Читатели пишут, что бедности у нас больше нет. Если раньше бедный человек вынужден был тратить всё своё время, чтобы заработать на кусок чёрствого хлеба, а тихого и тёплого места для занятий у него не было, то теперь эта проблема надёжно ушла в прошлое.
Читатели полагают, что обычный восьмичасовой рабочий день обеспечивает в России сносное существование каждому: иногда с невкусной едой и в немодной одежде, но со всеми возможностями для учёбы. Стоять после работы в очередях больше не надо, компьютер с интернетом можно найти чуть ли не на помойке, читальные залы библиотек обеспечивают и уютное место для занятий, и современный набор обучающих книг.
Цитирую дискуссию из комментариев:
https://olegmakarenko.ru/2100023.html?thread=796379447#t796379447
Konstantin Pulin. Раньше бедность была препятствием, сейчас нет. Потому что понятие "бедность" сильно изменилось. Раньше бедный человек — это без обуви и без еды. Который работает по 12-15 часов в сутки и действительно не может позволить себе купить учебники.
Сейчас бедный отличается от богатого тем, что носит дешевую обувь и одежду, а не дорогую. Но принципиально обувь и одежда у человека есть. Он может себе позволить учиться. Бедные ездят на школьных автобусах или общественном транспорте. Богатых детей подвозят родители на личном авто. Но принципиально транспорт есть. Не надо пешком идти 10 км в школу (раздетым и без обуви), чтобы учиться. Бедные скачивают пиратские курсы и лекции с интернета. Богатые могут себе купить и бумажные книги. Причем в богатых переплётах. Но принципиальной разницы нет. Компьютеры для учебы также есть у всех. Нет проблем купить подержанный ноутбук дешевле 10 тысяч рублей. В то время как богатый будет учиться на игровом ПК за 200 тысяч рублей. Но принципиальной разницы нет. Телефон для связи тоже есть у всех. Можно купить звонилку за тысячу, а не айфон за 50-100 тысяч.
Наоборот, это у богатых проблема учиться. У них стимулов нет учиться. В то время как у бедных есть стимул купить айфон, игровой ПК, хорошую одежду. И при этом есть все (материальные) условия для того, чтобы учиться. Бедность/богатство зависят только от отношения к деньгам. Если богатый человек тратит больше, чем зарабатывает, то он станет бедным. Если бедный человек тратит меньше, чем зарабатывает, то он разбогатеет. И относиться к тратам надо как к инвестициям, а не как к расходам.
rus_logic. Таки да. Наш современник, который «ой я бедный, я плохо живу» — объективно по качеству жизни с запасом обгоняет средневековую знать. И верхний средний класс столетней давности — тоже обгоняет.
temernik_owen. В целом правильно, но есть нюансы. Чтобы получить доступ к школьному образованию выше среднего, надо-таки за это платить, часто немало. Например, в школе, где учитель года Гуров преподаёт математику, надо платить 30 тысяч в месяц. В школе, где Гуров вел только допы к ЕГЭ, надо было платить в 5-6 раз меньше. За год допзанятий у Гурова 1 раз в неделю моя дочь подготовилась по математике лучше, чем за несколько предыдущих лет (в двух школах, входящих в первую десятку по городу), и без всяких репетиторов. Представьте теперь уровень знания математики у тех учеников, кому Гуров преподает каждый день. Хотя, вроде бы, математика одинаковая в любом уголке Вселенной, но преподаватели — разные. Понятно, что у Гурова учатся мотивированные дети, но и среди мотивированных происходит ранжировка по платежеспособности родителей.
Я ни в коем случае не за «отнять и поделить». Просто констатирую факт.
По богатству и тратам. Знаете пословицу «от трудов праведных не наживешь палат каменных»? Это о том, что богатство невозможно заработать (собственным трудом), а можно только создать, через прибыль, которую можно получить, только имея капитал (начальный, вторичный или третичный — неважно). И у выходца из богатой семьи он есть. Конечно, если сильно постараться, то промотать можно любое богатство. Но, имея, условно, миллиард, можно вообще без никаких талантов и трудолюбия иметь 50 млн в год просто от депозита, вообще никак не напрягаясь. А если миллиард не один… И миллиарды при этом остаются миллиардами, на преумножение более дельным внукам, если что. Выходцу из не то что бедной, даже из средней семьи без собственных талантов и труда такое никогда не светит. И чем беднее семья, тем больше усилий требуется человеку на достижение даже просто нормального уровня жизни. Кто-то уже привел пример про бегунов, стартующих на разном расстоянии от финиша. Лучше и не скажешь.
Konstantin Pulin. Согласен, что дети не рождаются в одинаковых условиях. И старт у людей разный. Но:
1. Старт для бедных за последние 100 лет сильно облегчен. Да и «условия бега» стали гораздо легче, на порядок легче. Убрали почти все препятствия. На первое место выходит собственная мотивация, а не окружающие условия, в то время как ещё 100 лет назад было наоборот: условия определяли почти всё, а от собственных усилий мало что зависело.
2. Что подразумевать под финишем? Стать миллиардером, который будет жить на проценты? Тогда да, у бедных практически нет шансов. Дети миллиардеров уже рождаются на финише. Получили наследство и всё, считай, что финишировал. Но все не могут быть миллиардерами по определению. 99% населения должны работать, создавать что-то полезное в жизни. Оказывать какие-то услуги. С этой точки зрения финиш недостижим в принципе для 99% населения. И надо говорить не о финише, а о комфортности бега по жизни. А вот комфортность бега для бедных улучшилась в разы — смотри пункт первый. А если говорить о комфортности бега, то какая разница, кто как далеко стартовал от финиша? Если для 99% он недостижим? Ну будет кто-то бежать впереди и ускоряться. Ну и что? А бедный при этом будет бежать медленнее, отставать, но почти в таких же комфортных условиях.
Я вижу обратную проблему. Общество так хорошо научилось создавать материальные блага, что уже не надо никак напрягаться, чтобы выжить. В США десятки миллионов людей живут на пособия. В Европе задумываются о безусловном доходе. Даже в «бедной России» из-за карантина почти весь 2020 год раздавали пособия по безработице просто так. И пособия на детей тоже. На которые можно жить. Последний строй, в котором была статья за тунеядство, рухнул в 1991 году. Зачем напрягаться лентяям? Мировой ВВП удваивается раз в 30 лет. С учётом роста населения уровень жизни удваивается раз в 50 лет. Через 100 лет те же пособия будут в 4 раза выше. А автоматизация и роботизация ещё сильней облегчат труд человека. Уровень удовольствий от той же виртуальной реальности будет зашкаливать. С каждым годом будет всё сложней создавать стимулы для людей учиться чему-то, стремиться к чему-то, вместо получения удовольствий и жизни на пособия.
Вот вы пишите про стоимость занятий у Гурова. А у него видеолекции есть? Если нет, то будут. Если нет пиратских, то появятся. И всем будут они доступны. И не только его, а сотен отличных математиков на любой вкус. Он же не единственный в стране хороший педагог, правда? Проблемой будет заставить ребёнка их слушать, создать мотивацию учиться математике, вместо получения удовольствий, при том, что всё будет доступно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
miutu
April 6 2021, 08:12:56 UTC 3 years ago Edited: April 6 2021, 08:13:20 UTC
awadd0n
April 6 2021, 09:56:00 UTC 3 years ago
ladycat65
3 years ago
flayverr
3 years ago
eva_elina
3 years ago
belozerov1
3 years ago
miutu
3 years ago
awadd0n
3 years ago
statistiki
3 years ago
awadd0n
3 years ago
statistiki
3 years ago
statistiki
3 years ago
mrumka
April 6 2021, 08:14:50 UTC 3 years ago Edited: April 6 2021, 08:15:30 UTC
В процесс обучения во главу угла сейчас ставят ребенка, а должен быть учитель, а так же должна быть идеологическая цель зачем учиться. Вот советской России она была, сейчас ее нет и цена образования падает в том числе благодаря этому блогу, где утверждается что кроме курсов самообучения ничего не нужно. Достаточно инструкции по применению и все получится. ;)
Ивано Иванов
April 6 2021, 08:18:56 UTC 3 years ago
Хорошо, что больше у нас такой цели нет.
mrumka
3 years ago
jack88merkin
3 years ago
titigil_spgrv
3 years ago
jack88merkin
3 years ago
Deleted comment
jack88merkin
3 years ago
Deleted comment
alga
3 years ago
rootadmin
3 years ago
jack88merkin
3 years ago
masteremptiness
3 years ago
ka_agaev
3 years ago
lenao
3 years ago
ka_agaev
3 years ago
Ивано Иванов
3 years ago
titigil_spgrv
3 years ago
unnoheitai
3 years ago
gaygemon
3 years ago
titigil_spgrv
3 years ago
jack88merkin
3 years ago
plumber_ivanov
3 years ago
jack88merkin
3 years ago
plumber_ivanov
3 years ago
gaygemon
3 years ago
arbroath01
April 6 2021, 08:15:53 UTC 3 years ago
В любом более-менее цивилизованном современном государстве сносное существование каждому обеспечено в принципе, для этого вообще не нужно работать. С голода никто не умрет, в рубище ходить и под мостом ночевать не придется. И точно также очевидно, что с точки зрения бытового комфорта современные безработные находятся в лучшем положении, чем средневековая знать.
И? О чем пост-то?
titigil_spgrv
April 6 2021, 10:22:43 UTC 3 years ago
arbroath01
3 years ago
alex_garad
3 years ago
arbroath01
3 years ago
alex_garad
3 years ago
arbroath01
3 years ago
alex_garad
3 years ago
arbroath01
3 years ago
Максим Суворов
3 years ago
arbroath01
3 years ago
petrucchio
April 6 2021, 08:17:03 UTC 3 years ago
gorelovairina
April 7 2021, 02:46:13 UTC 3 years ago
dataneversleeps
April 6 2021, 08:23:35 UTC 3 years ago
По существу тема не стоит обсуждения.
Учиться есть возможность? — да.
Учиться можно всему? — не бесплатно.
Бесплатное образование? — пока ещё есть.
salvator_vals
April 6 2021, 08:24:49 UTC 3 years ago
Это преувеличение. Бедность (как и другие проблемы) отбирает ментальные ресурсы и затрудняет обучение, хотя и не делает его невозможным.
В свое время я сделал похожую ошибку. Я учил финский язык в группе из 20 человек и большинство из них казалось мне лентяями.
Через несколько лет у меня родился ребенок и мои способности к чему-либо резко снизились. Тут я вспомнил, что у многих бывших соучеников были маленькие дети и стал к ним относиться по-другому. Хотя некоторые все-равно были лентяями.
cansee
April 6 2021, 08:29:42 UTC 3 years ago
Относительно стимулов к тому, чтобы учиться работать и зарабатывать — тут вы правы. А вот относительно того, чтобы учиться вообще хоть чему-то — это большая часть людей всё равно будет делать. И сейчас некоторые осваивают, например, программирование просто потому, что интересно. В частности, один из разработчиков ядра Линукс работал анестезиологом, а программировал для хобби.
Даже компьютерным играм надо учиться. Чтобы хорошо играть, допустим, в Доту или Лигу Легенд, надо отыграть не одну сотню игр, сделать выводы из своих ошибок, научиться продумывать конкретные ситуации и т.д.
Что касается работы — разумеется, очень многие на неё плюнут. Ради чего тратить большую часть своей жизни на что-то нудное и неинтересное, когда можно всё время заниматься только тем, что нравится? Но, с другой стороны, те, кто всё же будет работать, окажутся в более выигрышном положении, чем сейчас. Люди будут элитой только по факту того, что они работают. Сейчас если человек работает таксистом — то ничего необычного в этом нет, это обыденность. В будущем если человек сможет устроиться таксистом — это будет означать, что он каким-то образом смог выиграть конкуренцию у роботов, за счёт чего-то смог их очень сильно превзойти. Настолько, что ему готовы платить немалые деньги за работу. Это будет не просто таксист, а "таксист 80 уровня" :)
lenao
April 6 2021, 09:01:04 UTC 3 years ago
Если работа не по душе — почему не поискать другую?
Проблема в том, что у нас в минталитете страдать, работать на нелюбимой работе, тянуть детей...
salvator_vals
3 years ago
lenao
3 years ago
ladycat65
3 years ago
lenao
3 years ago
jack88merkin
3 years ago
lenao
3 years ago
salvator_vals
3 years ago
lenao
3 years ago
salvator_vals
3 years ago
lenao
3 years ago
salvator_vals
3 years ago
lenao
3 years ago
swanq
3 months ago
lenao
3 months ago
titigil_spgrv
3 years ago
lenao
3 years ago
ladycat65
3 years ago
statistiki
3 years ago
gaygemon
3 years ago
statistiki
3 years ago
cansee
3 years ago
tanatriel
3 years ago
cansee
3 years ago
tanatriel
3 years ago
ardelfi
April 6 2021, 08:31:53 UTC 3 years ago
У "еврейских мам" такой проблемы нет. У "китайских мам" такая проблема вызовет недоумение.
drugman2013
April 6 2021, 08:36:34 UTC 3 years ago
gaygemon
April 6 2021, 10:13:58 UTC 3 years ago
drugman2013
3 years ago
igor_sabadah
3 years ago
alga
3 years ago
abienscumvento
April 6 2021, 08:38:52 UTC 3 years ago
hunterms
April 6 2021, 08:42:50 UTC 3 years ago Edited: April 6 2021, 08:44:48 UTC
Читатели пишут, что бедности у нас больше нет
А росстат уверен в обратном. Многие десятки миллионов у нас бедные. Даже нищих, которые судя по контексту подразумеваются, больше десяти миллионов
Он может себе позволить учиться.
Похоже господин теоретик не понимает кто у нас в стране нищие. Это
а) Семьи с маленькими детьми. Тут проблема не в деньгах, а в времени и силах, которые дети отнимают.
б) Люди с проблемами со здоровьем.
в) Опустившиеся маргиналы.
Да, технически все три эти категории по деньгам имеют возможность учиться. Однако проблема куда глубже и оптимист, похоже, этого не понимает.
statistiki
April 6 2021, 08:45:12 UTC 3 years ago Edited: April 6 2021, 08:54:20 UTC
Рекомендую. Достопен не только петербуржцам, но и детям из любой точки мира.
На самом деле есть стеклянный потолок, и этот потолок создают сами люди.
Вот Вы опубликовали недавно моё письмо про детство в семье алкоголиков и один из комментаторов на Яндекс дзене написал огромный комментарий, почему он "не верит" в достоверность моей истории. Причиной "не верю" было в том числе то, что моя подруга может себе позволить отправить ребёнка в Италию. ("вот так легко подружились девочка из алкоголических низов с обеспеченной эстеткой"). И ведь это реально стеклянный потолок.
Учёба в Италии, Германии, Чехии — это довольно часто вполне доступно (стоит либо реально недорого, либо бесплатно). Нужно просто начать готовиться за несколько лет до поступления. Например, начать выступать на олимпиадах, хорошо учиться.
Касательно моей подруги, которая хочет отправить ребёнка в Италию — то у неё четверо детей (12 лет, 5 лет, 3 года, 1,5 года), один из которых тяжёлый инвалид. У неё на руках лежачая мать. Муж её, к глубочайшему сожалению, никак не может наладить свой бизнес (не хватает организованности ему). Подруга 6 лет в декрете, но есть две квартиры, которые сдаются. Им хватает денег на еду, одежду, репетитора для сына. На бытовую технику/ремонт им нужно откладывать деньги (хотя и недолго). И да, она может себе позволить отправить ребёнка на учёбу в Италию.
И это товарищ называет "обеспеченной эстеткой".
***
При этом отмечу, что не считаю чем-то сверхъестественным западное образование. Может быть наши провинциальные вузы и проигрывают немецким, но хорошие, сильные, старые вузы (МГУ, СПбГУ, МФТИ и проч) дадут фору европейским/американским.
arbroath01
April 6 2021, 09:33:34 UTC 3 years ago
statistiki
3 years ago
jack88merkin
3 years ago
titigil_spgrv
3 years ago
statistiki
3 years ago
john_f_nash
April 6 2021, 08:49:19 UTC 3 years ago Edited: April 6 2021, 08:50:11 UTC
Книги сейчас достаточно дороги.
Я жене покупал набор медицинских справочников со скидками и т.п.
Тысяч 12 что-ли ушло. При этом часть справочников надо регулярно обновлять.
Сами врачи себе такое почти не покупают.
А в остальном, да, те профессии, которые можно освоить через интернет сейчас стали доступнее.
Современные технологии в образовании — это что-то фантастическое.
У врачей, например, есть курсы повышения квалификации с использованием очков виртуальной реальности.
Ну, ради такого я эти самые очки покупать не буду. Благо есть знакомые, у кого их можно одолжить.
Но вообще всё это впечатляет.
statistiki
April 6 2021, 08:57:21 UTC 3 years ago
gaygemon
3 years ago
statistiki
3 years ago
ladycat65
3 years ago
titigil_spgrv
3 years ago
statistiki
3 years ago
arbroath01
3 years ago
john_f_nash
3 years ago
statistiki
3 years ago
john_f_nash
3 years ago
statistiki
3 years ago
arbroath01
3 years ago
statistiki
3 years ago
arbroath01
3 years ago
statistiki
3 years ago
arbroath01
3 years ago
statistiki
3 years ago
arbroath01
3 years ago
statistiki
3 years ago
arbroath01
3 years ago
statistiki
3 years ago
arbroath01
3 years ago
statistiki
3 years ago
john_f_nash
3 years ago
statistiki
3 years ago
arbroath01
3 years ago
statistiki
3 years ago
john_f_nash
3 years ago
john_f_nash
3 years ago
john_f_nash
3 years ago
john_f_nash
3 years ago
arbroath01
3 years ago
rivervv
April 6 2021, 08:57:27 UTC 3 years ago
Нужно ломать эту систему. Ребенок должен понимать, что такое ответственность. Две двойки в четверти? Вызываются родители, ставятся в известность о том, что их сынок лоботряс. Получите, распишитесь. Если такие оценки будут повторятся, то вылетит он из нормальной школы пинком под жопу. Где будет учиться дальше? В спецшколу отправим, в интернат, а потом пусть в армию идет. Чем больше там дубов, тем крепче наша оборона.
Но для этого нужно, чтобы школа перестала получать от государства деньги в зависимости от количества учеников. Нужна нормальная независимая система контроля, а ее нет. ЕГЭ тут не поможет, потому что это обычный тест по определенным темам. В последнее время начали что-то такое придумывать с демо-экзаменами, но это тоже фигня. Ну допустим, показал экзамен, что ученики нихрена не знают — что дальше? Их ведь все равно из школы не выгонят, поэтому детям результат будет по щиколотки. Сейчас же школе выгоднее уволить преподавателя, который что-то от детей и родителей требует, чем выгнать ученика. Ведь препод — это расходы на зарплату, а за ученика деньги платит государство. Что выберет директор — очевидно.
ladycat65
April 6 2021, 10:27:00 UTC 3 years ago
statistiki
3 years ago
rivervv
3 years ago
dancing_apsara
3 years ago
ivankravtsov
3 years ago
rivervv
3 years ago
ivankravtsov
3 years ago
ctakan_divanych
3 years ago
livejournal
April 6 2021, 09:32:56 UTC 3 years ago
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →