могут оказаться гораздо больше, чем вся «недополученная» прибыль.

То же самое относится и к страховке от разных неприятностей. Если думать на месяц вперёд, страховка явно не нужна, ибо за месяц навряд ли что-нибудь случиться. Если думать на 10-20 лет, страховка становится необходимой, так как проработать 10-20 лет без серьёзных происшествий удаётся мало кому.

Вдумчивая работа с кадрами, наведение порядка и красоты, выстраивание хороших отношений с партнёрами и тому подобные необязательные «мелочи» откладываются на потом, который не наступает никогда.

Отдельным стимулом, — остроконечной палкой, которой погоняют ослов, — является инфляция. Бизнесмену часто невыносимо тяжело сознавать, что его деньги не просто лежат без дела, но и обесцениваются, пока он месяцами или даже годами ждёт выгодного их вложения. Кажется, что пора уже поторопиться и вложить деньги хоть куда-нибудь, в любой из множества проходящих мимо соблазнительных вариантов.

Из всего этого вытекает весьма нехитрая мораль.

1. И самурайское «думай о смерти», и американское «живи одним днём» — лозунги скорее для самонастроя, чем для реальной работы. Предприниматель, который будет ежедневно планировать своё банкротство или, что ещё хуже, жить одним днём, навряд ли сумеет хотя бы удержаться на рынке.

2. Бояться обесценивания денег не стоит: нет ничего страшного в том, что деньги лежат в надёжном месте, ожидая подходящей для себя возможности. В конце концов, для нас с вами существует такой замечательный инструмент, как облигации федерального займа — так как проценты по этим облигациям превышают инфляцию, размещённые там деньги со временем не портятся.

3. Спешка хороша при ловле блох. В серьёзных делах необходимости торопиться обычно нет. Опыт показывает, что вальяжные, солидные бизнесмены, работающие с подчёркнутой неторопливостью и старающиеся не проводить больше одной-двух встреч в день, успевают обычно ничуть не меньше, чем их торопливые коллеги, бегающие рысью из одного места в другое с разрывающимися от звонков телефонами в руках.

4. Так как наша культура подталкивает нас к торопливости, мы боимся «пустого пространства», лежащих без дела денег. Внимательно отслеживайте момент, когда в вашей голове появится мысль: «дальше ждать нельзя, надо куда-нибудь вложиться немедленно». Эта мысль — предупреждающий сигнал, означающий, что вы в ближайшее время можете совершить очень большую ошибку.

PS. Сейчас кто-нибудь наверняка напишет, что решения в бизнесе нужно принимать быстро, не откладывая. И это действительно так. Однако про это я писал в предыдущих постах цикла.

Это сорок вторая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →