Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Спиннерная слепота



Вы, конечно же, знаете, что такое спиннеры. Это «бесполезные» крутящиеся штуковины, которые можно вертеть в руках с целью себя развлечь. Стоят они недорого, рублей 200-300 в среднем. Увлекаются спиннерами в первую очередь школьники.

Заглянуть в мысли школьникам несложно. «У Иванова есть спиннер, у Петрова есть спиннер, что же я один, как лох, без спиннера хожу?». Взрослые идут детям навстречу и, посмеиваясь, покупают эту недорогую игрушку.

Самое забавное тут в том, что снисходительное отношение к юным вертильщикам спиннеров обычно не имеет под собой оснований. Проблема статусного потребления пронизывает всё наше общество, и спиннер — это самое безобидное, что можно придумать в этой серии.

Возьмём, например, мать семейства, которая не понимает смысла спиннера, но которая при этом тратит полторы своих зарплаты на последнюю модель айфона. Вслух она может рассказывать нам, что это удобный и красивый телефон, однако мысли у неё при покупке были ровно такие же, как у школьника со спиннером. «У Ивановой есть айфон, у Петровой есть айфон, что же я одна, как лохушка, без айфона хожу?». Допустим, нормальный мобильник стоит сейчас 10 тысяч рублей, новый айфон — 70 тысяч рублей. Разница в 60 тысяч рублей — статусное потребление, главная задача которого показать, что обладатель дорогой вещи как минимум не хуже своего окружения.

Или посмотрим на мужчин — там всё ещё хуже. Продавцы не скрывают, что дорогие вещи нужны главным образом для статуса, слово «статус» в рекламе предметов роскоши звучит постоянно. Когда отец семейства берёт кредит на 5 лет слишком дорогой для него автомобиль, он руководствуется именно соображениями «престижа» — пусть, дескать, Иванов с Петровым знают, что я не хуже их.

Помогает ли статус в реальной жизни, или же он полностью бесполезен?

Польза от него таки есть. К человеку на дорогой машине, в дорогом костюме и в дорогих часах отношение будет другим: ему чаще будут идти на встречу, с ним охотнее будут договариваться о совместных делах. Иногда это даже окупается. В девяностые, например, очень желательно было выглядеть солидно — как минимум для того, чтобы новые деловые партнёры воспринимали тебя как серьёзного человека, а не как «лоха».

Сейчас однако в бизнесе и в политике статус собеседника определяют не по внешним атрибутам, а по реальным ресурсам: связям, активам, должностям. Автомобили, яхты и часы тут сугубо вторичны, их покупают скорее для удовольствия, чем для дела. Интересный факт: большая часть моих знакомых бизнесменов часы на руке носит подаренные кем-либо, а при покупке автомобиля старается уложиться в свой двух-трёхмесячный доход. Собственно, это одна из причин, по которой у них водятся деньги.

Статусные вещи помогают в работе и в переговорах и сейчас. Человек — существо социальное, и независимо от своей воли люди лучше относятся к красивым и богатым собеседникам. Вместе с тем важно понимать, что статусные вещи стоят обычно слишком дорого, чтобы полезный эффект от их покупки окупался.

К сожалению, понимают это не все. Недавно немецкий подросток украл у родителей 10 тысяч евро и раздал их своим знакомым, чтобы им понравиться. Он надеялся завести таким образом друзей. Этот юноша решил спрямить путь, и вместо того, чтобы тратиться на статусные вещи, решил сэкономить и раздать деньги окружающим напрямую.

Наивный поступок. Однако если через двадцать лет набравшийся опыта подросток купит себе спортивную Audi, обойдётся она ему гораздо дороже, а суть покупки — деньги в обмен на привлекательность для окружающих — от этого не изменится.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 883 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal