Учёные из северной Европы решили проверить, как цифровые развлечения влияют на интеллект школьников. А то знаете, ходят как сутулые зомби — ноги по тротуару волочат, головы опущены, в руке смартфон… Учёные взяли 10 тысяч детей, опросили, замерили интеллект. Подождали два года, провели повторное исследование.
Результаты примерно следующие. Сидение в соцсетях приводит к деградации, отупляет. Просмотр видео не оказывает влияния на интеллект. Компьютерные игры делают детей умнее (ссылка 1, ссылка 2).
Лично меня выводы учёных совершенно не удивили.
Социализация, общение в соцсетях — занятие древнее, примитивное, интеллект там задействуется слабо. Может быть, в высшем свете Османской империи и были тонкие интриги с хитрыми многоходовками, но у школьников ничего такого нет. Подростковая социализация сводится к взаимному вычёсыванию, как у обезьян, да к одобрительному хлопанью своих диких сородичей по спине. А так как хорошо социализированные школьники общаются преимущественно друг с другом, напитаться интеллектом им сложно — не от кого.
Вообразите каторжника, который работает на галере. Мы можем ожидать, что он поумнеет, в двух случаях:
1. Каторжник занят каким-то делом, требующим интеллекта.
2. Каторжник общается с кем-то умным.
Грести веслом — работа физическая, напрягать мозг гребцу не надо. Соседом каторжника по скамье почти наверняка является не злодей-интеллектуал, а простой преступник, угодивший на каторгу за кражу корзинки с репой из трактира. Следовательно, шансов поумнеть за время программы «Работай и путешествуй» у каторжника почти нет.
Так и с соцсетями. Ставить друг другу лайки — занятие механическое, спинномозговое. Из собеседников по большей части сверстники, причём далеко не самая умная их часть. Вот, пожалуйста, и результат.
С видео дела обстоят лучше. Если средний школьник значительно глупее среднего взрослого, — мозг полностью формируется к 25 годам, — то знаменитые писатели, режиссёры и журналисты, напротив, являются интеллектуальной элитой. Не все поголовно, разумеется, есть среди богемы и салонные дураки, но довольно многие из них.
Тут происходит настоящая магия: третьеклассник Пупкин из деревни Дальние Болота включает кино, после чего на два часа оказывается в окружении умных и талантливых людей. Заочное общение с мэтрами целлулоида облагораживает тех, кто слушает советов родителей и смотрит хорошие фильмы.
К сожалению, большая часть школьников киноклассику не смотрит. Школьники предпочитают наблюдать за видеоблогерами, которые вещают разную чушь или играют в компьютерные игры. Однако, как ясно из исследования, такое занятие как минимум не вредит: может быть, потому что даже молодёжный блогер в среднем весьма смышлён.
Ещё полезнее компьютерные игры. Они делают школьников умнее, так как… именно для этого игры и предназначены. Играют ведь не только человеческие детёныши — природа заложила механизм игры и в кошек, и в собак, и даже в маленьких крокодилов. Таким образом идёт процесс обучения, тренировки молодняка. Сначала щенки догоняют друг друга во время игры, потом догоняют настоящую добычу в лесу.
Большая часть компьютерных игр не является обучающей в том смысле, который вкладывают в это слово зануды — играя в Контру, школьник не выучит тригонометрических формул. Однако игры заставляют детей думать, причём думать практически, решая комплексные и сложные задачи с напряжением сил. Неудивительно, что в процессе игры мозг тренируется, а общий уровень интеллекта растёт. Растёт не только по сравнению с теми, кто сидит в соцсетях, но и по сравнению с теми, у кого вообще нет доступа к компьютеру, кого родители бьют бумажными книжками по голове.
Другие исследования показывают, что игра в шахматы, например, не делает людей умнее: она развивает исключительно умение играть в шахматы. С компьютерными играми, как видите, дела обстоят лучше. В этом феномене надо разбираться, но я заранее осторожно предположу, что причина заключается в отсутствии жёсткого набора формальных правил. В той же Доте, к примеру, 120 героев, и у каждого из них по 4-5 уникальных умений. Зубрить дебюты там бессмысленно, в каждой катке приходится задействовать мозг целиком.
Скептики скажут сейчас, что Дота — игра для интеллектуалов, тогда как школьники предпочитают что-нибудь попроще. Например, финский донатный мусор на смартфонах или, в лучшем случае, вырожденные сетевые перестрелки на основе Майнкрафта.
Соглашусь. И с интересом подожду следующего раунда исследований, когда учёные будут сравнивать не игры с соцсетями, — тут победитель уже определился, — а игры с играми.
Игры бывают очень разными, так что я убеждён, что по итогам исследования у учёных выйдет что-то типа рейтинга — в списке будут игры, которые глубоко развивают интеллект, и будут игры, в которые вообще безопаснее не играть. Однако предсказать заранее, какие конкретно игры окажутся наиболее полезны, я не могу. Возможно, вершину рейтинга займут не зубодробительные песочницы типа ДФ, а что-нибудь совсем простое и вульгарное, совершенно неинтересное опытным искушённым игрокам. Например, Симулятор Кресла, который, при всей своей простоте, всё же способен кое-чему важному научить.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
deprivattio
June 23 2022, 08:59:42 UTC 1 year ago
tishetsky
June 23 2022, 09:26:51 UTC 1 year ago
Andre Vikont
1 year ago
legatinka2
June 23 2022, 09:01:04 UTC 1 year ago Edited: June 23 2022, 09:01:55 UTC
Игры где надо правильно вооружить и прокачать персонажа — туда же. Если это не диабло
Слышал мнение, что даже стрелялки вроде Серьезного Сэма тоже прокачивают определенные зоны мозга, там же надо и из лабиринта выйти и правильную позицию для стрельбы занять
cansee
June 23 2022, 09:10:08 UTC 1 year ago
В Diablo II, если включить режим хардкора — тоже надо было хорошенько подумать. Иначе подняться выше 1 уровня сложности было нереально.
legatinka2
1 year ago
baxpyncuk
June 23 2022, 09:06:24 UTC 1 year ago
Штангельциркулем.
19red_star51
June 23 2022, 12:44:25 UTC 1 year ago
statistiki
June 23 2022, 09:08:28 UTC 1 year ago
olegmakarenko.ru
June 23 2022, 09:13:30 UTC 1 year ago
Сделать конкретную подборку мне сложно. Да и навряд ли получится: ведь главное требование, чтобы подростку самому нравилось. Это не тот возраст, где можно ткнуть мордочкой в миску и заставить есть, что дают.
legatinka2
1 year ago
takoe_nebo
June 23 2022, 09:09:04 UTC 1 year ago
olegmakarenko.ru
June 23 2022, 09:11:46 UTC 1 year ago
titigil_spgrv
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
19red_star51
1 year ago
flintcapitan
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
flintcapitan
1 year ago
alex_radko
1 year ago
takoe_nebo
1 year ago
msforsait
June 23 2022, 09:22:02 UTC 1 year ago
frost_11
June 23 2022, 09:37:03 UTC 1 year ago
merego
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
merego
1 year ago
frost_11
1 year ago
merego
1 year ago
frost_11
1 year ago
hunterms
1 year ago
rivervv
June 23 2022, 09:27:20 UTC 1 year ago
predessor
June 23 2022, 19:10:45 UTC 1 year ago
rivervv
1 year ago
ilia_kulikov
June 23 2022, 09:27:40 UTC 1 year ago
Deleted comment
ilia_kulikov
1 year ago
Deleted comment
ilia_kulikov
1 year ago
flintcapitan
1 year ago
ilia_kulikov
1 year ago
flintcapitan
1 year ago
ilia_kulikov
1 year ago
flintcapitan
1 year ago
hunterms
June 23 2022, 09:28:29 UTC 1 year ago Edited: June 23 2022, 09:30:22 UTC
ИМХО если взять топовый физмат в первом попавшемся провинциальном городе, то паттерн интересов его учеников будет сильно отличаться от интересов обычного школьника. Но это вовсе не значит что интересы первичны. А не технический склад ума, который одновременно определяет и приоритеты и способность проходить тесты, с помощью которых замеряют ум.
flintcapitan
June 23 2022, 11:11:30 UTC 1 year ago
hunterms
1 year ago
flintcapitan
1 year ago
flintcapitan
1 year ago
hunterms
1 year ago
flintcapitan
1 year ago
merego
June 23 2022, 09:36:32 UTC 1 year ago Edited: June 23 2022, 09:39:52 UTC
drugman2013
June 23 2022, 09:40:50 UTC 1 year ago
Ученые из НИУ ВШЭ провели исследование 821 профессионального киберспортсмена с 2012 по 2020 год и пришли к выводу, что страдающие ожирением геймеры показывали более высокие результаты в киберспортивных дисциплинах на выносливость. Свои результаты исследователи опубликовали в научном журнале International Journal of Obesity.
Ученые изучали геймеров, играющих в Counter Strike: Global Offensive. Исследователи определяли индекс массы тела (ИМТ) киберспортсменов по фотографиям с помощью искусственного интеллекта. В матчах с короткими раундами страдающие ожирением третьей степени отставали по результатам от игроков с нормальным ИМТ, однако чем дольше шла игра, тем более высокие результаты показывали геймеры с ожирением.
ilyachalov
June 23 2022, 22:07:45 UTC 1 year ago
Жирнее их делают не игры, а чрезмерное употребление еды.
lexa_rus
June 23 2022, 09:44:50 UTC 1 year ago
P.S. Игры тут правда не инициатор пассивности. Дети, которые родились инициативными, просто меньше играют в игры, им попросту некогда. А вот у которых в генах пассивность наблюдается, игры её увеличивают. Многие полноценной жизнью только в играх и живут. Есть у меня и такие примеры, с переходом в психиатрию.
olegmakarenko.ru
June 23 2022, 09:54:38 UTC 1 year ago
А то в человеческой жизни как-то иначе… Всякая плоть, как одежда, ветшает; ибо от века – определение: «смертью умрёшь». Сир.14,18
Впрочем, мне кажется, что вы не очень-то увлечены компьютерными играми. В том же Майнкрафте, к примеру, нет ни сюжета, ни финиша.
degerharde
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
lexa_rus
1 year ago
kriptman
1 year ago
deprivattio
1 year ago
dataneversleeps
June 23 2022, 09:49:43 UTC 1 year ago
Интересно, как обстоят дела с чтением книг? Предположу, примерно как с просмотром видео — в среднем не влияет, но при хорошем подборе книг — может сделать умнее.
olegmakarenko.ru
June 23 2022, 09:51:09 UTC 1 year ago
predessor
1 year ago
dataneversleeps
1 year ago
titigil_spgrv
June 23 2022, 09:57:51 UTC 1 year ago
знаменитые писатели, режиссёры и журналисты, напротив, являются интеллектуальной элитой
Так и запишем, что интеллектуальная элита — это те, кто запомнил много умных слов и готов говорить их ртом к месту и не к месту. А люди уровня Сергея Павловича Королева и Вернера фон Брауна, а также какие-нибудь строители и проектировщики крымского моста и создатели пресловутых компьютерных игр являются кем угодно, но только не интеллектуальной элитой.
olegmakarenko.ru
June 23 2022, 10:19:09 UTC 1 year ago
predessor
1 year ago
olegmakarenko.ru
1 year ago
alukin
1 year ago
flintcapitan
1 year ago
Даниил Макаров
June 23 2022, 09:58:53 UTC 1 year ago
hunterms
June 23 2022, 10:01:08 UTC 1 year ago
Даниил Макаров
1 year ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →