Был вчера в IKEA, покупал лампочки. Протестировал автоматические кассы. Это, доложу вам, серьёзный шаг вперёд. Если раньше перед кассами в IKEA надо было протомиться несколько минут в очереди, то теперь я просто подошёл к одной из свободных (!) автоматических касс, пересканировал за две минуты свои 15 лампочек и спокойно расплатился карточкой. Единственное, что меня немного напрягло — «экологичный» бумажный пакет, на который жадные шведы установили цену в 12 рублей. Я с куда как большей радостью приобрёл бы обычный пакет из полиэтилена.
Автоматические кассы произвели на меня огромное впечатление. Скоро покупатели при посещении магазинов будут выбирать автоматические кассы — мало кто хочет стоять в очереди, быстро всё выкладывать и упаковывать, отвечать на нелепые вопросы про скидочную карту и «пакетнужен». Автоматические кассы, пожалуй, можно уже считать важным конкурентным преимуществом тех магазинов, в которых они установлены.
Против живых кассиров работает и сугубо финансовая сторона вопроса. Стоимость работы кассира в супермаркете (зарплата, налоги и так далее) составляет, допустим, 300 рублей в час. Если в час кассир обслуживает 20 покупателей, получается, что в каждом чеке сидит 15 рублей, которые уходят чисто на кассира. Это весьма существенно: уволив кассиров, магазины получат значительную экономию средств.
Будем реалистами: наступление роботов не просто началось, роботы уже начали уничтожать рабочие места. Всего неделю назад я делал обзор новостей из мира подступающего киберфеодализма, а сегодня у меня снова набралось достаточно материала для новой статьи.
Профсоюзный деятель Михаил Шмаков на днях заявил, что в плане Минэкономразвития, который обсуждался 20 июля на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, говорилось о сокращении занятости в России на 30-40%. Министр труда всё отрицает, однако прятать шило в мешке с каждым месяцем становится всё сложнее и сложнее. На Западе, например, розничные магазины уже начали сокращения живой рабочей силы — её заменяют на роботизированную:
http://finfront.ru/2017/07/21/retail-loses-jobs/
...розница избавляется от ставшего ненужным персонала. Так, например, магазины массово увольняют старших кассиров — работу по подсчёту денег выполняют теперь хитрые агрегаты, которые предоставляются банком. Достаточно загрузить в них деньги, чтобы они сами всё подсчитали и оформили...
Некоторым кассирам удаётся перейти на новую работу: стоят у двери и приветствовать покупателей, например. Однако даже такого рода рабочих мест хватает далеко не для всех.
Обратите внимание — здесь речь идёт уже о других кассирах. О тех, кто считает деньги в «комнате без окон», а потом отправляет их в банк. Этих работников тоже увольняют.
Всего в американской рознице заняты сейчас 16 млн человек. Исследователи предсказывают, что от 30% до 50% персонала могут быть заменены роботами:
http://cornerstonecapinc.com/wp-content/uploads/2017/05/Retail-Automation_Stranded-Workers-Final-May-2017_corrected.pdf
Другие отрасли, разумеется, тоже под ударом.
Снова перенесёмся в Россию. Вслед за «Сбербанком» начали роботизироваться и другие банки. Сотрудников колл-центров заменяют роботами, которые понимают обычный человеческий язык. Другие роботы приходят на замену юристам и финансовым работникам. Сейчас роботы туповаты, что вызывает справедливое недовольство клиентов, однако это временно — современные технологии позволяют создать робота, который будет не только сообразителен, но и внимателен, будет помнить проблемы каждого конкретного клиента:
https://iz.ru/618820/banki-zameniat-sotrudnikov-na-samoobuchaiushchikhsia-robotov
(Лирическое отступление. Проблема со «Сбербанком», о которой я писал в пятницу, так до сих пор и не решена. Все мои обращения «Сбербанк» проигнорировал, QUIK не подключён, и надежды на его подключение, пожалуй, уже не осталось. Я счёл за лучшее перейти по совету читателей в ВТБ24).
Новые технологии тем временем на подходе. Блогер vlebedeff пишет, что робот, умеющий делать видео из текста, мог бы пригодиться, например, для горячих линий — с помощью такого робота наш президент смог бы «лично» ответить на каждый из заданных ему миллионов вопросов:
https://golos.io/ru--iskustvennyij-intellekt/@vlebedeff/preimushestva-tekhnologii-sozdaniya-feikovogo-video
Полагаю, для многих возможность получить такого рода персонализированный ответ действительно была бы важной.
Та же технология может быть использована для автоматического перевода видеороликов с английского на русский. С её помощью мы сможем смотреть англоязычный Ютуб напрямую, без перевода, наблюдая, как западные ютуберы говорят на чистом русском языке. С одной стороны, это будет удобно. С другой стороны, русскоязычные ютуберы немедленно останутся не у дел, ибо большая часть их роликов является к сожалению не более чем дешёвой копией западных образцов.
Ещё одно важное применение этой технологии — общение с пенсионерами. Создание роботов, которым пенсионеры в любой момент смогут позвонить, чтобы обсудить новости, пожаловаться на что-либо или попросить, например, вызвать врача. Потребность в такого рода услугах сейчас огромна. Идеальным вариантом, конечно же, было бы создание полноценного робота-сиделки... но, увы, по прогнозам футурологов до этого нам ещё лет 10, при этом опыт показывает, что в таких прогнозах 10 лет иногда превращаются в 50 или даже 100 лет.
Технология, которая уже работает, и внедрению которой мешает только инерция мышления — это роботы-курьеры. Вот очередной — японский автоматический мотороллер начинает доставку суши. Высота робота CarriRo — один метр, скорость — 6 километров в час. Он может заезжать в дома и довозить заказ прямо до двери клиента. В чрево робота влезает 60 порций суши:
https://nplus1.ru/news/2017/07/18/sushi-delivery-robot
Россия, разумеется, не остаётся в стороне от процесса. Собственно, курс на цифровую экономику и был провозглашён вовсе не из желания поиграться с новыми гаджетами — мы вступаем в новую эпоху, и у нас нет иного выбора, как участвовать в гонке на выбывание с другими странами. Технологически отстающие государства могут уже в ближайшие 10-20 лет скатиться на уровень Африки, безо всякой надежды вернуться в обозримой перспективе обратно в круг более-менее развитых стран.
На днях Владимир Путин был в центре «Сириус», три часа отвечал на вопросы собравшихся там талантливых школьников:
http://www.1tv.ru/news/2017-07-23/329347-prezident_vladimir_putin_otvetil_na_voprosy_vospitannikov_obrazovatelnogo_tsentra_sirius_v_sochi
Результаты уже налицо. После беседы с президентом юные математики из России заняли призовые места на Международной олимпиаде в Бразилии:
https://knife.media/maths-competition/
Другие наши школьники выиграли пять золотых медалей на Международной олимпиаде по физике:
http://tass.ru/obschestvo/4433436
Кадры, способные развивать цифровую экономику, у нас несомненно есть. С разработками тоже всё хорошо — вот, например, интервью с разработчиками «Яндекса», где они рассказывают о своих проектах в области искусственного интеллекта:
https://nplus1.ru/material/2017/07/18/yandex-catboost
Один из проектов — CatBoost — Яндекс выложил в открытый доступ. Это библиотека машинного обучения. Грубо говоря, аналог модных сейчас нейросетей.
У нас, вообще, весьма развитый IT-сектор, перспективных разработок — огромное количество. Сейчас, когда в IT начали вливать большие ресурсы, стоит ожидать взрывного развития технологий:
http://ruxpert.ru/Российский_IT-сектор
Подведу итог
В 2011 году я предположил, что десятые годы станут годами быстрого развития робототехники:
http://fritzmorgen.livejournal.com/367800.html
Прогноз оказался верным. За последние несколько лет видимый скачок сделали системы искусственного интеллекта — теперь, пожалуй, массовая роботизация будет с каждым годом только набирать обороты.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →