Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Есть ли в России возможность учиться?



Читатели пишут, что бедности у нас больше нет. Если раньше бедный человек вынужден был тратить всё своё время, чтобы заработать на кусок чёрствого хлеба, а тихого и тёплого места для занятий у него не было, то теперь эта проблема надёжно ушла в прошлое.

Читатели полагают, что обычный восьмичасовой рабочий день обеспечивает в России сносное существование каждому: иногда с невкусной едой и в немодной одежде, но со всеми возможностями для учёбы. Стоять после работы в очередях больше не надо, компьютер с интернетом можно найти чуть ли не на помойке, читальные залы библиотек обеспечивают и уютное место для занятий, и современный набор обучающих книг.

Цитирую дискуссию из комментариев:

https://olegmakarenko.ru/2100023.html?thread=796379447#t796379447

Konstantin Pulin. Раньше бедность была препятствием, сейчас нет. Потому что понятие "бедность" сильно изменилось. Раньше бедный человек — это без обуви и без еды. Который работает по 12-15 часов в сутки и действительно не может позволить себе купить учебники.

Сейчас бедный отличается от богатого тем, что носит дешевую обувь и одежду, а не дорогую. Но принципиально обувь и одежда у человека есть. Он может себе позволить учиться. Бедные ездят на школьных автобусах или общественном транспорте. Богатых детей подвозят родители на личном авто. Но принципиально транспорт есть. Не надо пешком идти 10 км в школу (раздетым и без обуви), чтобы учиться. Бедные скачивают пиратские курсы и лекции с интернета. Богатые могут себе купить и бумажные книги. Причем в богатых переплётах. Но принципиальной разницы нет. Компьютеры для учебы также есть у всех. Нет проблем купить подержанный ноутбук дешевле 10 тысяч рублей. В то время как богатый будет учиться на игровом ПК за 200 тысяч рублей. Но принципиальной разницы нет. Телефон для связи тоже есть у всех. Можно купить звонилку за тысячу, а не айфон за 50-100 тысяч.

Наоборот, это у богатых проблема учиться. У них стимулов нет учиться. В то время как у бедных есть стимул купить айфон, игровой ПК, хорошую одежду. И при этом есть все (материальные) условия для того, чтобы учиться. Бедность/богатство зависят только от отношения к деньгам. Если богатый человек тратит больше, чем зарабатывает, то он станет бедным. Если бедный человек тратит меньше, чем зарабатывает, то он разбогатеет. И относиться к тратам надо как к инвестициям, а не как к расходам.


rus_logic. Таки да. Наш современник, который «ой я бедный, я плохо живу» — объективно по качеству жизни с запасом обгоняет средневековую знать. И верхний средний класс столетней давности — тоже обгоняет.


temernik_owen. В целом правильно, но есть нюансы. Чтобы получить доступ к школьному образованию выше среднего, надо-таки за это платить, часто немало. Например, в школе, где учитель года Гуров преподаёт математику, надо платить 30 тысяч в месяц. В школе, где Гуров вел только допы к ЕГЭ, надо было платить в 5-6 раз меньше. За год допзанятий у Гурова 1 раз в неделю моя дочь подготовилась по математике лучше, чем за несколько предыдущих лет (в двух школах, входящих в первую десятку по городу), и без всяких репетиторов. Представьте теперь уровень знания математики у тех учеников, кому Гуров преподает каждый день. Хотя, вроде бы, математика одинаковая в любом уголке Вселенной, но преподаватели — разные. Понятно, что у Гурова учатся мотивированные дети, но и среди мотивированных происходит ранжировка по платежеспособности родителей.

Я ни в коем случае не за «отнять и поделить». Просто констатирую факт.

По богатству и тратам. Знаете пословицу «от трудов праведных не наживешь палат каменных»? Это о том, что богатство невозможно заработать (собственным трудом), а можно только создать, через прибыль, которую можно получить, только имея капитал (начальный, вторичный или третичный — неважно). И у выходца из богатой семьи он есть. Конечно, если сильно постараться, то промотать можно любое богатство. Но, имея, условно, миллиард, можно вообще без никаких талантов и трудолюбия иметь 50 млн в год просто от депозита, вообще никак не напрягаясь. А если миллиард не один… И миллиарды при этом остаются миллиардами, на преумножение более дельным внукам, если что. Выходцу из не то что бедной, даже из средней семьи без собственных талантов и труда такое никогда не светит. И чем беднее семья, тем больше усилий требуется человеку на достижение даже просто нормального уровня жизни. Кто-то уже привел пример про бегунов, стартующих на разном расстоянии от финиша. Лучше и не скажешь.


Konstantin Pulin. Согласен, что дети не рождаются в одинаковых условиях. И старт у людей разный. Но:

1. Старт для бедных за последние 100 лет сильно облегчен. Да и «условия бега» стали гораздо легче, на порядок легче. Убрали почти все препятствия. На первое место выходит собственная мотивация, а не окружающие условия, в то время как ещё 100 лет назад было наоборот: условия определяли почти всё, а от собственных усилий мало что зависело.

2. Что подразумевать под финишем? Стать миллиардером, который будет жить на проценты? Тогда да, у бедных практически нет шансов. Дети миллиардеров уже рождаются на финише. Получили наследство и всё, считай, что финишировал. Но все не могут быть миллиардерами по определению. 99% населения должны работать, создавать что-то полезное в жизни. Оказывать какие-то услуги. С этой точки зрения финиш недостижим в принципе для 99% населения. И надо говорить не о финише, а о комфортности бега по жизни. А вот комфортность бега для бедных улучшилась в разы — смотри пункт первый. А если говорить о комфортности бега, то какая разница, кто как далеко стартовал от финиша? Если для 99% он недостижим? Ну будет кто-то бежать впереди и ускоряться. Ну и что? А бедный при этом будет бежать медленнее, отставать, но почти в таких же комфортных условиях.

Я вижу обратную проблему. Общество так хорошо научилось создавать материальные блага, что уже не надо никак напрягаться, чтобы выжить. В США десятки миллионов людей живут на пособия. В Европе задумываются о безусловном доходе. Даже в «бедной России» из-за карантина почти весь 2020 год раздавали пособия по безработице просто так. И пособия на детей тоже. На которые можно жить. Последний строй, в котором была статья за тунеядство, рухнул в 1991 году. Зачем напрягаться лентяям? Мировой ВВП удваивается раз в 30 лет. С учётом роста населения уровень жизни удваивается раз в 50 лет. Через 100 лет те же пособия будут в 4 раза выше. А автоматизация и роботизация ещё сильней облегчат труд человека. Уровень удовольствий от той же виртуальной реальности будет зашкаливать. С каждым годом будет всё сложней создавать стимулы для людей учиться чему-то, стремиться к чему-то, вместо получения удовольствий и жизни на пособия.

Вот вы пишите про стоимость занятий у Гурова. А у него видеолекции есть? Если нет, то будут. Если нет пиратских, то появятся. И всем будут они доступны. И не только его, а сотен отличных математиков на любой вкус. Он же не единственный в стране хороший педагог, правда? Проблемой будет заставить ребёнка их слушать, создать мотивацию учиться математике, вместо получения удовольствий, при том, что всё будет доступно.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 209 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

miutu

April 6 2021, 08:12:56 UTC 3 years ago Edited:  April 6 2021, 08:13:20 UTC

Сейчас курсы на любой вкус можно купить на каком-нибудь Удеми за 999 р по любому направлению, начиная от АнрилЭнжина и Блендера до Как плести бисер и Как избавиться от инстаграмм-зависимости. Плюс торренты. Вообще, в наше время стало так комфортно жить (по сравнению с прошлыми годами), что постоянное обучение это единственное что осталось действительно ценного.
Ага, именно поэтому после упоминания курсов от юдеми и прочих курсер перед соискателем с треском захлопывается дверь

ladycat65

3 years ago

flayverr

3 years ago

eva_elina

3 years ago

belozerov1

3 years ago

miutu

3 years ago

awadd0n

3 years ago

statistiki

3 years ago

awadd0n

3 years ago

statistiki

3 years ago

statistiki

3 years ago

mrumka

April 6 2021, 08:14:50 UTC 3 years ago Edited:  April 6 2021, 08:15:30 UTC

В процесс обучения во главу угла сейчас ставят ребенка, а должен быть учитель, а так же должна быть идеологическая цель зачем учиться. Вот советской России она была, сейчас ее нет и цена образования падает в том числе благодаря этому блогу, где утверждается что кроме курсов самообучения ничего не нужно. Достаточно инструкции по применению и все получится. ;)

Учиться ради того, чтобы компенсировать своими уступками (читай — платить и каяться) "угнетение" "брацким народам"?

Хорошо, что больше у нас такой цели нет.

mrumka

3 years ago

jack88merkin

3 years ago

titigil_spgrv

3 years ago

jack88merkin

3 years ago

Deleted comment

jack88merkin

3 years ago

Deleted comment

alga

3 years ago

rootadmin

3 years ago

jack88merkin

3 years ago

masteremptiness

3 years ago

ka_agaev

3 years ago

lenao

3 years ago

ka_agaev

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

titigil_spgrv

3 years ago

unnoheitai

3 years ago

gaygemon

3 years ago

titigil_spgrv

3 years ago

jack88merkin

3 years ago

plumber_ivanov

3 years ago

jack88merkin

3 years ago

plumber_ivanov

3 years ago

gaygemon

3 years ago

«Читатели полагают, что обычный восьмичасовой рабочий день обеспечивает в России сносное существование каждому»

В любом более-менее цивилизованном современном государстве сносное существование каждому обеспечено в принципе, для этого вообще не нужно работать. С голода никто не умрет, в рубище ходить и под мостом ночевать не придется. И точно также очевидно, что с точки зрения бытового комфорта современные безработные находятся в лучшем положении, чем средневековая знать.

И? О чем пост-то?
В 2020-м от голода страдало порядка 9% населения Земли. Видимо, эти 9% живут в неправильных государствах.

arbroath01

3 years ago

alex_garad

3 years ago

arbroath01

3 years ago

alex_garad

3 years ago

arbroath01

3 years ago

alex_garad

3 years ago

arbroath01

3 years ago

arbroath01

3 years ago

Учиться возможность-то может и есть, вопрос только — зачем? :))
если у человека есть ответ на вопрос — зачем он живет, то и на вопрос — "зачем учиться?" он ответит. А если ответов нет... то никто ему не поможет. Смысл жизни каждый находит сам. Чужой смысл не усваивается.
Тема закона о просветительской деятельности не раскрыта.

По существу тема не стоит обсуждения.
Учиться есть возможность? — да.
Учиться можно всему? — не бесплатно.
Бесплатное образование? — пока ещё есть.
> Раньше бедность была препятствием, сейчас нет.

Это преувеличение. Бедность (как и другие проблемы) отбирает ментальные ресурсы и затрудняет обучение, хотя и не делает его невозможным.
В свое время я сделал похожую ошибку. Я учил финский язык в группе из 20 человек и большинство из них казалось мне лентяями.
Через несколько лет у меня родился ребенок и мои способности к чему-либо резко снизились. Тут я вспомнил, что у многих бывших соучеников были маленькие дети и стал к ним относиться по-другому. Хотя некоторые все-равно были лентяями.
Уровень удовольствий от той же виртуальной реальности будет зашкаливать. С каждым годом будет всё сложней создавать стимулы для людей учиться чему-то, стремиться к чему-то, вместо получения удовольствий и жизни на пособия.
Относительно стимулов к тому, чтобы учиться работать и зарабатывать — тут вы правы. А вот относительно того, чтобы учиться вообще хоть чему-то — это большая часть людей всё равно будет делать. И сейчас некоторые осваивают, например, программирование просто потому, что интересно. В частности, один из разработчиков ядра Линукс работал анестезиологом, а программировал для хобби.
Даже компьютерным играм надо учиться. Чтобы хорошо играть, допустим, в Доту или Лигу Легенд, надо отыграть не одну сотню игр, сделать выводы из своих ошибок, научиться продумывать конкретные ситуации и т.д.
Что касается работы — разумеется, очень многие на неё плюнут. Ради чего тратить большую часть своей жизни на что-то нудное и неинтересное, когда можно всё время заниматься только тем, что нравится? Но, с другой стороны, те, кто всё же будет работать, окажутся в более выигрышном положении, чем сейчас. Люди будут элитой только по факту того, что они работают. Сейчас если человек работает таксистом — то ничего необычного в этом нет, это обыденность. В будущем если человек сможет устроиться таксистом — это будет означать, что он каким-то образом смог выиграть конкуренцию у роботов, за счёт чего-то смог их очень сильно превзойти. Настолько, что ему готовы платить немалые деньги за работу. Это будет не просто таксист, а "таксист 80 уровня" :)
Вообще работа — это создание чего-то нужного и полезного. Как она может быть не интересной?

Если работа не по душе — почему не поискать другую?

Проблема в том, что у нас в минталитете страдать, работать на нелюбимой работе, тянуть детей...

salvator_vals

3 years ago

lenao

3 years ago

ladycat65

3 years ago

lenao

3 years ago

jack88merkin

3 years ago

lenao

3 years ago

salvator_vals

3 years ago

lenao

3 years ago

salvator_vals

3 years ago

lenao

3 years ago

salvator_vals

3 years ago

lenao

3 years ago

swanq

3 months ago

lenao

3 months ago

titigil_spgrv

3 years ago

lenao

3 years ago

ladycat65

3 years ago

statistiki

3 years ago

gaygemon

3 years ago

statistiki

3 years ago

cansee

3 years ago

tanatriel

3 years ago

cansee

3 years ago

tanatriel

3 years ago

> Проблемой будет заставить ребёнка их слушать, создать мотивацию учиться математике, вместо получения удовольствий

У "еврейских мам" такой проблемы нет. У "китайских мам" такая проблема вызовет недоумение.
А раньше-то возможности учиться не было, слава современной России, теперь куском черствого хлеба обеспечены гарантированно!
Сильно зависело от родителей. И от выбранной специальности. Если для учёбы был нужен только карандаш, как в математике, всё было ок и в СССР. А вот выучиться на видеооператора или автогонщика...

drugman2013

3 years ago

igor_sabadah

3 years ago

alga

3 years ago

Бедность отнимает время. Чтобы свести концы с концами приходится самому делать то, что можно купить или нанять кого-то.

hunterms

April 6 2021, 08:42:50 UTC 3 years ago Edited:  April 6 2021, 08:44:48 UTC

Конечно есть. Но есть ли смысл. Зачем учиться, если Россия и так впереди планеты всей по уровню образования населения, но ближе ко дну по числу рабочих мест, где всё это требуется. Обещание ВВП создать 25 миллионов высокотехнологичных мест как всегда провалилось, дополнив гору предыдущих обманов. Не, агитаторы конечно могут привести много единичных примеров, что кто-то обучился и стал жить лучше. Но оппонент с системным мышлением в ответ расскажет об ошибке выжившего и трагедии общих ресурсов.
Читатели пишут, что бедности у нас больше нет
А росстат уверен в обратном. Многие десятки миллионов у нас бедные. Даже нищих, которые судя по контексту подразумеваются, больше десяти миллионов
Он может себе позволить учиться.
Похоже господин теоретик не понимает кто у нас в стране нищие. Это
а) Семьи с маленькими детьми. Тут проблема не в деньгах, а в времени и силах, которые дети отнимают.
б) Люди с проблемами со здоровьем.
в) Опустившиеся маргиналы.
Да, технически все три эти категории по деньгам имеют возможность учиться. Однако проблема куда глубже и оптимист, похоже, этого не понимает.

statistiki

April 6 2021, 08:45:12 UTC 3 years ago Edited:  April 6 2021, 08:54:20 UTC

Пользуясь случаем — есть в сети абсолютно бесплатные видеозаписи Георгия Игоревича Вольфсона, талантливейшего учителя математики, выпускника матмеха СПбГУ. Сами посмотрите, как он объясняет дроби на примере пиццы. Вот бы мне кто-то так объяснял математику!
Рекомендую. Достопен не только петербуржцам, но и детям из любой точки мира.

На самом деле есть стеклянный потолок, и этот потолок создают сами люди.
Вот Вы опубликовали недавно моё письмо про детство в семье алкоголиков и один из комментаторов на Яндекс дзене написал огромный комментарий, почему он "не верит" в достоверность моей истории. Причиной "не верю" было в том числе то, что моя подруга может себе позволить отправить ребёнка в Италию. ("вот так легко подружились девочка из алкоголических низов с обеспеченной эстеткой"). И ведь это реально стеклянный потолок.
Учёба в Италии, Германии, Чехии — это довольно часто вполне доступно (стоит либо реально недорого, либо бесплатно). Нужно просто начать готовиться за несколько лет до поступления. Например, начать выступать на олимпиадах, хорошо учиться.
Касательно моей подруги, которая хочет отправить ребёнка в Италию — то у неё четверо детей (12 лет, 5 лет, 3 года, 1,5 года), один из которых тяжёлый инвалид. У неё на руках лежачая мать. Муж её, к глубочайшему сожалению, никак не может наладить свой бизнес (не хватает организованности ему). Подруга 6 лет в декрете, но есть две квартиры, которые сдаются. Им хватает денег на еду, одежду, репетитора для сына. На бытовую технику/ремонт им нужно откладывать деньги (хотя и недолго). И да, она может себе позволить отправить ребёнка на учёбу в Италию.
И это товарищ называет "обеспеченной эстеткой".


***
При этом отмечу, что не считаю чем-то сверхъестественным западное образование. Может быть наши провинциальные вузы и проигрывают немецким, но хорошие, сильные, старые вузы (МГУ, СПбГУ, МФТИ и проч) дадут фору европейским/американским.
Видите ли какая штука. С одной стороны, какую личную историю ни опубликуй, всегда найдутся те, кто усомнится в ее достоверности. Но, с другой стороны, и это гораздо более важно, смысл вообще не в том, могут ли родители с 4 детьми, один из которых инвалид, с лежачей матерью, неработающим мужем и в декрете, направить одного из детей (да хоть бы и всех) учиться в Италию (или, скажем, в МГУ). Речь ведь тогда, если мне не изменяет память, шла совсем о другом — влиянии стартовых условий на вероятность жизненного успеха. И несмотря на какие угодно истории про добившихся успеха людей, имевших неблагоприятные стартовые условия, и безусловную вашу правоту про стеклянный потолок, утверждение "чем лучше стартовые условия, тем выше вероятность успеха" является абсолютной истиной. Причем, она очевидна, положа руку на сердце, всем. Поэтому вся эта тема вообще высосана из пальца.

statistiki

3 years ago

jack88merkin

3 years ago

titigil_spgrv

3 years ago

statistiki

3 years ago

john_f_nash

April 6 2021, 08:49:19 UTC 3 years ago Edited:  April 6 2021, 08:50:11 UTC

> Богатые могут себе купить и бумажные книги.

Книги сейчас достаточно дороги.
Я жене покупал набор медицинских справочников со скидками и т.п.
Тысяч 12 что-ли ушло. При этом часть справочников надо регулярно обновлять.

Сами врачи себе такое почти не покупают.

А в остальном, да, те профессии, которые можно освоить через интернет сейчас стали доступнее.

Современные технологии в образовании — это что-то фантастическое.
У врачей, например, есть курсы повышения квалификации с использованием очков виртуальной реальности.
Ну, ради такого я эти самые очки покупать не буду. Благо есть знакомые, у кого их можно одолжить.
Но вообще всё это впечатляет.
Попробуйте покупать через совместные закупки. 10 врачей собрались, обратились в издательство и уже набор справочников стоит не 12 тысяч, а 6000.

gaygemon

3 years ago

statistiki

3 years ago

ladycat65

3 years ago

titigil_spgrv

3 years ago

statistiki

3 years ago

arbroath01

3 years ago

john_f_nash

3 years ago

statistiki

3 years ago

john_f_nash

3 years ago

statistiki

3 years ago

arbroath01

3 years ago

statistiki

3 years ago

arbroath01

3 years ago

statistiki

3 years ago

arbroath01

3 years ago

statistiki

3 years ago

arbroath01

3 years ago

statistiki

3 years ago

arbroath01

3 years ago

statistiki

3 years ago

arbroath01

3 years ago

statistiki

3 years ago

john_f_nash

3 years ago

statistiki

3 years ago

arbroath01

3 years ago

statistiki

3 years ago

john_f_nash

3 years ago

john_f_nash

3 years ago

john_f_nash

3 years ago

john_f_nash

3 years ago

arbroath01

3 years ago

Надо смотреть на проблему шире. Тут правильно сказано, что ребенка сложно мотивировать к учебе, если вокруг полно удовольствий. Он просто не понимает, зачем это нужно. Ну неуч — ну и что? Полно дураков вокруг и все как-то живут. И эту точку зрения наша средняя школа поневоле закрепляет: "Мне это не нужно!" Ведь никого оттуда не выгонят, все получат свою справку и дальше пойдут в колледж, где повторится та же самая история.
Нужно ломать эту систему. Ребенок должен понимать, что такое ответственность. Две двойки в четверти? Вызываются родители, ставятся в известность о том, что их сынок лоботряс. Получите, распишитесь. Если такие оценки будут повторятся, то вылетит он из нормальной школы пинком под жопу. Где будет учиться дальше? В спецшколу отправим, в интернат, а потом пусть в армию идет. Чем больше там дубов, тем крепче наша оборона.
Но для этого нужно, чтобы школа перестала получать от государства деньги в зависимости от количества учеников. Нужна нормальная независимая система контроля, а ее нет. ЕГЭ тут не поможет, потому что это обычный тест по определенным темам. В последнее время начали что-то такое придумывать с демо-экзаменами, но это тоже фигня. Ну допустим, показал экзамен, что ученики нихрена не знают — что дальше? Их ведь все равно из школы не выгонят, поэтому детям результат будет по щиколотки. Сейчас же школе выгоднее уволить преподавателя, который что-то от детей и родителей требует, чем выгнать ученика. Ведь препод — это расходы на зарплату, а за ученика деньги платит государство. Что выберет директор — очевидно.
Увы, но не могу не согласиться. На детей сейчас вообще нет управы, особенно если у них яжродители. Какое-то чмо может терроризировать весь класс, регулярно срывать уроки, а его даже из класса выставить нельзя — как же, дитачка будет без присмотра минут 15-20. Не говоря уже про отчисление из школы с последующим обязательным трудоустройством (чтоб у родителей на шее не прохлаждались).

statistiki

3 years ago

rivervv

3 years ago

dancing_apsara

3 years ago

ivankravtsov

3 years ago

rivervv

3 years ago

ivankravtsov

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →