Мне регулярно приходится слышать даже от вполне разумных людей — «я же всё вижу своими глазами, зачем вы мне рассказываете про вашу оторванную от реальной жизни статистику». Этот простой аргумент звучит в спорах довольно убедительно.
Давайте однако проведём мысленный эксперимент. Что будет, если мы откроем окно, высунем слегка голову и посмотрим наверх?
Мы своими глазами увидим, что Солнце вращается вокруг Земли. И если какой-нибудь высоколобый чудак попробует нам заявить, будто это не так, мы поднимем его на смех с его оторванными от реальной жизни формулами.
Конечно, многие приёмы борьбы со статистикой используются жуликами намеренно, статья с перечнем этих приёмов постоянно пополняется:
http://ruxpert.ru/Приёмы_борьбы_со_статистикой
Однако приём «я же вижу своими глазами» рефлекторно применяют и совершенно искренние люди. Причин тому несколько.
Во-первых, люди думают, что если они являются участниками какого-то процесса, они в нём замечательно разбираются. Уборщица в аптеке убеждена, что она может ставить больным диагнозы как минимум на уровне врача-интерна, а охранник на бирже уверен, что отлично понимает все идущие на нашем фондовом рынке процессы.
Во-вторых, люди не верят цифрам. Цифры непонятны, эксперты регулярно ошибаются, в СМИ постоянно говорят, что все врут. В этой ситуации велико искушение априори считать вруном каждого, кто ссылается на статистику: дескать, у тебя какая-то непонятная ерунда, а у меня тут реальная жизнь, к которой твоя непонятная ерунда никакого отношения не имеет.
В-третьих, человеческий мозг довольно изворотлив, и если он хочет найти подтверждения своим мыслям, он их легко находит.
Проиллюстрирую это на примере с водителями-женщинами. Есть миф, согласно которому женщины водят как-то особенно плохо. Каждый раз, когда носитель этого мифа видит неловко или опасно едущий автомобиль, он восклицает — «ага, баба за рулём». Если присмотревшись он и вправду замечает внутри даму, он утверждается в своих убеждениях. Если же за рулём оказывается мужчина... носитель мифа просто пожимает плечами — «ну надо же. Мужик, а водит как баба».
Спросим такого носителя мифа, сколько он видел за год плохо водящих мужчин и сколько женщин. Перед ответом он задумается и начнёт что-то прикидывать в голове.
Почему носитель мифа задумается только после нашего вопроса? Да потому что в обычной жизни ему не до того. Увидел криво припарковавшуюся женщину, убедился, что он верно понимает жизнь, переключил мысли на что-нибудь иное.
Та же самая схема действует и в отношении всех мифов об экономике. Кто-то уверен, что средняя зарплата в России 15 тысяч рублей, кто-то убеждён, что она ближе к 100 тысячам, и что зарплаты ниже получают только лентяи и бездельники. И тот и другой находят в жизни многочисленные подтверждения этим «фактам» — ну а всё, что этим «фактам» противоречит, они откидывают в сторону как «исключения».
Одно из следствий этой избирательной слепоты — большие проблемы с переубеждением людей. Самые убедительные доводы и самые наглядные цифры будут бессильны, пока у вашего оппонента будут в достатке подтверждающие его точку зрения примеры.
Таким образом, коллеги, не стоит удивляться тому, что политики и создатели рекламы стараются напирать не на сухие цифры с фактами, а на эмоции. Когда стоит задача кого-либо заагитировать, это куда как более эффективная стратегия.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →