В интернете гуляет статья Марка Мэнсона про вещи, которым нас незаметно обучила школа. В школе мы узнали, что успех зависит от одобрения других людей, что авторитеты всегда правы, а неудача — это источник позора. Перевод статьи можно найти, например, вот здесь:
http://muz4in.net/news/tri_veshhi_kotorym_vas_nauchila_shkola_no_vy_dazhe_ne_osoznali_ehtogo/2017-06-18-43402
Автор, конечно же, прав в том, что учителя и родители школьников проявляют обычно большую нетерпимость к неудачам. Кто такой отличник? Это тот, кто не ошибается в контрольных и имеет пятёрки по всем предметам. Кто такой двоечник? Это тот, кому регулярно ставят двойки.
В реальной жизни ситуация разворачивается на 180 градусов. «Отличник» во взрослой жизни — это, например, директор фирмы, который отлично разбирается в финансах и в управлении. Если директор пишет с ошибками, не может пробежать 50 метров без одышки и не знает ни одного закона Ньютона... это ровно никак не сказывается на его карьере.
«Двоечник» во взрослой жизни — это молодой вахтёр, который отлично разгадывает кроссворды и может в свободное время помочь племяннику с домашним заданием по любому предмету. В школе он получал сплошные пятёрки, во взрослой жизни однако выяснилось, что его боязнь ошибок никому не нужна.
Корень проблемы заключается в изначальной ущербности классно-урочной системы. От школьников требуют не достижений, а отсутствия ошибок, причём по всем предметам сразу. Если обучение проходит достаточно успешно, выпускник школы привыкает всячески избегать неудач и решений, которые могут привести к неудачам. В реальной жизни такая привычка неизбежно приводит к очень грустным результатам.
Если бы мы хотели сделать школу лучше, нам стоило бы изменить систему таким образом, чтобы школьники научились спокойно переносить ошибки и неудачи. В конце концов, для цифровой экономики нам нужны инноваторы — а инновации и боязнь ошибок абсолютно несовместимы.
Как пример: можно перейти на проектную систему, когда школьники под надзором учителя будут выбирать себе проекты, а потом делать их, пытаясь уложиться в дедлайн. Делать совместно, разумеется, так как в реальной жизни им придётся работать в командах.
Контрольные и экзамены можно проводить еженедельно, по запросу. Чувствует себя школьник, допустим, готовым сдать физику третьего уровня — подходит к учителю и оставляет заявку на ближайшую пятницу. В пятницу его сажают в кабинет с другими сдающими (каждый из которых сдаёт свой экзамен) и выдают или не выдают свидетельство о сдаче.
Суть идеи в том, чтобы убрать никому не нужную гонку по верхам, приучающую детей бояться ошибок, и приучить их к тому, что неудача — это нормально, что это всего лишь необходимая часть пути к любой цели. Возьмём, допустим, обучение английскому языку. Прежде, чем школьник заговорит более-менее свободно, он должен произнести десятки тысяч предложений с ужасным русским акцентом. Если в это время бить его линейкой по рукам за каждую ошибку в произношении, к окончанию школы у него выработается установка — говорить по-английски нельзя, накажут. Это будет сильно мешать при попытках применить английский на практике.
Кстати, неплохое подспорье в обучении преодолению неудач могут оказать онлайн-игры. В таких играх нельзя всё время выигрывать — после каждого выигрыша тебе повышают рейтинг, и в следующей партии дают более сильного соперника. Таким образом в долгосрочной перспективе количество поражений примерно соответствует количеству побед, и игрок волей-неволей привыкает к тому, что проигрыш — это всего лишь повод задуматься об ошибках и попробовать ещё раз.
Напоследок замечу, что известная поговорка про троечников, которые руководят отличниками, далека от реальности. Школа одинаково негативно действует на всех, и если школьник учится на тройки, это ещё не значит, что он сохраняет здоровое упрямство и возможность самостоятельно мыслить. Глупо судить людей по оценкам в школьном аттестате, они мало о чём говорят.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →