Оппозиционный «Финанц» пишет о том, что 80% россиян некомпетентны. Это, пожалуй, безопасный ход: идейные оппозиционеры, которые составляют главную целевую группу издания, охотно согласятся с тем, что «народ не тот», даже не сообразив, что низкий уровень компетентности — это обычная проблема тех, кто винит во всех своих проблемах государство:
http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/u-rossiyan-obnaruzhili-massovuyu-nekompetentnost-1006177474
Ссылается «Финанц» при этом на исследование «Бостон Консалтинг Групп», которое пока что не выложено во всеобщий доступ, но которое проводилось совместно с такими важными структурами как «Сбербанк» и Worldskills Russia.
На этот раз у меня будут печальные новости. Хоть «Финанц» и выступает с явно вражеских позиций, однако исследование, на которое он ссылается, по-видимому вполне адекватно. Действительно, с хорошими специалистами у нас беда, при этом современная система российского образования заточена не на подготовку думающих профессионалов, а на выдачу мало что значащих в реальной жизни дипломов.
Вот более нейтральный пересказ результатов исследования на сайте АСИ, рекомендую прочитать его целиком:
http://asi.ru/news/84640/
Приятного там говорится мало, однако приговор всей системе современного образования содержится в следующем факте: «большинство людей не учится после 25 лет».
Носители розовых очков могут сколько угодно рассказывать про «лучшее в мире советское образование» и бороться с ветряными мельницами ЕГЭ, однако все теоретические построения о сферических школах в вакууме разбиваются об этот факт — после получения димплома наши соотечественники в массе своей полностью перестают учиться.
Пожалуй, в этой ситуации можно сделать три достаточно очевидных вывода, два со стороны государства и один со стороны граждан.
1. Систему образования нужно реформировать так, чтобы не убивать интерес к учёбе, а приучать учиться. Школьники и студенты должны бежать на занятия с радостью, вприпрыжку, как на интересный фильм или к хорошей компьютерной игре.
Шаги вполне очевидны: добавить в программу мнемонику и педагогику, добавить нужные сразу в жизни предметы типа риторики и гейминга, поручить создание учебников не занудам-бюрократам, как сейчас, а профессиональным писателям, наладить карательную антикоррупционную систему, начать внедрять геймификацию. Сделать всё это можно довольно быстро.
2. Следует сделать упор на образовании для взрослых. По ящику стоит запустить передачи с историями успеха тех, кто пошёл учиться в 30-40-50 лет и получил после учёбы немедленный результат. Нужно развернуть сеть государственных центров, которые будут за небольшую сумму принимать у любого желающего экзамены и выдавать ему сертификаты по самым разным специальностям.
Здесь, собственно, можно прямо смотреть, как всё организовано у айтишников, и копировать их опыт на другие профессии.
3. Наконец, самим гражданам стоит осознать, что наш мир меняется уже быстрее, чем даже в конце восьмидесятых годов. Времени осталось совсем немного — если кризис 2014 года заставил людей больше и лучше работать за те же или меньшие деньги, то скоро дополнительно к этому им придётся ещё и непрерывно учиться. Тем, у кого учиться не получится, придётся сидеть без работы.
В исследовании не говорится об этом прямым текстом, там пишут уклончиво, дескать «десяти миллионам россиян стоит сменить профессию» и так далее. Между строк остаётся крайне неприятный прогноз — чем дальше в лес, тем ниже будет потребность в человеческих кадрах вообще и в низкоквалифицированных кадрах в частности. Тех, кто не сумеет или не захочет перейти в режим постоянного обучения, ожидает даже не понижение зарплаты, а переход на биржу труда, где на одно рабочее место кассира или водителя будет стоять очередь из сотни желающих.
Да, сейчас у нас наблюдается дефицит хороших специалистов, это, повторюсь, факт. Однако это не значит, что и через 10 лет можно будет встряхнуться, стать хорошим специалистом и найти себе хорошую работу. Окно возможностей быстро закрывается: после построения цифровой экономики хорошие специалисты также отправятся на мороз, работу сохранят только специалисты экстра-класса.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →