Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Деградация россиян согласно РАН, учёные про образование в СССР и депрессивность школьной литературы



1. «Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».

Эти две известные цитаты приписывают великим мыслителям древности – поэту Гесиоду (7 век до нашей эры) и философу Сократу (5 век до нашей эры):

https://ru.wikiquote.org/wiki/Гесиод
https://bookmix.ru/bookquotes.phtml?book_id=84835

Приятно видеть, что учёные из Российской академии наук свято чтут вековые традиции:

https://lenta.ru/news/2021/06/05/nevrologmozgi/

Один из ведущих неврологов страны, директор ФГБНУ «Научный центр неврологии», доктор медицинских наук, профессор, академик РАН Михаил Пирадов заявил, что ментальное здоровье россиян слабеет, а это может обезличить нацию даже при хороших физических параметрах людей. По его словам, родившиеся с 1930-го по 1980 год люди имеют уровень IQ на 20 процентов выше, чем те, кто родился позже. К тому же большинство из них к 85 годам будут иметь болезнь Альцгеймера или сосудистую деменцию.

«Мы можем получить здоровое поколение, которое из себя ничего не будет представлять. Если мы хотим, чтобы наша человеческая цивилизация прогрессировала, (…) нам надо прежде всего сейчас подумать не столько о здоровье в целом, сколько о ментальном нашем здоровье, потому что мозг — это мы», — сказал Пирадов.


Таким образом, получается, господин Пирадов отказывает молодым россиянам в праве называться мозгом нации.

Для понимания масштабов бедствия: разница в 20% по IQ примерно соответствует разнице по среднему IQ между Россией и африканскими странами:

https://www.worlddata.info/iq-by-country.php

По крайней мере, господин академик признаёт, что у современной молодёжи оказалось достаточно ума, чтобы получить шанс стать физически здоровее советских поколений.

И вправду: современные молодые люди гораздо меньше пьют, курение выходит из моды, фитнес и здоровое питание овладели умами. Вместо личных автомобилей и общественного транспорта юные урбанисты стремятся пересесть на велосипеды и электросамокаты.

Возможно, у России всё-таки есть надежда?


2. Кстати, многие учёные советской эпохи оценивали советское образование весьма критически:

https://olegmakarenko.ru/2149590.html?thread=805212886#t805212886

Медик, известный хирург, герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии Ф.Г.Углов пишет в своих воспоминаниях, что ему очень не хватало знания иностранных языков, чтобы знакомится с заграничной медицинской литературой. При этом упоминает своего учителя Н.Петрова, получившего образование до революции, знавшего пять языков, и прошедшего за границей стажировку.

Академик Раушенбах, один из создателей советского космоса: «Школа каждый год менялась. И самое яркое событие — очередная ее реорганизация. Это было нечто ужасное. Из-за этого я совершенно не усвоил, например, химии, потому что появился преподаватель — «левак», уж не знаю, был ли он искренний «левак», то есть приверженец новой системы, или жулик. Уроки он проводил так: «Учебники перед вами? Откройте страницу такую-то, параграф такой-то». Мы открываем. Причем учебник не на одного, а на пять человек. Садимся в кружок, преподаватель говорит: «Ну, теперь читайте, если что будет непонятно, спрашивайте». Мы сидим голова к голове и, конечно, начинаем рассказывать всякие истории, не заглядывая в книгу. Но, чтобы не влипнуть, время от времени задаем вопросы: «Вот здесь непонятно сказано, что хлор соединяется с чем-то…» Он с важным видом объясняет. «Ах да, теперь понятно…» И опять начинаем болтать. Так проходит урок, в результате которого мы ничего не усвоили.»

«Странные истории приключались у нас в школе того времени, но я бы сказал так: в среднем учителя были хорошие, они старались не реагировать на всякие теоретические новшества. Старые дореволюционные учителя учили нас хорошо, и я им очень благодарен по сей день».

«Гуманитарных предметов тогда не было, а то, что нам преподавали, можно назвать как угодно, только не гуманитарными дисциплинами».

Профессор, известный историк В.В. Шелохаев, 1974г: «Московские абитуриенты — это не деревенские ребята, многие из которых после окончания 8 класса не знали таблицу умножения. Вспоминаю свой первый опрос в СПТУ после вводной лекции по курсу обществоведения. Ни один из них не мог ответить ни на один вопрос. Тогда я решил проверить их грамотность. В результате выяснилось, что они не знают азов русского языка, математики. На мой вопрос о главной движущей силе русской революции отвечали — бурлаки».



Если сопоставить эти отзывы с высказыванием академика Пирадова, получается, что природный интеллект советских детей был столь высок, что даже советское образование не смогло испортить их могучие от природы умы. А вот в наше время что-то пошло не так…


3. Читательница veraprok указывает, что школьная программа по литературе откровенно опасна для жизни и здоровья детей:

https://olegmakarenko.ru/2149719.html?thread=805222999#t805222999

Депрессивность и акцент на суицидальные наклонности в списке литературы.

Вероятно, список литературы составляли люди, озабоченные тем, чтобы показать, что «при царизме было все плохо». Поэтому из всей русской литературы потрудились отобрать самые тоскливые, мрачные, вселяющие тоску произведения. Герои должны были непременно иметь горестную судьбу, а в финале желательно погибнуть или покончить самоубийством. Перечисляю: Бедная Лиза утопилась, Катерина утопилась, Бесприданницу застрелили, Анна Каренина бросилась под поезд, Желтков застрелился, Треплев застрелился, Свидригайлов застрелился, Базаров помер от тифа, Любинька Головлева отравилась, Раскольников попал в тюрьму, Герасим утопил Муму.

Если же герой все же остался жив, он должен потерпеть полное фиаско, как Онегин, или умереть всеми забытый, как Печорин или Обломов.

Весьма жизнеутверждающе. Если таким количеством черной депрессухи пичкать любого ребенка, он возненавидит литературу чёрной ненавистью.

При этом у тех же самых авторов есть вполне нормальные произведения, без самоубийств и надрыва.

Почему нельзя Островского изучать по его комедиям и драмам? «Бешеные деньги», «Поздняя любовь» — отличные драмы, а комедии Островского милы и забавны, но нет! Мы умучим школьников истеричкой Катериной, но не дадим им ничего другого!

Почему вместо «Гранатового браслета», который по сути, есть нелепо романтизированная история назойливого сталкера, докучавшего своей неуместной любовью замужней женщине, не предложить школьникам куда более вдумчивую и зрелую вещь Куприна — «Колесо времени»?

Кстати, о самоубийствах. «Эффект Вертера», вполне реальная вещь. В свое время юноши, прочитав сей роман, стрелялись в подражание герою. И в наше время газетная заметка о самоубийстве вызывает шлейф подражательных самоубийств, недаром в некоторых странах такие новости запрещены.

Ну а мы? Мы ищем в интернете какого-то Синего Кита. И в упор не замечаем назойливую, долбящую по мозгам пропаганду суицида, которая прёт на наших детей из школьных учебников литературы.

Ребенок, прочитав про самоубийство, возможно, в тот же день самоубиваться не пойдет. Но у него в голове отложится: а, есть такой способ выхода из тяжелой ситуации. И эта мысль будет лежать на дне его сознания, как мина замедленного действия, которая лежит-лежит, а потом ррррраз и как рванет!



Кто-то скажет, что литература просто «учит детей реальной жизни», ставя перед неокрепшими детскими умами серьёзные проблемы бытия. Беда в том, что здоровых путей решения школьная классика не показывает. Показывает нездоровые — кого-нибудь убить, податься в бандиты, броситься под поезд.

Жаль, что в школе 21-го века дети вынуждены изучать упадническую беллетристику века 19-го, значительная часть которой была написана исключительно с целью получить в издательстве гонорар.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 178 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
А мне "Преступление и наказание" в школе очень понравилось. Атмосферная такая книжка) Вот Обломова читал с усилием... Много читал в школьном возрасте разных книг, от Перумова до Пелевина, и всегда недоумевал над школьной программой
А почему школьная программа должна быть легкой прогулкой для малолетних дураков?

Не должна ли школа образовывать?
Ведь для образования надо трудиться, я так слышал. А здесь вроде любят труд.

А чему может научит развлекательная литература?

rognarek931

2 years ago

i_love_cats_7

2 years ago

rognarek931

2 years ago

frost_11

2 years ago

rognarek931

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

i_love_cats_7

2 years ago

rognarek931

2 years ago

i_love_cats_7

2 years ago

frost_11

2 years ago

i_love_cats_7

2 years ago

rognarek931

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

rognarek931

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

rognarek931

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

rognarek931

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

veraprok

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

jno2004

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

veraprok

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

ulya_borodulina

June 6 2021, 14:18:46 UTC 2 years ago Edited:  June 6 2021, 14:22:07 UTC

"Раскольников попал в тюрьму,
Герасим утопил Муму!.." ))

Что касается гонорара. Гонорар, знаете ли, таланту не помеха) Согласна, что подбор (да и разбор) произведений классиков может быть другим. Но сама русская литература 19-го и начала 20-го веков — это вклад нашей страны в мировую культуру. И отнюдь не маленький)
Насчет пьес А.Островского- полностью согласен с автором.
Катерина- это баба, захотевшая пойти налево, а никакой не" луч света в темном царстве"
А "Бешеные деньги " и "поздняя любовь"- действительно, прекрасные драмы.
Я вот никогда не говорил, что умных школьников не бывает. Бывают. И студенты умные встречаются. Но все это вопреки школьному образованию, а не благодаря ему. Возможно, и греческий философ насчет молодежи был в чем-то прав. А чего!? Голыми в палестрах бегают, девочек с собой на шашлыки не берут, а вместо старого-доброго копья кидают какой-то новомодный диск. Разврат и сплошное поношение нравов!
А нынешние детишки скоро читать разучатся. Незачем. Гугл прочитает.
Чушь пишете

rivervv

2 years ago

По его словам, родившиеся с 1930-го по 1980 год люди имеют уровень IQ на 20 процентов выше, чем те, кто родился позже.

Это те, кто на выступления Кашпировского ломился и воду от телепередач Чумака заряжали? Ню-ню...
😁😁😁👍

yurryk

2 years ago

serge_ivanov

2 years ago

Претензии к содержанию школьной литературы проносят контрабандой мысль о нужности самого предмета. Чем больше ныть подобным образом, тем вернее школьников будут продолжать мучить.

Аналогично в рассуждениях о Боге - в духе "тогда отчего/для чего всё?" важны не выводы, а сама постановка вопроса, придающая религии не правоту, но куда более важное - весомость.
"имеют уровень IQ на 20 процентов выше"
вот и достали черепомерки...
2. А вот в наше время что-то пошло не так

Очевидно же. Был социализм — все было так. Пришел капитализм — все стало не так.

3. В русской литературе должны страдать или герой, или автор, или читатель. Если страдают все трое — то это шедевр русской литературы. А если серьезно — то русскую литературу читать практически невозможно — и язык, и терминология изменились очень сильно. И часто просто непонятно, о чем идет речь.
русскую литературу читать практически невозможно — и язык, и терминология изменились очень сильно.

Что именно вам непонятно в русской литературе? Приведите пару-тройку примеров.

veraprok

2 years ago

chuzhoi728

2 years ago

veraprok

2 years ago

chuzhoi728

2 years ago

Deleted comment

chuzhoi728

2 years ago

m0208 m0208

2 years ago

m0208 m0208

2 years ago

chuzhoi728

2 years ago

untamos

2 years ago

piggly_wiggly22

2 years ago

Разница огромна: древние греки выражали недовольство моральными качествами современной им молодежи, а наши академики выражают недовольство низкими интеллектуальными качествами. Это существенно разные вещи.

Плюс "цитата" из Гесиода — фейк, в трудах поэта отсутствует. Сократ же говорил истинную правду, о чем свидетельствуюет его судьба. Сократа таки извели, он был казнен.
Вы не напомните, в каком именно из своих трудов Сократ это сказал?

freddy_lj

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

freddy_lj

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

freddy_lj

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

freddy_lj

2 years ago

dr_eburg

2 years ago

vsvor

June 6 2021, 15:04:25 UTC 2 years ago Edited:  June 6 2021, 16:17:56 UTC

1. В скобках заметим, что г-н Пирадов стал академиком РАН в результате реформы РАН, проведенной в 2013 г. Автор журнала поддерживал эту реформу? Насколько я помню, да.

3. Что-то не совсем понял. Надо на "Евгения Онегина" снабдить пометкой 21+? Или "Анну Каренину"? Так все равно читают что-либо из школьной программы единицы.
Нет "Анны Карениной" в школьной программе.

Что касается того, что из школьной программы читают единицы... Высказывания вида "а я школьную классику совсем не читал", "а я приключениями зачитывался", "а я сам фантастику сочинял" немного напоминает сказку про тролля под мостом (которая где-то в начале учебника английского языка тоже есть). Три козленка пробежали по мостику мимо тролля — самый старший проскочил быстро, самый младший проскочил незаметно, а средний я не помню как проскочил.
Многое из того, что дают в школах, не просто депрессивно, но вообще устарело. Это подметил еще Лимонов. Надо больше современных писателей давать.
И еще заметил: книжки меняются. Например, купил дочке сказки. Одна из них "Упрямый козленок" явно изменена: волки-разбойники остаются живы, козленка не наказывают после спасения и т.п.
С другой стороны, как-то нашел советское издание "Руслана". Отсутствуют эротические намеки, вырезан эпический облом Руслана в первую брачную ночь и т.п. Урезанный Руслан для детей.
Те же "мифы древней Греции" дают детям в сильно адаптированном виде, чтобы детям кошмары не снились.

1. Ну вот как раз после Сократа и начался кризис и потеря независимости. Никак не связано с воспитанием молодежи, которая пришла на смену.

Сжечь книги, запретить их и сесть за компьютерные игры, иного выхода нет. Где-то я уже слыхал про "упадническую" литературу...

Цитаты липовые. Как можно "цитировать" Сократа, если он не оставил ни одного рукописного труда? Ни единого. Подозреваю, он был просто изобретением Платона для формата "Диалогов" и создания полемической школы диалектики и майевтики. Воображаемый собеседник. Впрочем, в данном журнале все равно никто не поймет, о чем я сейчас сказал.

Но зато как красиво придумали, мол, впервые ругать молодёжь начали ещё в античные времена.)

dr_eburg

2 years ago

А вот в наше время что-то пошло не так…

Да, за последние 20 лет в России произошла нравственная катастрофа — дураки получили власть. Быть дураком стало не стыдно. Такого не было со времен Московского царства. Петр развернул Россию лицом к Западу; большевики начали заколачивать окно в Европу; Путин вместе с проплаченными пропагандистами забивает последние гвозди. Впереди у нас православный халифат, а потом, лет через тридцать, когда нефтяные деньги кончатся — нищета и мрак.
Хм..., вам захотелось в протестантский или католический халифат?

chuzhoi728

2 years ago

daily_madness

2 years ago

chuzhoi728

2 years ago

djak_krjakutny

2 years ago

chuzhoi728

2 years ago

djak_krjakutny

2 years ago

chuzhoi725

2 years ago

djak_krjakutny

2 years ago

chuzhoi725

2 years ago

djak_krjakutny

2 years ago

djak_krjakutny

2 years ago

chuzhoi728

2 years ago

djak_krjakutny

2 years ago

chuzhoi728

2 years ago

djak_krjakutny

2 years ago

chuzhoi725

2 years ago

djak_krjakutny

2 years ago

Школьный курс не только депрессивный, но и аморальный. Как можно относиться к алкашу, который живет за счёт денег, заработанных проституцией собственной дочери?! Оказывается, нужно понимать и сочувствовать - Мармеладов в пример.
2013-14 год, Московская школа. Учитель литературы не смог объяснить мне и моим одноклассницам, почему Соня не зарабатывала чем-то, кроме торговли телом, а мы, не понимая реалий того времени, повторяли: "Почему она не пошла работать уборщицей?".)))

roy_revant

2 years ago

ptanchik

2 years ago

roy_revant

2 years ago

chuzhoi728

2 years ago

frost_11

2 years ago

chuzhoi728

2 years ago

m0208 m0208

2 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal