Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Компьютерные игры делают школьников умнее



Учёные из северной Европы решили проверить, как цифровые развлечения влияют на интеллект школьников. А то знаете, ходят как сутулые зомби — ноги по тротуару волочат, головы опущены, в руке смартфон… Учёные взяли 10 тысяч детей, опросили, замерили интеллект. Подождали два года, провели повторное исследование.

Результаты примерно следующие. Сидение в соцсетях приводит к деградации, отупляет. Просмотр видео не оказывает влияния на интеллект. Компьютерные игры делают детей умнее (ссылка 1, ссылка 2).

Лично меня выводы учёных совершенно не удивили.

Социализация, общение в соцсетях — занятие древнее, примитивное, интеллект там задействуется слабо. Может быть, в высшем свете Османской империи и были тонкие интриги с хитрыми многоходовками, но у школьников ничего такого нет. Подростковая социализация сводится к взаимному вычёсыванию, как у обезьян, да к одобрительному хлопанью своих диких сородичей по спине. А так как хорошо социализированные школьники общаются преимущественно друг с другом, напитаться интеллектом им сложно — не от кого.

Вообразите каторжника, который работает на галере. Мы можем ожидать, что он поумнеет, в двух случаях:

1. Каторжник занят каким-то делом, требующим интеллекта.
2. Каторжник общается с кем-то умным.

Грести веслом — работа физическая, напрягать мозг гребцу не надо. Соседом каторжника по скамье почти наверняка является не злодей-интеллектуал, а простой преступник, угодивший на каторгу за кражу корзинки с репой из трактира. Следовательно, шансов поумнеть за время программы «Работай и путешествуй» у каторжника почти нет.

Так и с соцсетями. Ставить друг другу лайки — занятие механическое, спинномозговое. Из собеседников по большей части сверстники, причём далеко не самая умная их часть. Вот, пожалуйста, и результат.

С видео дела обстоят лучше. Если средний школьник значительно глупее среднего взрослого, — мозг полностью формируется к 25 годам, — то знаменитые писатели, режиссёры и журналисты, напротив, являются интеллектуальной элитой. Не все поголовно, разумеется, есть среди богемы и салонные дураки, но довольно многие из них.

Тут происходит настоящая магия: третьеклассник Пупкин из деревни Дальние Болота включает кино, после чего на два часа оказывается в окружении умных и талантливых людей. Заочное общение с мэтрами целлулоида облагораживает тех, кто слушает советов родителей и смотрит хорошие фильмы.

К сожалению, большая часть школьников киноклассику не смотрит. Школьники предпочитают наблюдать за видеоблогерами, которые вещают разную чушь или играют в компьютерные игры. Однако, как ясно из исследования, такое занятие как минимум не вредит: может быть, потому что даже молодёжный блогер в среднем весьма смышлён.

Ещё полезнее компьютерные игры. Они делают школьников умнее, так как… именно для этого игры и предназначены. Играют ведь не только человеческие детёныши — природа заложила механизм игры и в кошек, и в собак, и даже в маленьких крокодилов. Таким образом идёт процесс обучения, тренировки молодняка. Сначала щенки догоняют друг друга во время игры, потом догоняют настоящую добычу в лесу.

Большая часть компьютерных игр не является обучающей в том смысле, который вкладывают в это слово зануды — играя в Контру, школьник не выучит тригонометрических формул. Однако игры заставляют детей думать, причём думать практически, решая комплексные и сложные задачи с напряжением сил. Неудивительно, что в процессе игры мозг тренируется, а общий уровень интеллекта растёт. Растёт не только по сравнению с теми, кто сидит в соцсетях, но и по сравнению с теми, у кого вообще нет доступа к компьютеру, кого родители бьют бумажными книжками по голове.

Другие исследования показывают, что игра в шахматы, например, не делает людей умнее: она развивает исключительно умение играть в шахматы. С компьютерными играми, как видите, дела обстоят лучше. В этом феномене надо разбираться, но я заранее осторожно предположу, что причина заключается в отсутствии жёсткого набора формальных правил. В той же Доте, к примеру, 120 героев, и у каждого из них по 4-5 уникальных умений. Зубрить дебюты там бессмысленно, в каждой катке приходится задействовать мозг целиком.

Скептики скажут сейчас, что Дота — игра для интеллектуалов, тогда как школьники предпочитают что-нибудь попроще. Например, финский донатный мусор на смартфонах или, в лучшем случае, вырожденные сетевые перестрелки на основе Майнкрафта.

Соглашусь. И с интересом подожду следующего раунда исследований, когда учёные будут сравнивать не игры с соцсетями, — тут победитель уже определился, — а игры с играми.

Игры бывают очень разными, так что я убеждён, что по итогам исследования у учёных выйдет что-то типа рейтинга — в списке будут игры, которые глубоко развивают интеллект, и будут игры, в которые вообще безопаснее не играть. Однако предсказать заранее, какие конкретно игры окажутся наиболее полезны, я не могу. Возможно, вершину рейтинга займут не зубодробительные песочницы типа ДФ, а что-нибудь совсем простое и вульгарное, совершенно неинтересное опытным искушённым игрокам. Например, Симулятор Кресла, который, при всей своей простоте, всё же способен кое-чему важному научить.

Tags: Игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Компьютерные игры повышают способность проходить iq тесты.
Компьютерные игры повышают способность проходить компьютерные игры.

Andre Vikont

1 year ago

legatinka2

June 23 2022, 09:01:04 UTC 1 year ago Edited:  June 23 2022, 09:01:55 UTC

Стратегии вроде старкрафта однозначно повышают скорость и качество принятия решений
Игры где надо правильно вооружить и прокачать персонажа — туда же. Если это не диабло

Слышал мнение, что даже стрелялки вроде Серьезного Сэма тоже прокачивают определенные зоны мозга, там же надо и из лабиринта выйти и правильную позицию для стрельбы занять

Если это не диабло
В Diablo II, если включить режим хардкора — тоже надо было хорошенько подумать. Иначе подняться выше 1 уровня сложности было нереально.

legatinka2

1 year ago

Учёные взяли 10 тысяч детей, опросили, замерили интеллект.

Штангельциркулем.
Браво!!!!
Порекомендуйте игры, полезные для парня/девочки 14 лет, пожалуйста.
Вот тут я рассказываю про игры, если игра хорошая, я так и пишу, при этом про игры откровенно неудачные у меня отдельных постов обычно даже нет: https://olegmakarenko.ru/tag/Игры

Сделать конкретную подборку мне сложно. Да и навряд ли получится: ведь главное требование, чтобы подростку самому нравилось. Это не тот возраст, где можно ткнуть мордочкой в миску и заставить есть, что дают.

legatinka2

1 year ago

На Западе наблюдается совершенно противоположное. Сидящие сутками за компьютерными играми подростки и молодые люди имеют системные сложности с социальной адаптацией, не переностят споров, депрессуют из-за самых мелких неудач — это же не комп, где можно пересохраниться и пройти уровень заново. Плюс целый букет всевозможных психических расстройств. Это стало реальной проблемой.
Так ведь и в реальной жизни тоже можно заново пройти уровень. Они не из-за игр такие инфантилы. Более того — они и в играх-то тоже не герои, точно так же теряют боевой дух от любой мелкой неудачи.

titigil_spgrv

1 year ago

olegmakarenko.ru

1 year ago

19red_star51

1 year ago

flintcapitan

1 year ago

takoe_nebo

1 year ago

flintcapitan

1 year ago

alex_radko

1 year ago

takoe_nebo

1 year ago

Игры не делают детей умнее, просто в игры играют более умные. Иначе говоря игры выявили умных детей.
Именно

merego

1 year ago

olegmakarenko.ru

1 year ago

merego

1 year ago

frost_11

1 year ago

merego

1 year ago

frost_11

1 year ago

hunterms

1 year ago

Сказали бы сразу: "английские ученые". А то: "из северной Европы"...
Британские?

rivervv

1 year ago

Хе-хе, как же раньше дети без игр умнее становились...

Deleted comment

ilia_kulikov

1 year ago

Deleted comment

ilia_kulikov

1 year ago

flintcapitan

1 year ago

ilia_kulikov

1 year ago

flintcapitan

1 year ago

ilia_kulikov

1 year ago

flintcapitan

1 year ago

hunterms

June 23 2022, 09:28:29 UTC 1 year ago Edited:  June 23 2022, 09:30:22 UTC

Или же наоборот. Умные люди предпочитают игры, а глупые — телевизор и соц сети? Может любовь к играм не причина ума, а его маркер? Для однозначного подтверждения выводов из заголовка распределение по группам должно быть случайно, а не на усмотрение участников.
ИМХО если взять топовый физмат в первом попавшемся провинциальном городе, то паттерн интересов его учеников будет сильно отличаться от интересов обычного школьника. Но это вовсе не значит что интересы первичны. А не технический склад ума, который одновременно определяет и приоритеты и способность проходить тесты, с помощью которых замеряют ум.
В исходной статье доказывается именно зависимость роста интеллекта от игр.

hunterms

1 year ago

flintcapitan

1 year ago

flintcapitan

1 year ago

hunterms

1 year ago

flintcapitan

1 year ago

merego

June 23 2022, 09:36:32 UTC 1 year ago Edited:  June 23 2022, 09:39:52 UTC

Как всегда, интересно и познавательно. Отдельное спасибо за "Работай и путешествуй" и Симулятор кресла. Посмеялся от души. С симулятором был не знаком — поржал с ролика на стиме.
Компьютерные игры делают школьников умнее...и жирнее.

Ученые из НИУ ВШЭ провели исследование 821 профессионального киберспортсмена с 2012 по 2020 год и пришли к выводу, что страдающие ожирением геймеры показывали более высокие результаты в киберспортивных дисциплинах на выносливость. Свои результаты исследователи опубликовали в научном журнале International Journal of Obesity.

Ученые изучали геймеров, играющих в Counter Strike: Global Offensive. Исследователи определяли индекс массы тела (ИМТ) киберспортсменов по фотографиям с помощью искусственного интеллекта. В матчах с короткими раундами страдающие ожирением третьей степени отставали по результатам от игроков с нормальным ИМТ, однако чем дольше шла игра, тем более высокие результаты показывали геймеры с ожирением.


> Компьютерные игры делают школьников умнее...и жирнее.

Жирнее их делают не игры, а чрезмерное употребление еды.
С играми есть серьезная проблема — это пассивность. В любой игре всегда есть начало, сюжет и финиш, плюс правила прохождения игры и поставленные задачи. Молодые люди быстро вникают, что надо сделать и по каким правилам, далее эффективно решают задачи. В реальной же жизни они сами себе должны выбрать направление развития, проставить точки движения, продумать правила и поставить задачи. И вот с этим огромные трудности — они категорически не хотят этого сами делать и ждут, пока кто то им скажет, куда идти и что делать. С одной стороны с них получаются идеальные исполнители, с другой поставить их на самостоятельную работу с самостоятельным принятием решений не реально. Вот буквально сегодня знакомая спрашивала, куда лучше поступить её сыну на IT, в МГУ или ВШЭ. Сам он категорически не желает выбирать, готов идти куда скажут. И это реально массовая проблема, с этим сталкиваюсь ежедневно, в том числе как работодатель.

P.S. Игры тут правда не инициатор пассивности. Дети, которые родились инициативными, просто меньше играют в игры, им попросту некогда. А вот у которых в генах пассивность наблюдается, игры её увеличивают. Многие полноценной жизнью только в играх и живут. Есть у меня и такие примеры, с переходом в психиатрию.
> В любой игре всегда есть начало, сюжет и финиш

А то в человеческой жизни как-то иначе… Всякая плоть, как одежда, ветшает; ибо от века – определение: «смертью умрёшь». Сир.14,18

Впрочем, мне кажется, что вы не очень-то увлечены компьютерными играми. В том же Майнкрафте, к примеру, нет ни сюжета, ни финиша.

degerharde

1 year ago

olegmakarenko.ru

1 year ago

lexa_rus

1 year ago

kriptman

1 year ago

deprivattio

1 year ago

"исследования показывают, что игра в шахматы, например, не делает людей умнее" — дадите ссылку?

Интересно, как обстоят дела с чтением книг? Предположу, примерно как с просмотром видео — в среднем не влияет, но при хорошем подборе книг — может сделать умнее.
Полагаю, так. Книги позволяют говорить с самыми умными людьми человечества, причём даже с теми, кто жил очень давно.

predessor

1 year ago

dataneversleeps

1 year ago

А как, простите, замеряли ум? И делали ли при этом сравнение с теми, кто вместо компьютера наблюдал, как мама готовит обед, папа строгает доски, бабушка кормит кур, а дедушка седлает лошадь, а по вечерам слушал сказки. И пробовал повторить то же самостоятельно?

знаменитые писатели, режиссёры и журналисты, напротив, являются интеллектуальной элитой

Так и запишем, что интеллектуальная элита — это те, кто запомнил много умных слов и готов говорить их ртом к месту и не к месту. А люди уровня Сергея Павловича Королева и Вернера фон Брауна, а также какие-нибудь строители и проектировщики крымского моста и создатели пресловутых компьютерных игр являются кем угодно, но только не интеллектуальной элитой.
Готов поспорить, что Сергей Павлович предпочёл бы работать и творить при капитализме. У нас ему не сломали бы челюсть во время допроса и не посадили бы гнить в лагерь.

predessor

1 year ago

olegmakarenko.ru

1 year ago

alukin

1 year ago

flintcapitan

1 year ago

А что за игра на картинке к посту? Умоляю скажите!
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →