Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

О важности компьютерных игр



На «Афтешоке» обсуждают вред компьютерных игр. Запретить их совсем, к счастью, не предлагают, но всё же называют «полной хренью» и «напрасной тратой ресурсов». Логика следующая — пользы никакой от компьютерных игр нет, а вот время и деньги на них тратятся весьма значительные. Мало того, игры можно при некотором желании использовать ещё и в оранжевых целях, что уже опасно для государства:

https://aftershock.news/?q=node/564454

Вот несколько моих соображений по этому поводу.

1. Отказ от развлечений — весьма сомнительная идея. Как говорил Льюис Кэрролл, интеллектуальные развлечения необходимы для нашего духовного здоровья.

Да, мы обычно не зарабатываем деньги, когда играем в компьютерные игры, однако мы не зарабатываем денег и в то время, когда спим. Следует ли нам сделать вывод, что сон также является напрасной тратой ресурсов?

2. Все известные мне критики игр имеют довольно малый игровой опыт. Многие из них в компьютерные игры не играли вовсе, другие могут похвастаться тем, что в молодости потратили немного времени на пару-тройку популярных игр.

Этого категорически недостаточно, чтобы судить обо всей индустрии. Нельзя судить о музыке в целом по песням российской эстрады девяностых годов. «Эпоха империй» и «Дум» отличные игры, однако полного представления об этом мире они и близко не дают.

Кстати, сейчас уже начинает формироваться вполне зримый водораздел примерно по 1975-1985 годам рождения. Родившиеся в 1975 и раньше часто считают геймеров молодыми дурачками. Родившиеся в 1985 и позже часто считают не играющих в игры людей безнадёжно отставшими от жизни старперами.

3. Чтобы два раза не вставать, выскажу своё мнение по поводу перевода названий игр. Для ушей старых геймеров переведённые на русский названия звучат странно. Это нормально — не менее странно выглядели когда-то цены в рублях для тех, кто привык пересчитывать всё в «условные единицы».

Вместе с тем прошло всего лишь несколько лет после запрета «условных единиц», и все сначала привыкли к тому, что цены выставляются в рублях, а потом даже оставили привычку автоматически переводить всё в доллары.

4. Давайте задумаемся — а какая у нас есть реальная альтернатива компьютерным играм?

Спорт — дело хорошее, но это всё же развлечение иного рода, скорее для тела, чем для мозгов. Да и доступен спорт не всем: нужен определённый склад характера, чтобы ежедневно и с удовольствием ходить, например, в бассейн. У меня был период в жизни, когда я каждый день проплывал по километру, я знаю, о чём говорю.

Алкоголь, телевизор и развлекательные сайты типа «Пикабу»? Пожалуй, такую альтернативу не будут предлагать даже ярые противники компьютерных игр.

Выставки картин, филармония и театр? Как и в случае со спортом — это удовольствие не для всех.

Остаются, пожалуй, только книги, которые стоит обсудить отдельно.

5. Книги и компьютерные игры имеют куда как больше общего, чем кажется далёким от книг или от игр людям. И там и там есть мир, куда авторы полностью погружают увлечённых читателей и игроков.

С фильмами такого не происходит, в фильмах обычно сложно влезть в шкуру главного героя. В книгах и играх ощущения идут «от первого лица».

Кстати, сюрприз: во многих играх объём текста больше, чем в книгах.

6. Некоторые полагают, что технический прогресс остановился на печатном деле и, дескать, раз в книгах нет ветвящихся сюжетов и движущихся картинок, они как-то особенно хорошо напрягают фантазию.

По такой логике нам надо отказаться от современного алфавита и вернуться к клинописи. Алфавит слишком конкретен — читает слово, и однозначно понимаешь его. То ли дело клинопись, при чтении которой требуется прилагать немалую долю фантазии, складывая осмысленные предложения из неоднозначных пиктограмм.

7. Некоторые игры бывают довольно сложны. Критики игр них не доходят практически никогда — кривая обучения там слишком крута, чтобы по ней мог вскарабкаться игрок-обыватель.

В обсуждении на «Афтешоке», упоминали построенную на таблицах Access большую космическую стратегию «Аврора 4х» и «Гномью крепость», лишённый графики симулятор небольшой колонии гномов.

Добавлю к этому списку также игры от «Парадоксов», которые создаются при помощи профессиональных историков. Про них я рассказывал вот здесь:

https://fritzmorgen.livejournal.com/594264.html

8. В обучающем плане очень много дают игрокам даже простые игры. Здесь, опять-таки, можно провести аналогию с книгами — читая развлекательную литературу, можно получить базовые знания по географии, инженерному и военному делу, истории и многим другим предметам. Нередко этого бывает достаточно, чтобы игрок крепко заинтересовался темой и начал целенаправленно изучать её.

Тот же «Майнкрафт», кстати, в некоторых школах Швеции включён в программу обучения: он помогает детям понять, как устроен окружающий мир.

Отдельного упоминания заслуживают немодные сейчас MUD’ы, текстовые многопользовательские квесты, в которых нет графики, а есть только команды типа «ударить гоблина» или «сказать Красноносу ’отдай шлем’». Целое поколение игроков научилось при помощи этих игр быстро печатать вслепую и свободно общаться на английском.

9. Разумеется, обучающая роль игр не исчерпывается лобовыми экспериментами по физике и геологии. Игры в жанре РПГ — так называемые ролевые игры — учат важнейшим вещам, которые до последнего времени игнорировались в школах. Эти игры учат людей строить жизненные планы, показывая прямую связь между, допустим, учёбой и приходящим несколько позже вознаграждением за неё. Подробнее я рассказывал про это вот здесь:

https://fritzmorgen.livejournal.com/1044013.html

Вообще, у меня есть тэг «Игры», рекомендую:

https://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Игры

10. Наконец, последнее на сегодня. Последнее по порядку, но не по значению. Компьютерные игры — это одна из самых перспективных на сегодня отраслей как в плане создания рабочих мест, так и в плане распространения мягкой силы.

Будьте уверены, десятки миллионов россиян будут в любом случае играть в игры, а миллионы высокооплачиваемых специалистов разного профиля будут эти игры создавать. Вопрос только в том, в какую страну будут идти вырученные за игры деньги, и какую конкретно идеологию будут создатели игр закладывать в сюжет.

Нашему государству следует обратить на игры самое пристальное внимание. Сейчас они, пожалуй, будут поважнее, чем кинематограф, которому такое большое значение придавал в своё время Владимир Ильич.

Tags: Игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 663 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →