Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Онлайн-кассы, комментарии Василия Саушкина и других экспертов



Россия переходит на онлайн-кассы. Вскоре каждый пробитый чек будет автоматически отправляться через интернет в налоговую. Копия чека отправится покупателю товара — если, конечно, он решит оставить продавцу адрес электронной почты или номер телефона. С 01 января 2018 года на кассы нового образца должны будут перейти практически все, включая даже тех, кто сидит на ЕНВД и на патентах.

Данные о всех продажах будут теперь в режиме реального времени уходить в огромные базы налоговых инспекций. Исключение законодатели сделали только для разной пузатой мелочи типа монетных автоматов по продаже жевательной резинки или жетонов метро.

Меня, как представителя малого бизнеса, массовое внедрение онлайн-касс одновременно и радует, и огорчает. Радует, так как автоматизация — это неизбежный и весьма полезный для экономики процесс. Огорчает, так как для меня необходимость ставить в кофейные автоматы онлайн-кассы — это дополнительная головная боль и дополнительные расходы.

Начнём с минусов.

Минус 1. Ограбление бизнеса

Вполне очевидно, что оппозиция попытается раскручивать историю с онлайн-кассами в том же ключе, что и с «Платоном»: дескать, это попытка производителей касс ограбить предпринимателей. В реальной жизни однако производители касс, пожалуй, скорее понесут убытки — ибо им предстоит серьёзно вложиться в инфраструктуру, а стоит обслуживание онлайн-касс дешевле, чем обслуживание касс офлайновых.



Цитирую Василия Саушкина, руководителя крупной компании по производству кассовой техники:

http://asaratov.livejournal.com/5037847.html

Если кто-то жаждет «слупить олимпиарды рублей с нищего бизнеса» — то ему надо сначала вложить олимпиарды же рублей в построение системы хранения, обработки, защиты данных. Это очень сложный процесс, в котором участвуют сотни разработчиков, производителей оборудования, провайдеров и т.д. Собственно, потому поправки к закону так долго дорабатывались и согласовывались — чтобы выйти на качественно новый уровень обработки данных, нужно сто раз продумать алгоритмы и двести раз их проверить! Поэтому те, кто говорят, что это «сруб бабла с бизнеса», или не понимают, как это сложно, или намеренно нагнетают истерику вокруг ФЗ-54.


Те же рассуждения справедливы и по отношению к доходам государства. Повторю очередной раз: выжимать деньги из мелкого бизнеса — это как стричь свинью. Визгу много, а шерсти мало. Если бы государства стояла задача любой ценой получить больше денег, гораздо проще было бы повысить налоги, причём повысить налоги не на мелкий бизнес, а на крупный.

Минус 2. Высокие разовые расходы для бизнеса

Покупка и установка онлайн-кассы обойдётся от 25 тысяч рублей в регионах до 60 тысяч рублей в Москве. Годовое обслуживание будет стоить ещё 4-5 тысяч рублей. Это существенно.

Можно будет сэкономить, если вместо покупки новой кассы апгрейдить старый аппарат — модернизация обойдётся в несколько тысяч. Также есть надежда, что таки примут закон о компенсациях индивидуальным предпринимателям затрат на установку онлайн-касс. Закон предполагает, что за каждую установленную кассу государство вернёт ипэшникам 18 тысяч рублей.

Минус 3. Бардак

Внедрение любой новой технологии — это всегда бардак. Собственно, у торговцев пивом уже наступил «праздник», три четверти торгующих пивом предпринимателей не успевают обзавестись к апрелю онлайн-кассами. Причина проста — торговцы до последнего момента откладывали неизбежное, сейчас же все они дружно кинулись покупать онлайн-кассы, а рынок не успевает удовлетворить резко возросший спрос. Цитирую «Коммерсант»:

http://www.kommersant.ru/doc/3240605

"Опора" еще в июле 2016 года предупреждала, что из-за разных сроков вступления в силу обязанностей использовать ККТ для предпринимателей, применяющих ЕНВД и торгующих некоторыми видами алкогольной продукции, могут возникнуть сложности. «Это во многом связано с неорганизованностью самих предпринимателей,— признает Алексей Небольсин.— Но требовать от них использования касс нелогично, так как рынок преимущественно работает по белой схеме».


Производители касс утверждают, что новых кассовых аппаратов на складах достаточно. Проблема, видимо, в том, что теперь нужно довезти эти кассы до магазинов и установить их там.

Предвосхищая очевидное возмущение: опыт показывает, что накладки являются обычным делом при любом внедрении новых технологий. Я не припомню ни единого случая, чтобы новая система такого размера с первого дня заработала гладко и без сбоев.

Минус 4. Прозрачность

Прятаться от внимательного взгляда Большого Брата станет теперь сложнее — все розничные продажи будут отслеживаться практически в режиме реального времени. Я прозреваю огромные проблемы не только у тех, кто занижает продажи, пуская часть товаров мимо кассы, но и у тех, кто использует розничную торговлю для отмывания денег.

Особенно грустно придётся, пожалуй, продавцам разного рода контрабанды. Судя по тому, что я вижу у своих клиентов, я могу предположить, что сейчас в России планомерно выстраивается система единой номенклатуры. Когда эта система будет готова, налоговая сможет легко прослеживать полный путь каждой пары кроссовок — от таможенного терминала в порту до пакета, в котором её унесёт домой довольный покупатель.

Теперь о плюсах.

Плюс 1. Экономия

Старые «офлайновые» кассы стоили от 10 тысяч рублей, а их обслуживание (включая замену ленты ЭКЛЗ и техподдержку) обходилось в 8-12 тысяч рублей ежегодно.

Допустим ипэшник покупает новую кассу за 30 тысяч рублей (вместе с установкой), а старую кассу выкидывает. Государство возвращает предпринимателю 18 тысяч, так что итоговые затраты на обновление составляют 12 тысяч рублей. Дальше ипэшник тратит на обслуживание 5 тысяч рублей в год вместо тех 10 тысяч, которые он тратил на офлайновую кассу.

Несложно подсчитать, что за два с половиной года установка новой кассы окупится, и ипэшник начнёт экономить по 5 тысяч рублей в год. Если же учесть, что онлайн-касса будет работать без фискального накопителя (который надо было менять каждые три года), экономия получится ещё более весомой.

Плюс 2. «Большие данные»

Обновляемые в режиме реального времени данные по всем розничным продажам в стране — это отличный инструмент для управления экономикой. Это та самая модная сейчас «бигдата», в обработку которой вкладывают такие большие деньги все крупные корпорации.

Как знать, если бы 40 лет назад у нас были такие инструменты, может быть, судьба СССР сложилась бы совсем по-другому… Впрочем, это тема для отдельной статьи, которую я, может быть, напишу позже.

Плюс 3. Честная конкуренция

Чем плохи налоги для честного предпринимателя? Тем, что делают его менее конкурентоспособным. Если вы продаёте мыло за 100 рублей, то ваш не платящий налогов конкурент может поставить цену в 90 рублей, после чего покупатели пойдут к нему.

Если онлайн-кассы принудят моих конкурентов платить налоги, мои цены станут более приятными для покупателей.

Плюс 4. Автоматизация

Так как онлайн-кассы будут автоматически отправлять все данные в налоговую, работы у бухгалтеров убавится. Не нужно будет, например, вести кассовую книгу и сохранять Z-отчёты. Большую часть вопросов по кассам можно будет решать с налоговой удалённо.

Проверок, полагаю, также станет поменьше — хотя, справедливости ради, малый бизнес последние лет 10 и так практически не трогают. Наконец, у предпринимателей появится полная и актуальная статистика по продажам, что позволит им лучше управлять собственным бизнесом.

Сейчас, для справки, большая часть предпринимателей представляет себе движение товаров в своей организации очень примерно и с большой задержкой.

Плюс 5. Сокращение расходов государства

Россия не является первопроходцем в деле внедрения онлайн-касс, в Южной Корее, например, онлайн-кассы заработали ещё в 2005 году. На основании опыта других стран можно предположить, в чём именно государство выиграет.

Контролировать предпринимателей через интернет будет проще и дешевле — меньше придётся тратиться на выездные проверки и на поиск ошибок в отчётах предпринимателей. Налоговые сборы также немного возрастут: прятаться от уплаты налогов станет сложнее.

Подведу итог

В принципе, никто не сомневался, что рано или поздно кассами оснастят всех. В кофейные автоматы, например, по закону 290-ФЗ кассы должны были начать ставить уже с лета 2018 года:

http://54fz.ru/54-фз-перекроит-рынок-вендинга/

Я весьма доволен тем, что хотя бы от бумажных чеков удалось отказаться. Некоторые кофейные автоматы операторы навещают раз в неделю, так что «бумажные» кассы сделали бы вендинговый бизнес совсем уж малорентабельным.

В общем, теперь осталось дождаться, примут ли закон о компенсации индивидуальным предпринимателям 18 тысяч рублей на установку каждой кассы. Если примут, думаю, всё пройдёт более-менее спокойно. Если не примут, я ожидаю повторения истории с «Платоном» — большого шума в СМИ и серьёзного недовольства предпринимательского сообщества.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 536 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →