Не перестаю удивляться, как эволюционировали со временем службы доставки еды. 10 лет назад большая пицца стоила в Петербурге 500 рублей, везли её час-полтора, а вкус случайным образом колебался от «с голодухи пойдёт» до «не пойдёт даже с голодухи».
Прошли годы. За эти годы я сменил несколько фирм по доставке еды, так как они друг за другом потихоньку портились. И вот сейчас мне за те же 500 рублей привозят на дом отличную килограммовую пиццу, которая приготовлена лучше (!), чем в большей части ресторанов города. Время от заявки на сайте до звонка в дверь обычно не превышает 20-30 минут, у курьеров всегда есть сдача, и они всегда пребывают в рабочем настроении — безо всех эти жалоб в духе «на улице дождик» или «как долго я вас искал».
Бизнес-модель таких служб на первый взгляд проста и прозрачна.
Город разбили на районы, в каждом районе открыли небольшой кулинарный цех. Наняли курьеров, поставили им норму в 20+ доставок за рабочий день, что позволило снизить себестоимость доставки рублей до 50, если не меньше. Запустили постоянный ковровый обзвон клиентов, чтобы жёстко контролировать качество сервиса и еды. Результат с точки зрения заказчика великолепен — быстро, дёшево и хорошо.
А знаете, почему всё то же самое не появилось 10 или 15 лет назад?
Главная причина — тогда ещё не было нормальных руководящих кадров. Если сейчас взять директора любой из таких фирм по доставке и отправить его на машине времени в 2003 год, он за пару лет порвёт всех конкурентов как Тузик поролоновых крыс. Конечно, тогда инфраструктура была гораздо хуже развита, да и денег у покупателей было меньше, но это по большому счёту вторично. Главное — навыки руководителя.
Не так-то просто добиться от сотрудников полной отдачи: чтобы они не только не воровали продукты, не только работали быстро, но и делали каждую пиццу в строгом соответствии со стандартами. 10 лет назад руководители не умели так управлять коллективом — особенно в удалённых цехах. Теперь научились.
Собственно, одним из корней знаменитого европейского уюта как раз и является стабильность, которая позволяет бизнесменам и чиновникам заниматься одним и тем же делом в течение десятилетий или даже столетий. Люди постепенно совершенствуются в своей профессии, учатся делать свою работу хорошо. Тем же, кто учиться не хочет, приходится туго — на фоне конкурентов они начинают выглядеть бледно, им приходится меняться или уходить.
Мораль простая. Очень многие наши неустроенности являются следствием рестарта 1992 года, когда очень многое началось с нуля. Первые 8 лет были потерянными годами, когда страна лежала в нокауте, а бизнес был занятием скорее для авантюристов, чем для мастеров. Дальше экономика постепенно начала цивилизовываться. Сейчас, через 17 лет работы, мы проделали огромный путь: многое у нас уже лучше и дешевле, чем в той же Европе — Госуслуги, МФЦ и интернет, чтобы далеко не ходить за примерами.
Пожалуй, если России удастся удержаться от новых революций, лет через 20-30 мы будем жить в весьма комфортной и благоустроенной в бытовом плане стране.
PS. Я понимаю, выплавка чугуна, БАМ, космос и так далее — это всё тоже очень важно, я про это тоже регулярно пишу. Однако и сугубо бытовую сторону вопроса — что съесть, что надеть, чем обклеить стены — тоже не стоит упускать из виду. Опыт СССР достаточно красноречив.
PPS. Это тридцать вторая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Предыдущие статьи серии можно найти вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России
P3S. А вы где заказываете еду? Посоветуете что-нибудь?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →