Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

В защиту Евгения Петросяна

Попытаюсь объяснить, почему я считаю Евгения Петросяна одним из лучших юмористов современной России. Начну издалека.

Утром я в очередной раз со скорбью в глазах читал новые истории и анекдоты. Над большей их частью я, увы, отсмеялся уже много лет назад. Вот, например, сегодняшняя подборка историй с лучшего в Рунете юморосборника — анекдот.ру:

http://anekdot.ru/a/an1111/o111114;10.html

1. История как мужчина достал презерватив в женском обществе.

2. История как актёр вышел из театра в гриме и кого-то напугал/удивил.

3. Каламбур со словом «лупа».

4. Журналистская стыдливость вокруг фамилии советского еврея.

5. Рассказ про жуликов, торгующих подержанными автомобилями.

6. Наивная офисная хитрость.

7. Старая дежурная шутка рыночного торговца.

8. Несмешная история про девушку, покупающую в аптеке тест на беременность.

9. Набивший оскомину ещё академику Павлову медицинский каламбур по поводу «уток».

10. Заурядная история про двух родственников, случайно оказавшихся в одном месте.

11. Рассказ про моряка, который нелепо соврал, а потом не менее нелепо отмазался.

Как видите, из одиннадцати историй оригинальных нет вообще. На каждую из них я могу вспомнить несколько аналогичных. Вот, к примеру, старая история про дам, которые неправильно поняли выложенный на стол презерватив:

http://www.anekdot.ru/id/-81115003/

А вот одна из многочисленных историй про вышедшего на улицу актёра в гриме:

http://anekdot.ru/id/-1072315003/

При этом, повторюсь, сайт Димы Вернера — лучший в Рунете. Истории, которые туда попадают, проходят довольно жёсткий контроль. И если бы я наткнулся на эти истории, скажем, лет десять назад, я бы наверняка ржал над ними как лошадь.

Идём дальше, разберём сегодняшние свежие анекдоты:

http://anekdot.ru/a/an1111/j111114;10.html

1. Старый анекдот про неверную любовницу.

2. Стандартная история появления прозвища.

3. Штирлиц-стайл анекдот, построенный на многозначном слове.

4. Бородатая шутка про жалующихся на жизнь ленивых женщин.

5. Унылая политическая агитация.

6. Унылая политическая агитация.

7. Унылая политическая агитация.

8. Топорная переделка анекдота «пусть едят пирожные» под двадцать первый век.

9. Унылая политическая агитация.

10. Унылая политическая агитация.

Как видим, снова ничего нового. Если истории благодаря хорошему слогу некоторых авторов всё же иногда вызывают ощущение свежести, то вот уровень новых анекдотов обычно колеблется где-то около нулевой отметки.

Это и неудивительно. Все анекдоты раскладываются на весьма небольшое количество схем, и выдумать какую-нибудь новую схему уже довольно тяжело.

Конечно, можно было сказать, что Дима Вернер последнее время распустился и перестал вычищать хотя бы политубожество… но его можно понять — если поднять планку качества хоть немного вверх, новых анекдотов не будет вообще.

Плавно перехожу теперь к сути поста.

Почему молодёжь от шуток Петросяна презрительно поджимает губки и кривит носики, в то время как старшее поколение выходит с выступлений Евгения Вагановича с рукой на заболевшем от хохота животе?

Да всё просто. Потому что старшее поколение все эти тонкие эстетские шутки про «мне глубоко перпендикулярно» уже сто раз слышало в разных вариациях. Любая шутка — это старая шутка, и удивить взрослого человека новым анекдотом не проще, чем удивить учительницу русского языка с тридцатилетним стажем орфографической ошибкой.

Поэтому Петросяна мы любим вовсе не за тонкость и свежесть юмора, а… за умение заводить зал, внушая пришедшим повеселиться людям яркие эмоции. Через телевизор эмоции такого рода передаются уже хуже, через сухой текст — и вовсе не передаются. Из-за чего люди, пытающиеся украшать свои комментарии шутками Петросяна выглядят довольно нелепо.

Не далее как сегодня утром я слышал по радио песню Высоцкого про МАЗ, перепетую каким-то неизвестным мне певцом. Впечатление от новой версии осталось самое гнетущее. Вроде как и голос был получше, чем у Высоцкого, и, вообще, звучало всё качественно и красиво, но… не было в песни души. В исполнении Высоцкого душа была. А в этом новом перепеве было только механическое произнесение слов роботом, не понимающим, о чём же он поёт.

Знаете, молодёжь вот уже много поколений как презирает Хиля, Кобзона и Пугачёву. Дескать, ну что у них в песнях нового и сложного? Я не буду сейчас перечислять названия молодёжных групп, чтобы никого не обидеть, но отмечу, что разные свежие музыкальные спецэффекты и прочие внешние фантики — не главное в музыке. Тот же самый запетый до дыр «мохнатый шмель» в исполнении Бесогона мне гораздо милее, чем добрая сотня новых, свежепоявившихся песен.

Подведу итог.

Ставить в вину Евгению Петросяну (или Максиму Галкину) «пошлость» и «неоригинальность» могут только молодые и неопытные люди. Заслуженные юмористы для «мыслителей» и «небыдла» ничуть не менее пошлы и банальны — просто их пошлость и банальность слегка замаскированы интеллигентской вычурностью.

При всём при этом у Евгения Петросяна было и остаётся одно важнейшее достоинство. В отличие от большей части других наших сатириков, Петросян не зол и не подл. Он никогда не будет издеваться над кем-либо ради красного словца или ради сомнительных околополитических дивидендов.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 330 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal