Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Когда закончится эпоха барахла



Пожалуюсь сегодня на окружающую нас технику. Начну с мобильника. Мобильник работает на «андроиде», производитель — одна из известнейших фирм с миллиардными, пожалуй, бюджетами на разработку новых моделей.

В мобильнике есть телефонная книга. Чтобы найти телефон Ивана, я набираю на клавиатуре 4225 — после этого телефон показывает мне все имена, которые содержат слово «Иван».

Дальше я хочу конкретизировать, какой именно Иван мне нужен, ибо у меня в телефоне их много. Там есть Иван Плюшкин, Иван Кочерга, Иван Бухгалтер, Иван Медвежьи Капканы, Иван Наволочка и так далее — всего 17 человек.

Допустим, мне нужен Иван Бухгалтер. Я набираю на клавиатуре цифру 2 (код буквы «б») и... мобильник пишет мне, что таких контактов не найдено. Мобильник не понимает элементарного — что по запросу «иванб» нужно показать мне запись «Иван Бухгалтер».

Помянув программистов производителя незлым тихим словом, я набираю теперь на клавиатуре «бухгалтер» — 267224636. Телефон услужливо выдаёт мне телефоны 5 бухгалтеров и 15 бухгалтерий. Тупик-с. Нужно потратить кучу времени, открывая список из всех Иванов и пролистывая его вверх-вниз — а делать это на морозе, например, бывает весьма неудобно.

Для справки: программист мог бы решить проблему, исправив одну строчку кода, и в телефонах некоторых других производителей эта строчка кода была таки исправлена. В этом телефоне — нет.

Идём дальше. Чуть ли не каждый день я отправляю кому-нибудь чей-нибудь телефон по смс. Делаю я это так: нахожу телефон в записной книжке, переписываю на бумагу, потом с бумаги перепечатываю в новый смс.

Что бы я сделал, если бы отвечал за интерфейс мобильника?

Да элементарную же вещь. В карточке контакта была бы небольшая кнопка с изображением конверта. При нажатии кнопки данные контакта — телефоны, адреса, ФИО и так далее — копировались бы в новый смс.

Видел ли я в своей жизни хоть один мобильник, в котором эта элементарная функция была бы реализована?

Да, парочку таких мобильников видел, несколько лет назад. Там эта функция была реализована через задницу — мало того, что она не позволяла выбрать, что конкретно отправлять собеседнику, так она ещё и не работала. На другой конец мобильного провода приходили не фамилии с телефонами, а мусор с кракозябрами.

Переключимся на технику другого типа, на автомагнитолы. У меня в машине стоит новая магнитола одной из известнейших фирм, причём далеко не дорогая и не дешёвая модель: как раз массовый вариант.

Я слушаю сейчас «Гиперион» Дэна Симмонса. Слушаю его с флешки. Я дошёл примерно до середины книги — до пятой минуты 82-го файла — и тут мне понадобилось вставить в магнитолу на 15 минут другую флешку... догадываетесь уже, что произошло?

Да, вы угадали. Когда я засунул флешку с «Гиперионом» обратно, магнитола начала проигрывать её с самого начала, со вступления.

Вопрос. Кто мешал разработчикам предусмотреть эту ситуацию и сделать элементарнейшую вещь: записывать после извлечения флешки, на каком файле и на каком месте внутри этого файла остановилось прослушивание? Второй вопрос. Кто мешал разработчикам поставить копеечную память, чтобы после отключения питания все настройки магнитолы не сбрасывались к заводским?

Технически сделать всё это можно элементарно, было бы желание. Но вот как раз желания делать хорошо у разработчиков-то и нет...

Волею судьбы я немного разбираюсь в интерфейсах, и я могу заявить вам со всей ответственностью — практически вся современная техника могла бы быть на порядок удобнее, причём практически без увеличения затрат на её разработку.

Знакомые инженеры также дружно утверждают, что техника могла бы быть ещё и на порядок надёжнее. Я, к сожалению, вынужден с ними согласиться, ибо, например, пульты от телевизоров могли бы и выдерживать падение с полуметровой высоты на ковёр.

Перейдём теперь к выводам из этих достаточно очевидных наблюдений.

Почему при капитализме производители не заинтересованы ни в качестве, ни в удобстве своей продукции? Потому что процессом разработки управляют маркетологи, которым для увеличения продаж нужно сделать не один идеальный телевизор, а 20 телевизоров средней паршивости, каждый следующий из которых будет немного лучше предыдущего. Тогда у покупателя будет веская причина менять каждые два-три года свой телевизор на новый.

Почему при плановой экономике советского типа производители также не заинтересованы ни в качестве, ни в удобстве? Потому что у них нет проблемы продать, но есть проблема произвести достаточный объём. Грубо говоря, не до качества — надо план гнать.

Обратите внимание, цена товара в этих схемах значения не имеет. Если вы купите дорогой мобильник, вы не получите удобства — вы получите позолоченный корпус со стразами, внутри которого будет ровно та же забагованная и неудобная начинка, что и в дешёвых моделях.

Как можно было бы решить проблему?

На мой взгляд, нужно поручить выпуск техники фанатам этого дела, которым из идейных соображений захочется сделать всё максимально хорошо.

Сравните игры, на которые команда любителей собирает деньги у публики, и игры, на которые прожжённые акулы игровой индустрии выделяют миллиардные бюджеты. У любителей расходы меньше на три порядка, а качество зачастую в разы выше: так как они не ленятся включать мозг и внимательно читать отзывы придирчивых пользователей.

Полагаю, с появлением более продвинутых роботов мы увидим, как такого рода любители перемещаются из виртуального мира в реальный, чтобы сделать идеальные автомобили, идеальные принтеры, идеальные лобзики и прочие идеальные предметы нашего быта, причём не по заоблачным ценам, как сейчас, а по ценам даже более низким, чем у нынешних зажравшихся корпораций.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 479 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →