Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Как бизнес вылетает в трубу



Вы, конечно, знаете историю про венгра Абрахама Вальда и повреждённые в воздушных боях самолёты. Абрахам Вальд внимательно осматривал вернувшиеся на базу бомбардировщики и... предлагал дополнительно укреплять неповреждённые места.

Логика была простой: если мы не видим бомбардировщиков с пробоинами в этих местах, значит эти места настолько уязвимы, что попадание в них приводит к крушению. И действительно, когда позже начали исследовать сбитые на территории противника самолёты, правота статистика Вальда подтвердилась:

http://pikabu.ru/story/fenomen_oshibki_vyizhivshego_4957255

Любопытные смогут найти больше, набрав в поисковике «ошибка выжившего»

Та же самая ошибка выжившего регулярно срабатывает и в бизнесе. Опыт тех, кто пришёл к успеху, зачастую не имеет особого практического значения — ибо они не могут рассказать нам о проблемах, которых им счастливо удалось избежать. А вот опыт разорившихся бизнесменов, напротив, весьма важен: он указывает нам на уязвимые области, защите которых следует уделять особое внимание.

В связи с этим я прошу вас сегодня рассказать в комментариях истории неудачного бизнеса — желательно, собственного. Думаю, эти истории будут весьма поучительны для многих.

Начну, как водится, с себя. Первые два моих бизнеса разорились по одной и той же причине — у нас с компаньонами не было достаточного для торговли оборотного капитала. Особенно показательна в этом плане вторая попытка: мы попытались начать торговать мобильными телефонами, имея в ассортименте... только два телефона. Мы купили где-то подержанные витрины, поставили их в не слишком проходной магазин к нашим друзьям. Когда один из этих телефонов у нас украли, бизнес заглох сам собой.

Показательна история кражи телефона. В магазин зашла молодая пара, похожая, как я позже понял, на лису Алису и кота Базилио. Пока девушка отвлекала находившихся в магазине людей, молодой человек пальцами раздвинул стеклянные створки витрины и вынул оттуда мобильник. Сделать это было несложно — если бы мы не поленились провести пару опытов, мы бы поняли, что стекло гибкое, а замок особо не препятствует доступу вовнутрь.

Сейчас я понимаю, что нам следовало не только закупить для начала хотя бы штук 50 телефонов, но и лично стоять за прилавком с утра до вечера, беседуя с потенциальными покупателями. Тогда это казалось мне не таким очевидным: напротив, у меня была иллюзия, что при должной сноровке всё должно продаваться само собой, без деятельного участия учредителей.

На третий раз мы учли предыдущие ошибки и пошли в сферу услуг, где оборотный капитал был не нужен. Там бизнес пошёл нормально, он существует и по сей день.

PS. Напомню, что другие мои статьи о бизнесе можно найти по тэгу «Размышления о ведении бизнеса в России»:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 582 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →