Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Почему школы и вузы так плохо работают



Перечислите 5 человек, с которыми вы общаетесь чаще всего. Осознайте, что в процессе общения вы постепенно становитесь похожим на каждого из них. Много времени проводите с физиками — скоро начнёте отращивать бороду, носить свитер и играть на гитаре. В вашем круге велосипедисты — того и гляди, сами подсядете на велосипед.

По этой причине, кстати, чтение книг и блогов так полезно. Книги позволяют вам общаться лицом к лицу с лучшими умами человечества, даже иногда мёртвыми. Чтение хороших блогов делает блогера вашим виртуальным знакомым. Если вы читаете блог долго, вы постепенно перенимаете у блогера некоторые черты характера, причём, именно те черты, которые блогер считает возможным демонстрировать на публике.

В Екатеринбурге на днях разразился скандал — выпускнику техникума снизили один балл за диплом, так как в ухо студента была вставлена серёжка, а его волосы были выкрашены в зеленовато-синий цвет:

https://amarok-man.livejournal.com/6112086.html
https://360tv.ru/news/obschestvo/za-menja-vse-reshil-internet/

Понятно, что педагогов накажут, отобранный балл вернут обратно:

https://rg.ru/2021/06/16/reg-urfo/na-urale-proveriat-zanizhennuiu-ocenku-studenta-iz-za-cveta-volos.html

Исполняющий обязанности директора уже вызван в министерство. В ситуации лично разбирается заместитель министра Юрий Зеленов. По его словам, будет проведено служебное расследование в отношении педагогов, присутствующих на экзамене, — сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу областного минобра.

Результаты работы молодого человека могут пересмотреть, так как на аттестационных мероприятиях преподаватели должны оценивать только знания студентов.



Наивные души полагают, будто обучение — это когда учитель черпает ковшиком знания из учебника и переливает их в голову ребёнка. На самом деле, это только одна десятая от учебного процесса. Остальные 90% — взаимное влияние учителей и детей. Дети постепенно становятся похожими на учителей, а учителя — на своих учеников.

Сейчас школьники и студенты выходят из школ, перенимая у педагогов те привычки и ту деловую этику, которую мы наблюдаем на видео: формализм, несправедливость, высокомерие, презрение к реальной работе. Когда «подготовленный» таким образом человек приходит на взрослый рынок труда, он неизбежно сталкивается с серьёзным разочарованием. Если только речь не идёт о специфических вакансиях, — таких как актёр или продавец, например, — работодателю внешний вид сотрудника безразличен. Работодатель готов платить за аккуратный сварочный шов, а не за аккуратного сварщика. Если сам сварщик хочет модно стричься и нарядно одеваться — это его личное дело. Доплачивать за это никто не будет.

Ситуацию в школах и вузах можно было бы серьёзно улучшить, если бы ученикам дали возможность побольше общаться с реальными профессионалами своего дела: с фрезеровщиками высокого разряда, удачливыми предпринимателями, высокооплачиваемыми программистами и так далее, вплоть до начальников отделов закупок. Понятно, что по своей специальности эти приглашённые профессионалы навряд ли расскажут что-то важное — это не так-то просто. Однако присутствие таких профессионалов позволит школьникам и студентам скорректировать внутреннюю шкалу — взять пример с людей, которые работают за пределами «дружных школьных коллективов», пользуются уважением коллег и зарабатывают хорошие деньги.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
В ВУЗах подобная практика существует давно и на взгляд студента отлично работает. Так что в ком то веке соглашусь с посылом статьи. Проблема в том, что в реальной России вектор противоположный, это ещё одно направление в котором власти фейлят и наоборот, усложняют жизнь тем, кто готов работать в ВУЗе на небольшое число часов. Уверен практики лучше расскажут, в чём именно состоят изменения.
Пять лет назад почти всех совместителей из ВУЗов поперли. Совместители часто и работали только чтобы толковых студентов присматривать.

melnikovvv

2 years ago

cashbonus

2 years ago

ace_rimmer_ural

2 years ago

buratino79

2 years ago

ace_rimmer_ural

2 years ago

ctakan_divanych

2 years ago

Хотя в посте есть три важных мысли, вы сильно преувеличиваете роль современной школы и её влияние на детей.
Отдельные постсоветские шариковы сегодня считают, что именно школа должна формировать личность детей и давать им всё, а родители как бы не при делах.

shurikk77

June 19 2021, 08:37:32 UTC 2 years ago Edited:  June 19 2021, 08:38:55 UTC

Понятно, что по своей специальности эти приглашённые профессионалы навряд ли расскажут что-то важное — это не так-то просто. Однако присутствие таких профессионалов позволит школьникам и студентам скорректировать внутреннюю шкалу — взять пример с людей, которые работают за пределами «дружных школьных коллективов», пользуются уважением коллег и зарабатывают хорошие деньги.

Для этого уже есть есть такое понятие "Практика"...
А в образовательных стандартах есть обязательное требование чтобы от 5 до 10% занятий вели работники профильных предприятий.
Для этого уже есть есть такое понятие "Практика" — в сссре мы в ВУЗе проходили практику в подмосковных космических КБ, после чего я осознал, что советский космос — это полный пздц... :)

p_l_a_t_o_nn

2 years ago

gaygemon

2 years ago

takoe_nebo

2 years ago

ext_5650530

2 years ago

alexeich_

2 years ago

takoe_nebo

2 years ago

ext_5650530

2 years ago

takoe_nebo

2 years ago

ext_5650530

2 years ago

cashbonus

2 years ago

buratino79

June 19 2021, 08:38:50 UTC 2 years ago Edited:  June 19 2021, 08:43:13 UTC

"Ситуацию в школах и вузах можно было бы серьёзно улучшить, если бы ученикам дали возможность побольше общаться с реальными профессионалами своего дела: с фрезеровщиками высокого разряда, удачливыми предпринимателями, высокооплачиваемыми программистами и так далее, вплоть до начальников отделов закупок. Понятно, что по своей специальности эти приглашённые профессионалы навряд ли расскажут что-то важное — это не так-то просто. Однако присутствие таких профессионалов позволит школьникам и студентам скорректировать внутреннюю шкалу — взять пример с людей, которые работают за пределами «дружных школьных коллективов», пользуются уважением коллег и зарабатывают хорошие деньги."

Это что то нереальное, как вот это организовать?
Если только как было в СССР отправлять на летнюю практику. Только следить за этим нужно очень внимательно — чтобы это была именно практика и с реальным наставничеством от специалистов. А не как в союзе — одна профанация. А если практика ещё и у папы на базе ......
Но снова неувязочка: специалистам работать надо, зарабатывать деньги и тратить своё время (суть деньги) никто не захочет. А кто это всё оплатит? Специалист? Владелец компании?
Как то сомнительно это выглядит, мягко говоря
Тут разговор не о практике идёт, а о прийти поговорить. Я бы пришёл к примеру в школу или университет несколько раз в год вполне.

alga

2 years ago

это не школьникам надо с реальными представителями коммерческой среды общаться, а руководителям из системы образования. хотя они там все старые кошелки и уже перевоспитанию не подлежат. вся система образования больна вот этим ханжеством и произволом. да и вообще бюджетная сфера. (как представитель обслуживающей организации в свое время походила по бюджеткам. меня, человека там не работающего, пытались строить за неприкрытые плечи и шорты в 40-градусную жару. я блин к ним на час приходила и то успевала огрести.) самое страшное, что молодые учителя перенимают это и через 30 лет так же будут себя вести.
безусловно, существует этикет и нормы. существует жестко прописанный в устав дресс-код. и если ты подписался под этим, будь любезен выполнять. но санкции за неподчинение — это не снижение оценки ну никак. это просто две бабки упиваются своей властью.

takoe_nebo

June 19 2021, 08:46:31 UTC 2 years ago Edited:  June 19 2021, 08:53:20 UTC

Перечислите 5 человек, с которыми вы общаетесь чаще всего. Осознайте, что в процессе общения вы постепенно становитесь похожим на каждого из них — увы, вообще ни разу :) Наверное потому, что круг общения очень разнообразен.
Эта установка скорее характерна для Запада, вот тут точно общаются с себе подобными.

В ситуации лично разбирается заместитель министра Юрий Зеленов — а в России точно надо, как в сссре, на мелочёвые случаи привлекать высшее руководство? Вроде ручное сталинское управление уже в прошлом?

Дети постепенно становятся похожими на учителей, а учителя — на своих учеников. — у нас в советской языковой спецшколе была одна ужасно злобная тётка, которую никто терпеть не мог и конечно никто не стал на неё похож. Но язык она нам поставила идеально. В 90-е заграницей меня спрашивали, из какого я региона страны, а когда я отвечал, что я из России, смеялись как будто я так схохмил.

Ситуацию в школах и вузах можно было бы серьёзно улучшить, если бы ученикам дали возможность побольше общаться с реальными профессионалами своего дела — в школах вряд ли, школьник ещё сам не понимает, куда и что он хочет, а вот в ВУЗАх однозначно. Одна из принципиальных проблем совесткого обучения была в том, что выпускник после ВУЗа приходил в НИИ или на завод, а там ему говорили "теперь забудь про всё, чему тебя там якобы учили, сейчас будешь учиться реальности".
В России с точки зрения государственной политики во многих областях всё уже давно приведено в порядок и поставлены правильные приоритеты. Проблема только в том, что на местах работают дубы с советским образованием и советским мышлением. Кому же, если не государству, следить за тем, чтобы дубы на местах начинали настоящим образом проводить установленную именно государством политику?

p_l_a_t_o_nn

2 years ago

Ивано Иванов

2 years ago

p_l_a_t_o_nn

2 years ago

takoe_nebo

2 years ago

takoe_nebo

2 years ago

sappup

2 years ago

Насчет приглашения программистов — плохая идея. Анекдоты о программистах куда ближе к реальности, чем анекдоты про чукчей. Многие из них имею отталкивающую внешность: неряшливые, немытые, с блуждающим взором... Многие женщины, рискнувшие связаться с ними выделяли еще и нервозность и агрессивность (программист вполне мог запустить "мышой" в женщину посмевшую отвлечь его от работы, предложением исполнить, наконец-то, супружеский долг).

PS: не путать программистов с сисадминами, хотя и последние со странностями
Нехер покупать беспроводные мышки.
Я не думаю, что школы плохо работают. Оценивать ситуацию с высшими учебными заведениями труднее- настолько они разные и разбросаны по стране. Но и там, думаю , ученых выпускают. Ненадолго. Шутка. Вспоминая свои школьные годы, я бы не сказал, что личность учителей сильно на меня перешла. Хотя что-то осталось. И насчет презрения к реальной работе я не понял. Но с чем согласен- необходимо приближать высшее образование к потребностям людей и страны.

Deleted comment

Не "зашквар", глупости не говорите. Чаще всего реальный профи востребован так, что страдает качество жизни. "Эффективные менеджеры" заботливо "утилизируют" его время. Выше уже написали вполне объективно:
" специалистам работать надо, зарабатывать деньги и тратить своё время (суть деньги) никто не захочет. А кто это всё оплатит? Специалист? Владелец компании?"
В советской реальности специалист преподавал скорее по принуждению, чем по убеждению. Сравнивать с современностью неуместно, на мой взгляд.
Кроме того не следует забывать о том, что далеко не все высококвалифицированные спецы имеют талант педагога. Это тоже ступень отбора.
Ну и наконец, даже если спец прошёл вышеописанные "огонь и воду" материальной компенсации и наставничества, "медные трубы" личной мотивации одолеть надо ;)
Коротко — "А на кой икс это мне?"

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Любая организация выполняет поставленную перед ней задачу. Задача современной школы — воспитать квалифицированного потребителя путем оказания образовательных услуг и обеспечить камеру хранения для детей. Декларируется, понятное дело, другое, но при капитализме говорить правду нельзя. Только ложь, только новояз, только хардкор.

А поскольку мы все свободные люди, живущие в свободной стране, мы вполне можем оторвать задницу от дивана и свободно создать такую школу, которую считаем нужной. С приглашенными специалистами, шахматами и поэтессами. Ну или свободно пользоваться существующими школами.
Про квалифицированного потребителя неправда.
Наивные души полагают, будто обучение — это когда

Уважаемый Фрицморген! Вы хоть один день работали учителем или преподавателем?

Ваш сегодняшний пост, как и все ваши посты на тему педагогики напоминают рассуждения гламурной блондинки об астрофизике и теории относительности.
Так его, так. Чего его басурмана жалеть...

p_l_a_t_o_nn

2 years ago

ctakan_divanych

2 years ago

postoronni

2 years ago

gaygemon

2 years ago

И да и нет. Если, например, сварщик будет открыто демонстрировать свою гомосексуальность, то может, неровен час, и под напряжение попасть и в аргоне задохнуться — коллектив отторгнет.
Это в восьмидесятые, может быть. Сейчас сварщики нормальные люди, в штаны друг к другу не лезут. Любит Коляныч в жопу пороться? Да и хер с ним, лишь бы электроды не пиздил.
"Уважаемый Фрицморген! Вы хоть один день работали учителем или преподавателем?" (С- некий Платон)
Мне этот уникум красного цвета нечто подобное писал: а сколько ты вырастил пшеницы или произвёл чугуна, трутень!!!!!! Ты не можешь рассчитывать на блага, произведённые рабочим классом!!!!
Старик явно пропускает приём лекарств
Что мешает школьникам и студентам читать хотя бы блоги этих профессионалов, общаться на специализированных, профессиональных форумах, смотреть образовательные и профессиональные ролики и трансляции в ютубе?
Не хотят. У них есть тикток, Даня Милохин и Клава Кока :)
А если не хотят, то и слушать не будут.
Сейчас школьники и студенты выходят из школ, перенимая у педагогов те привычки и ту деловую этику, которую мы наблюдаем на видео: формализм, несправедливость, высокомерие, презрение к реальной работе.

педагоги разные, не все имеют вышеперечисленные привычки

Ситуацию в школах и вузах можно было бы серьёзно улучшить, если бы ученикам дали возможность побольше общаться с реальными профессионалами своего дела: с фрезеровщиками высокого разряда, удачливыми предпринимателями, высокооплачиваемыми программистами и так далее, вплоть до начальников отделов закупок.

Так у них есть такая возможность. После каждого курса ВУЗа студентов отправляли на практику. В ВУЗе преподавали люди, которые работали по специальности, которую преподают. А сейчас с наличием интернета человек может общаться вообще с кем угодно. Также никто не мешает общаться школьникам и студентам в свободное от учебы время. Кроме этого, часто студенты общаются с людьми, которые учились на более старших курсах и уже начали работать. Так и сами студенты во время учебы уже работают и у них этого общения в избытке.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →