Вопрос. Почему так? Почему троечники-халтурщики, которые делают всё «тяп-ляп» и «спустя рукава», имеют преимущество в реальной жизни?
Версий на этот счёт выдвигается много. Кто-то считает, что троечники общительнее ведь им приходится часто списывать, врать и отмазываться. Есть мнение, что отличники, постоянно исполняя нелепые школьные задания, тупеют и теряют способность действовать самостоятельно. Некоторые полагают, что троечники, на самом деле, заслуживают пятёрок, просто школьная система занижает им оценки за нестандартность.
Мне, однако, кажется, что причина неудач отличников и успехов троечников кроется в другом.
В чём, если смотреть на вещи просто, заключается разница между троечником и отличником? Троечник выполняет задания «по минимуму» делает ровно столько, сколько нужно для зачёта. А отличник выполняет задания «с запасом» учит и необходимый минимум, и ещё многое сверх того.
Вопрос. С какой целью отличник учит лишнее? Ведь для получения тройки/зачёта на дополнительные вопросы отвечать не обязательно? Если спросить отличника, он ответит: «эти знания и навыки непременно пригодятся мне позже».
Ну, например, зачем отличник учит иностранные языки, если он не собирается работать переводчиком? Потому что иностранный язык может ему пригодиться косвенно например, как лишняя строчка в резюме при устройстве на работу.
А зачем отличник учит химию, если он не собирается быть химиком? А вот, например, станет отличник инженером. И будет работать на химическом заводе. Вот тут-то ему химия очень пригодится!
На первый взгляд логично. Действительно, откуда знать отличнику, какие знания будут ему нужны через десять лет?
Представьте себе, что Вы заглянули в автосалон и увидели там газель. Обычную газель возить грузы или пассажиров. Нужно ли Вам эту газель купить?
Следуя логике отличника непременно. Вдруг будет переезд? Газель пригодится. Дальше. Случится свадьба или похороны нужен будет вместительный автомобиль? Нужен будет, однозначно. А если при приёме на работу будет требование «личный микроавтобус»? И тут без газели никак.
Однако если внять доводам разума газель в обычной жизни на хрен не нужна. Для перевозки мебели можно вызвать грузчиков. Для перевозки гостей на свадьбе и похоронах заказать микроавтобус нужного цвета с водителем. Ну а что касается работы, тут и вовсе смешно в подавляющем большинстве вакансий никаких требований к наличию микроавтобусов нет.
Проще говоря, вполне очевидно, что покупать газель «на всякий случай» слишком дорого.
Вернёмся к примеру с отличником и изучением английского. Какая у отличника задача? Устроиться на хорошую работу. А что он для этого делает? Учит английский.
Видите уже нестыковку? Чтобы устроиться на хорошую работу нужно не учить английский, а рассылать резюме и ходить по собеседованиям. Времени будет затрачено в десятки раз меньше, а эффект будет больше.
Чтобы понять, как автомобиль ведёт себя в заносах, не нужно в течение пяти лет учить физику. Нужно поездить несколько дней на полигоне с опытным инструктором.
Чтобы найти себе хорошую девушку, не нужно учить историю, этикет и бальные танцы. Нужно пойти в место, где хорошие девушки водятся, и познакомиться с понравившейся.
Троечник этот жизненный принцип понимает. У троечника есть задача получить положительную оценку, чтобы родители пистон не вставили. Эта задача решается в два хода: узнать минимальные требования для зачёта, подготовиться по этим минимальным требованиям. Учить что-то дополнительно? Ненужные телодвижения.
Отличник же путает реальные задачи и выдуманные.
Примерно так устроены параноики. Для параноика из утверждения «Сосед Пупкин может быть агентом ЦРУ» однозначно вытекает «Сосед Пупкин точно является агентом ЦРУ». А для отличника из утверждения «Английский язык может мне пригодиться в будущем» однозначно вытекает «Затраты на изучение английского непременно окупятся сторицей».
После окончания школы и института разница в подходах сохраняется. Троечник пытается достичь цели, а отличник старается сделать свою работу как можно лучше. И вполне закономерно, что троечники добиваются результатов, а отличники хорошо работают. И жалуются при этом, что работают они лучше троечников, а никто этого не ценит.
Подведу итог. У каждой вещи есть своя цена. Глупо покупать себе домой гильотинные ножницы за 400 тысяч рублей только для того, чтобы иметь возможность разрезать при необходимости лист металла. И не менее глупо учить химию только затем, чтобы иметь возможность с меньшими усилиями войти в курс дела на химическом заводе.
Update: по просьбам радиослушателей, которые считают, что троечникам место только в бизнесе. Краткий список знаменитых троечников. Источник: http://novaya.com.ua/?/articles/2007/08/29/180902-1
Вольтер — великий французский мыслитель и писатель. Отец говорил о нем и его брате: «Я вырастил двух дураков. Один дурак в прозе, а другой — в стихах».
Исаак Ньютон — великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.
Наполеон Бонапарт — французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.
Отто фон Бисмарк — канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал — устраивался на службу только по протекции, и либо его отовсюду изгоняли, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.
Людвиг ван Бетховен — великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, деление и умножение так и не осилил.
Александр Дюма-отец — великий французский писатель. Деление так и не освоил.
Альберт Эйнштейн — создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии. Очень средне учился. Отсутствие иллюзий у родителей относительно его будущего компенсировал огромным самомнением.
Сергей Королев — ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли «Восток» и «Восход». Круглый троечник.
Владимир Маяковский — поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал до конца «Анну Каренину», чем и хвастался.
Принцесса Диана — училась настолько средне, что так и не получила высшего образования, что для девушки из высшего света — случай редкий.
Алла Пугачева — певица. Занимает почетное место среди троечников. И активисткой-комсомолкой рыжая школьница Пугачева тоже никогда не была. Но, как показала жизнь, «средненькая» и отнюдь не блистающая на школьных уроках девочка выросла в мегазвезду.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →