Хочу задать вопрос технически подкованным людям. У меня не выходит из головы история кулибинского моста, которую я прочёл пару лет назад в путеводителе французов по Санкт-Петербургу. Этот старый путеводитель был впервые опубликован в 1796 году, в нём два француза с некоторой французской заносчивостью (хоть и без желчи) подробно живописали свои впечатления о России времён Екатерины и о её блистательной столице.
Вот, собственно, фрагмент книги, в котором французы рассказывают о мосте:
Мост об одной арке. Его можно видеть в сарае на дворе дома, принадлежавшего Академии наук, вступая на седьмую линию на Васильевском острову. Оный имеет девяносто восемь английских футов (30 метров) длины; сиё есть десятая часть величины, которую имел бы подлинный мост, которому превосходная модель имеется. Она состоит из брёвен, равных в толщине, около 10 линий в квадрате; оных длина различна. Модель сия исправлена превосходно, с тщанием чрезвычайным. Она сделана четырнадцать лет тому назад и стоила всего только 4’000 рублей. Подлинно известно, что удовольствовались оплатою издержек: изобретатель оценил свои труды в 3’000 рублей с лишком. Сия модель снесла 3540 пудов (58 тонн); оную надлежит увидеть ради её чрезвычайной простоты и смелости изобретения.
Подлинный мост имел бы девятьсот восемьдесят футов длины и сорок два фута в своей меньшей ширине, стало быть, посредине; ширина умноживается мало-помалу к краям, брёвна в восемь дюймов (20 сантиметров) толщины. Вышина арки должна быть в восемьдесят четыре фута (25 метров). По причине большого возвышения моста в его средине экипажам надлежало б идти в покрытом проезде в семнадцать футов с половиною (5,3 метра) вышины на двадцать восемь (8,5 метров) ширины. Изобретатель испрашивал на строение всего только три года и 300 тысяч рублей.
Мы изумлены, что в стране, где большие проекты почти всегда одобряемы, где расходуют суммы более знатные на предметы меньшей пользы, толь превосходный план не получил одобрения правительства. Оного творец, г. Кулибин, русский, поселен в сем доме; императрица пожаловала ему свой портрет и золотую медаль, которую он на шее носит.
Примечание. Судя по материалам У. Кокса, который осматривал модель вскоре после её завершения и общался с И.П. Кулибиным, идея моста, возвышавшегося над водой на 50 метров, выглядела фантастической, хотя «модель сама по себе заслуживала внимания». Необычным Коксу показалось то, что в верхней части путь проходил не по мосту, а по подвесной трассе.
Известно, что стальные арки мостов могут достигать в длину полукилометра — этого было бы вполне достаточно для пересечения Невы в один шаг. Кулибин однако явно собирался делать мост не из стали, и мои скромные знания сопромата не позволяют мне оценить реалистичность его проекта. Если бы исполинский одноарочный мост через Неву всё же был бы сооружён — стал бы он техническим чудом XVIII века, или же рухнул бы сразу после освобождения от строительных лесов?
PS. На всякий случай. Книга называется «Прогулки по Петербургу Екатерины Великой», автор — Форсия де Пилес, она есть у меня в бумажном виде. Искать её текст в интернете я пробовал, но не преуспел. Закосневшие в грехе правообладатели в своей обычной манере загадили всю поисковую выдачу мусорными сайтами, предлагающими скачать под видом этой книги разнообразную дрянь.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →