Рассмотрим два типичных сценария роботизации сотрудника. Сценарий первый: условный стоящий за станком мастер получает хорошую зарплату, поэтому заменив его на робота, пусть и дорогостоящего, фирма экономит приличные деньги. Выгодно.
Сценарий второй: условный фасовщик, складывающий детали в коробочки, получает мало, однако и робот для выполнения простых функций также стоит недорого. Опять-таки, заменять рабочего на робота выгодно.
Вот свежий пример. Из 650 китайцев на фабрике по производству мобильников пережили роботизацию только 60 — остальные были уволены и заменены роботами:
https://geektimes.ru/company/madrobots/blog/286198/
Сейчас идёт период отладки техпроцесса, поэтому такой большой штат оправдан. Однако в ближайшей перспективе руководитель фабрики планирует сократить число сотрудников ещё в три раза, до 20 человек.
Каков был эффект от роботизации?
Производительность выросла в 2,5 раза, количество бракованных деталей уменьшилось в 5 раз. Собственно, оно и понятно: китайцы умеют считать деньги, они не стали бы менять людей на роботов, если бы это было им невыгодно.
На «Гиктаймс» пишут, что в Южном Китае роботизация идёт сейчас на полутора тысячах предприятий — получается, что речь идёт уже о сотнях тысяч или даже о миллионах безработных. При этом надежды остановить роботизацию нет никакой, она выгоднее, чем торговля наркотиками, но, в отличие от последней, совершенно легальна.
Приведу пример с профессиональными водителями. Чтобы управлять автомобилем по 24 часа в сутки, нужно примерно 5 водителей. При зарплате в 36 тысяч рублей им надо будет выделить за три года около 10 миллионов рублей. А установка автопилота, как показывает опыт установки другой электроники, вряд ли будет стоить дороже 200 тысяч.
При таких раскладах роботизация будет взрывной: год-другой, и профессиональные водители станут такой же редкостью, как и профессиональные лифтёры. Вот две знаменитые фотографии, которые были сделаны в Нью-Йорке с интервалом в 13 лет. На первой — огромное количество лошадей и один автомобиль. На второй — забитая автомобилями улица и одна потерянная лошадь:
http://blog.zorangagic.com/2016/10/disruption-self-driving-cars-and-ride.html
А ведь с того времени прошло больше века, скорости стали выше, процессы идут быстрее... что характерно, как «пик нефти», так и другие сценарии мирового кризиса, прогресс не остановят — напротив, в условиях дефицита ресурсов руководители будут всё более склонны осваивать новые технологии, позволяющие им сэкономить сокращающиеся бюджеты.
Хорошо это или плохо, но роботизация выглядит в настоящий момент практически неизбежной.
Подведу итог
1. Нам следует уже сейчас думать, что делать с армией безработных водителей, охранников, секретарей, кассиров и прочих легко роботизируемых людей. В России таковых скоро будет миллионов 10, не меньше.
2. Если у вас есть профессия, задумайтесь, пригодится ли она в мире роботов. Если нет — и если вам ещё далеко до пенсии — задумайтесь о получении новой специальности.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →