Комментаторы возмущены тем, что в Москве зарплаты выше, чем в регионах. Пишут в том духе, что вся Россия переехать в Москву не может, следовательно, вариантов поправить своё финансовое положение у совестливого регионала нет — остаётся только сидеть и страдать. «От перемены рабочих мест в регионах средняя зарплата не изменится».
Упрёк лукавый — как гласит одно из правил логики, «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает». Действительно, все не могут переехать в Москву. Но все не могут и стать врачами, например: общество из одних только врачей нельзя себе вообразить даже в Тель-Авиве, так как кому-то надо и ремонтировать клиники, и готовить врачам еду.
Кроме того, каждый конкретный регионал переехать в Москву может. Следует ли ему переезжать — другой вопрос, но физическая возможность у него есть. Некоторые возражают: Москва не резиновая, поэтому Силантий, переехав в Москву, совершает подлость, ибо тем самым лишает такой возможности своего соседа Демьяна. А раз все не могут переехать, так пусть значит и никто не едет, ибо постыдно объедать товарищей, забирая себе ограниченный ресурс.
В реальности места в Москве достаточно для всех. Проведу аналогию. У нас в Петербурге есть Эрмитаж. Он может одновременно вместить, допустим, пять тысяч человек — если больше, то будет уже тесновато. Казалось бы, катастрофа: в городе живёт больше 5 миллионов, плюс есть туристы, так что в Эрмитаж могут попасть только 0,1% счастливчиков! Однако смотреть нужно не на общее население Петербурга, а на совсем другую цифру — на тех, собирается вот прямо сейчас попить кофе, одеться поприличнее и поехать в Эрмитаж. Внезапно выяснится, что таковых всего 2 тысячи, так что они разместятся в залах музея даже с некоторым комфортом. В Эрмитаж не влезут вообще все, но влезут все желающие, ибо желающих относительно немного.
Так и с Москвой. Да, все 145 млн, находящиеся за пределами МКАД, в Москве не поместятся. Однако для 200 тысяч, желающих переехать в Москву в 2023, места внутри МКАД или в ближайших окрестностях вполне хватит. (Для зануд: все цифры очень грубые, так как для иллюстрации точность нам не нужна).
На это обычно выдвигают новое возражение. Силантий может уехать в Москву, пусть так, но тогда в его родном Дальнеклюеве школа останется без трудовика. На зарплату в 20 тысяч рублей кроме Силантия никто не пойдёт, так что учить детей сколачивать табуретки будет некому.
Возражение эмоционально понятно, но неверно сразу на нескольких уровнях. Во-первых, Силантию стоит думать о себе, а не о родном городе, так как если бы он был необходим горожанам, те нашли бы способ платить ему больше.
Допустим, Силантий считает нормальной зарплатой 60 тысяч в месяц, а ему платят только 20 тысяч. Допустим, что Силантий прав, и что родители учеников тоже с ним согласны. Получается, что Силантий каждый месяц добровольно доплачивает сам себе 40 тысяч, чтобы учить питомцев работать с молотком и стамеской. Внимание, вопрос: а почему всю разницу в 40 тысяч платит именно Силантий, а не родители его учеников? Почему родители школьников не могут отказаться от лишней бутылочки пива и скинуться Силантию хотя бы по 200 рублей? Как-то несправедливо получается: обучение нужно школьникам, но оплачивает его трудовик… Задайте этот вопрос родителям школьников, и они скажут, что трудовик нужен, но бесплатно. А если Силантий сам себе вообразил, будто он настолько незаменим, что имеет право собирать по 200 рублей, так пусть катится в свою Москву на 38-й плацкартной полке, обойдутся и без него.
Силантий думает: «я делаю благодеяние, работая за маленькую зарплату, теперь они все мне должны руки целовать». Народ думает: «мы ничего не должны Силантию, никто его на цепи не держит, он сам пришёл в школу и добровольно подписал трудовой договор».
Это было во-первых. Во-вторых, переехав в Москву, Силантий сократит количество рабочих рук в своём городе. В условиях дефицита кадров школе придётся поднять зарплату, чтобы нанять другого трудовика. Таким образом, отъезд Силантия среднюю зарплату в Дальнеклюевске увеличит.
Собственно, мы это и наблюдаем на практике. В СССР разрыв в уровнях жизни между городами был чудовищным, даже в ходу были непонятные сейчас пословицы типа «знал бы прикуп, жил бы в Сочи». А ради московской прописки люди были готовы на жуткие жертвы — например, потерять здоровье на вредном производстве, куда коренные москвичи работать не шли.
После распада СССР дефицит исчез, и условная колбаса появилась по всей стране. Поэтому разрыв принял более здоровую форму: если раньше в Дальнеклюевске в магазине не было колбасы (производящейся на местном заводе, кстати), то теперь колбаса появилась, но по слишком высокой для местных жителей цене. В девяностые никого не удивляла ситуация, когда инженер в Дальнеклюевске получал 30 долларов в месяц, а точно такой же инженер в Москве — 600 долларов. За последние 30 лет, спасибо капитализму, зарплаты выровнялись. На днях мы обсуждали несколько другую разницу: в регионе 70 тысяч, в Москве — 95 тысяч рублей (ссылка). Неплохой прогресс, на мой взгляд — от двадцатикратного разрыва постепенно пришли к дисбалансу в скромные 20%. Именно благодаря тем, кто голосовал ногами, переходя на работу туда, где платили больше.
Кстати, одна из причин роста протестных настроений в Москве заключается как раз в сокращении разрыва с регионами — в регионах уровень жизни растёт гораздо быстрее, что несколько фрустрирует москвичей.
В-третьих, переезжать некомфортно. Нужно оставлять позади родные тополя у подъезда, друзей и родственников, знакомые места. На новом месте приходится жить в съёмной квартире, потеть в пробках, терпеть прочие лишения. Таким образом, если уж кто и является мучеником, так это скорее переехавший Силантий, нежели оставшийся Демьян. Демьян может писать в блоге, что остался в Дальнеклюевске, чтобы служить родному городу, но в реальности Демьян просто решил, что переезд не стоит свеч.
Возможно, он был и прав. Лично я полагаю, что переезд в Москву в 2023 — так себе идея, по целому ряду факторов. Тезис «пусть все едут в Москву» мне не более близок, чем тезис «пусть никто не едет в Москву». Есть в России, конечно, и совсем пропащие места, однако в большинстве регионов достаточно выбрать нужную специальность и работать по-московски, чтобы получать примерно 60-90% от московской зарплаты. Вместе с тем, если кто-то хочет переехать «за длинным рублём», то я только за. Для экономики в целом это плюс.
Кстати, в СССР тоже стимулировали народ к переезду при помощи длинного рубля, однако что-то я не припомню реплик «Норильск не резиновый» или патетического вопроса «А если все переедут в Воркуту?». Впрочем, советская система миграции — этап пройденный. Если сейчас попытаться её возродить, вернув институт крепостной прописки и прочие перегибы, возмущаться на улицы выйдут даже сами коммунисты.
Подведу итог. Мы живём в свободной стране, так что можем сами выбирать, где нам жить. Лично я вот выбрал Петербург. А если кто-то решил переехать за более высокой зарплатой в другое место, мне остаётся только сказать условному Силантию спасибо: увеличив свою зарплату, Силантий поможет не только самому себе, но и всем нам.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
fernwright
January 24 2023, 09:43:45 UTC 1 year ago
Квинтэссенция статьи — "Силантию стоит думать о себе, а не о родном городе".
olegmakarenko.ru
January 24 2023, 09:45:44 UTC 1 year ago
Именно. Потому что родной город не просил Силантия думать о нём.
titigil_spgrv
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
sotkamo
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
andre_vikont
1 year ago
Deleted comment
olegmakarenko.ru
1 year ago
Deleted comment
i_one21
1 year ago
Deleted comment
sotkamo
1 year ago
Deleted comment
ctakan_divanych
1 year ago
Deleted comment
sceptikk
1 year ago
Suspended comment
big_12
January 24 2023, 09:49:32 UTC 1 year ago
forbes очень рекомендует )
Starshe Eddy, a popular (and broadly realistic) Russian blogger
Suspended comment
big_12
1 year ago
Suspended comment
big_12
1 year ago
Suspended comment
hecy9o6po
1 year ago
big_12
January 24 2023, 09:47:33 UTC 1 year ago Edited: January 24 2023, 09:56:17 UTC
и внезапно выяснится, что перед Эрмитажем очередь и запускают туда партиями (а экскурсии вне очереди)
причём если пойдёт ливень, то из укрытий в наличии только зонтики у самых предусмотрительных
lidok_nyan
January 24 2023, 10:02:20 UTC 1 year ago
Так запускают партиями, чтобы люди не торчали в дверях, которые у них, если что, крутящиеся, и, следовательно, повышенной опасности.
Поэтому, если нет билета — жди
big_12
1 year ago
alex_yanin
1 year ago
lidok_nyan
1 year ago
big_12
1 year ago
lidok_nyan
1 year ago
big_12
1 year ago
lidok_nyan
1 year ago
big_12
1 year ago
lidok_nyan
1 year ago
big_12
1 year ago
alukin
1 year ago
lidok_nyan
1 year ago
tanatriel
1 year ago
big_12
1 year ago
tanatriel
1 year ago
poker_spieler
January 24 2023, 09:49:12 UTC 1 year ago
Вот так же и с регионами. Москвичу, получающему 30 000 остается разве что удавиться. чтобы не мучаться, а в провинции на скромную жизнь хватит.
big_12
January 24 2023, 10:15:00 UTC 1 year ago
где у москвича расходы больше, чем в провинции?
или удавиться от зависти к более успешным москвичам?
takoe_nebo
1 year ago
titigil_spgrv
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
poker_spieler
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
poker_spieler
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
poker_spieler
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
ladycat65
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
bulgat
January 24 2023, 09:50:28 UTC 1 year ago Edited: January 24 2023, 09:51:37 UTC
Получается, что Силантий каждый месяц добровольно доплачивает сам себе 40 тысяч, чтобы учить питомцев работать с молотком и стамеской. Внимание, вопрос: а почему всю разницу в 40 тысяч платит именно Силантий, а не родители его учеников? Почему родители школьников не могут отказаться от лишней бутылочки пива и скинуться Силантию хотя бы по 200 рублей? Как-то несправедливо получается: обучение нужно школьникам, но оплачивает его трудовик…
Автор блога молодец!
Грамотно объясняет трудовую теорию, и возмущается, почему капиталисты не доплачивают простому Силантию по труду, отнимая прибавочную стоимость в 40 тыс.
А то многие не понимают, как капиталисты грабят работяг, а автор нам все просто и понятно объясняет это на примерах, как это происходит!
Теперь капиталистам будет труднее прикинутся честными, благодаря вот таким разоблачениям! Автор блога все больше, с каждым днем, приближается к социализму, разоблачая капитализм.
olegmakarenko.ru
January 24 2023, 09:52:16 UTC 1 year ago
А, так Силантий у нас работает в частной школе?
bulgat
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
bulgat
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
bulgat
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
bulgat
1 year ago
merego
1 year ago
bulgat
1 year ago
alex_yanin
1 year ago
bulgat
1 year ago
alex_yanin
1 year ago
bulgat
1 year ago
postoronni
1 year ago
bulgat
1 year ago
frost_11
1 year ago
frost_11
January 24 2023, 09:50:52 UTC 1 year ago
>> В условиях дефицита кадров школе придётся поднять зарплату, чтобы нанять другого трудовика. Таким образом, отъезд Силантия среднюю зарплату в Дальнеклюевске увеличит.
Нет, не увеличит. Место работы закроется.
olegmakarenko.ru
January 24 2023, 09:53:04 UTC 1 year ago
Однако в реальной жизни в школах таки есть трудовики.
frost_11
1 year ago
titigil_spgrv
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
tsodd
1 year ago
saintjohnny
1 year ago
hecy9o6po
January 24 2023, 09:50:57 UTC 1 year ago
даже в ходу были непонятные сейчас пословицы типа «знал бы прикуп, жил бы в Сочи».(с)
смысл поговорки не в том что купил бы хату в Сочи а в том играл бы все время в преферанс.
а самым очевидным место для игры в карты был пляж в Сочи.
takoe_nebo
January 24 2023, 10:19:57 UTC 1 year ago
Нет, смысл поговорки был именно в жизни в Сочи как идеале для советского человека. Но для этого нужны были большие деньги = знал бы прикуп.
hecy9o6po
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
hecy9o6po
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
hecy9o6po
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
hecy9o6po
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
hecy9o6po
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
hecy9o6po
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
hecy9o6po
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
hecy9o6po
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
hecy9o6po
1 year ago
postoronni
1 year ago
hecy9o6po
1 year ago
kirakin
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
saplogist
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
postoronni
1 year ago
saplogist
1 year ago
vbuneev
1 year ago
saplogist
1 year ago
vdesyatke2
January 24 2023, 09:52:01 UTC 1 year ago
Очень много слов, призванных запутать читателя. Но сути они не меняют:
1) 145 миллионов не могут переехать в Москву
2) 200 тысяч в год это на уровне стат погрешности
3) если бы все россияне действовали как москвичи, а именно думали бы только о себе, то сейчас на фронте было бы ноль людей, зато очередь в Верхнем Ларсе на выезд стояла бы до сих пор. Такова горькая правда - статистически москвичей на фронте сейчас около нуля. Испытывают ли москвичи признательность регионалам за то, что те гибнут вместо москвичей? Нет, скорее брезгливость.
4) никакого решения проблемы автор не предлагает. «Насрите на ближнего, его проблемы решатся как-нибудь сами собой» - это не решение проблемы, это ее отрицание. Отрицание - первая стадия принятия неизбежного, как известно. Ваш бан за упоминание СВО - это проявление второй стадии, гнева.
olegmakarenko.ru
January 24 2023, 09:54:13 UTC 1 year ago
Умерьте пыл. У вас уже москвичи типа Гитлера — приписываете им любые гнусности просто потому, что они москвичи. Это неверно фактически и несправедливо. Замораживаю ветку.
bachman_off
January 24 2023, 09:52:59 UTC 1 year ago Edited: January 24 2023, 09:55:25 UTC
Олег, я не стал этого писать в комментариях к той заметке, потому что уже старый человек и не люблю запускать бессмысленные конфликтные дискуссии (или, как их теперь принято называть, простите, "срачи").
Но было в той заметке одно утверждение, которое меня лично покоробило.
Я говорю вот об этой фразе: "Деньги прямо из воздуха — даже с поправкой на тот факт, что деловая культура в регионах существенно отличается от московской, причём отнюдь не в лучшую сторону".
Я не знаю, деловую культуру в какой отрасли вы сравнивали и не берусь утверждать за все вообще. Но конкретно в отрасли юридической помощи я с этим тезисом на основе своего более чем 20-летнего опыта согласитбся не могу категорически.
Напротив, московские юристы позволяют себе такое, чего провинциальные боятся как огня. Неявка в заседание? Сплошь и рядом. Явка неподготовленным? Запросто. Пропуск сроков подачи жалоб? Обычное дело.
И при этом ценники у них такие, что в регионах и не снилось.
Вот, для наглядности, запомнившийся мне пример из решения АС ЯНАО по делу А81-2023/2021
"29 июля 2021 года в судебное заседание прибыл представитель от истца Яровенко Иван Валерьевич с доверенностью от ИП Бижилова З.И. и заявил ходатайство о взыскании с ответчика еще судебных издержек в размере 150 000 рублей за услуги, которые оказал Яровенко И.В. Предоставлены: договор от 12.07.2021г., счет от гостиницы, чек на оплату, электронные авиабилеты, расходные кассовые ордера на получения от истца 150 000 рублей.
По данному поводу суд отмечает следующее.
<вырезанные ссылки на законодательство и Пленум>
В части издержек, понесенных истцом в отношении участия Яровенко И.В., суд считает необходимым признать их в размере 5 000 рублей. Суд исходит из того, что прибывший в судебное заседание Яровенко И.В. не смог ответить ни на один поставленный судом и представителем ответчика вопрос, разговаривал только общими фразами, ответы пытался найти в исковом заявлении, а если не находил, то переходил только на обвинения; в актах, платежных поручениях и иных документах, что есть в деле, совершенно не ориентировался.
Суд признал Яровенко И.В. не готовым представлять интересы истца, о чем ему было доведено в судебном заседании. Яровенко И.В. ничего не сделал, чтобы хоть как-то оценить необходимость его приезда из города Москвы. Частичное удовлетворение иска не может служить формальным поводом для признания услуг Яровенко И.В. оказанными, по факту они не были оказаны.
Суд признает возможным лишь отнести на ответчика в пользу истца расходы на составление заявления об обеспечение иска в размере 3 000 рублей, так как заявление об обеспечительных мерах было повторно рассмотрено и частично удовлетворено. Но и здесь суд отмечает низкое качество составления заявления, которое не содержало в себе надлежащего обоснования, без приложения к нему никаких доказательств."
Для сравнения, в регионах ради такого заработка (150 т.р.) надо качественно отработать 2-3 месяца.
olegmakarenko.ru
January 24 2023, 10:01:58 UTC 1 year ago
Мне недавно была нужна бухгалтерски-юридическая консультация по специфическому вопросу. Разместил заявку, прочёл отклики специалистов. Выбрал в итоге москвича. Не потому, что он москвич, а потому что у него и отзывы хорошие, и предложение по делу. Цена, кстати, тоже была нормальной. В итоге не пожалел, получил вполне качественную услугу.
Но это ведь у нас всё единичные случаи, верно?
bachman_off
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
bachman_off
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
bachman_off
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
bachman_off
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
saplogist
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
bachman_off
1 year ago
mefed47
January 24 2023, 09:55:02 UTC 1 year ago
Нет смысла всем переезжать. Москва нерезиновая, на всех рассчитано не было. Вот, скажем, Петербург: все, кто когда-то родился, бегал без штанов в одном дворе, учился в школе и университете, работал с неким Володей Путиным, переехали в Москву вслед за Президентом РФ. Остальные остались. (каламбур)
takoe_nebo
January 24 2023, 10:24:39 UTC 1 year ago
В мире уже несколько как сформулирована знаменитая концепция "500 городов": что лет через 50 основная жизнь планеты будет проходить в колоссальных мега-городах, не помню как посчитали, что их будет порядка 500.
shredder_y
January 24 2023, 09:56:06 UTC 1 year ago
jagerms
January 24 2023, 10:00:42 UTC 1 year ago Edited: January 24 2023, 10:01:28 UTC
Полностью опущен негативный эффект от понаехов для самой Москвы. Мигранты из Азии как бы наглядно показывают, что готовые работать за меньшие деньги могут запросто сделать самим москвичам хуже, отняв у них работу. Хотя сам понаех может получать больше, чем мог бы дома, как коренные москвичи, так и оставшиеся регионалы запросто останутся в минусе. А значит и для экономики в целом это минус. Убедительных доказательств обратного что-то не видно.
olegmakarenko.ru
January 24 2023, 10:04:16 UTC 1 year ago
Вы явно никогда не пробовали нанять мигранта, если думаете, что они готовы работать задёшево.
jagerms
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
jagerms
1 year ago
big_12
1 year ago
pakhomov
1 year ago
jagerms
1 year ago
pakhomov
1 year ago
big_12
1 year ago
saintjohnny
1 year ago
alukin
1 year ago
abienscumvento
January 24 2023, 10:05:14 UTC 1 year ago
На самом деле нужный в городе Силантий, переехав в Москву, стимулирует не подъем зарплаты у оставшихся, а переезд нескольких десятков семей, оставшихся без его услуг. Типичная история — закрылась или просто сильно деградировала школа, пропало село. Колбасы, кстати, в таких деревнях тоже нет, часто даже автолавка не приезжает.
Потом типичный капиталист удивляется почему в деревне остались только маргиналы, работать некому. Подобная деградация — неустранимая черта капитализма.
olegmakarenko.ru
January 24 2023, 10:10:53 UTC 1 year ago
Согласен с вами, товарищ. Как хорошо было в СССР, когда крепостные колхозники были прикреплены к земле пропиской, не могли никуда уехать. Вот как паспорта колхозникам раздали, так всё и начало разваливаться…
takoe_nebo
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
big_12
1 year ago
petrucchio
January 24 2023, 10:08:52 UTC 1 year ago
>В СССР разрыв в уровнях жизни между городами был чудовищным
Конечно, ведь то ли дело сейчас, когда на Москву работает вся страна!
А вообще прикольно, что уже практически аксиоматично то, что кроме как в Москве в стране больше нигде не платят.
takoe_nebo
January 24 2023, 10:26:40 UTC 1 year ago
"кроме как в Москве в стране больше нигде не платят" — бедные американские наголоплательщики, им сейчас и так тяжело, а тут ещё их деньги тратятся на подобные идиотские вбросы :))
pakhomov
January 24 2023, 10:09:47 UTC 1 year ago
Просто учтите, что в Москве у Вас будут затраты, о которых Вы в регионах даже не подозреваете.
1. Например, автобус из района с шанхайской плотностью застройки может ходить раз в час. Машина — пожалуйста, но для неё нужна парковка за миллион. Или каршеринг, как вариант. Нормально работающий в Москве общественный транспорт — только метро и электрички (при высокой стоимости разовых билетов проездные ещё дешёвые).
2. Москва бедный город. Поэтому благоустраивать свой двор (чтобы не жить как в Средней Азии) Вы будете сами, а стоит несколько сот тысяч рублей.
3. В поликлинику попасти сложно, поэтому надо пользоваться услугами платных клиник, возможно по ДМС.
4. Если у Вас есть дети — то готовьте денежки на кружки и прочее платное образование.
5. Единственный плюс — относительно дешёвые коммунальные услуги сопоставимого качества. Но, опять таки, убирать снег в снегопад и наводить порядок в доме Вам придётся самим.
petrucchio
January 24 2023, 10:15:24 UTC 1 year ago
Ну коммунальные услуги везде по стране недорогие, это вряд ли московский плюс
pakhomov
1 year ago
kiss_my_pbs
1 year ago
ptitha
1 year ago
pakhomov
1 year ago
ptitha
1 year ago
pakhomov
1 year ago
ptitha
1 year ago
sotkamo
1 year ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →