Зачем чертить кривые схемы задубевшими пальцами в мятых конспектах, если напитываться знаниями в наше время можно уже из дома, сидя в тёплом кресле и держа на коленях кота? Дистанционное образование имеет массу очевидных плюсов — можно учиться в своём темпе, выбирать лучшие курсы у лучших преподавателей мира, при этом получать всё это за совершенно смешные деньги.
Вместе с тем есть и другое мнение. Мой давний читатель, действующий научный работник, полагает, что хоть онлайн-обучение и перспективно, однако и традиционное образование не стоит списывать со счетов. Так, к примеру, у настоящих инженеров пока что нет иной альтернативы, кроме как ходить ногами в настоящий вуз.
Публикую письмо:
Увидел твою публикацию, позволю себе сказать пару слов как человек, уже много лет преподающий в вузе.
Выучить язык программирования на онлайн-курсах действительно возможно. Вместе с тем в среде профессионалов технического образования давно распространено мнение, что обычных программистов надо готовить в ПТУ, и что так не делают преимущественно по психологическим и политическим причинам.
У инженеров всё с точностью до наоборот по сравнению с чистыми программистами. Приведу навскидку пример не совсем из своей области, но из той, где это очевидно будет почти всем. Специалисту, например, по проектированию робототехники, даже если это бакалавр без специализации в конкретном виде роботов, абсолютно необходимо изучить, помимо прочего, следующую цепочку дисциплин:
математический анализ —> ряды + кратные интегралы —> теория функций комплексных переменных —> теория автоматического регулирования классическая (она вся на комплексных числах) —> то же с дискретным (цифровым) регулированием).
Каждая из этих дисциплин требует минимум семестр для изучения, если, конечно, только ею не заниматься, плюс два непростых курсовых проекта (работы) по последним двум. Итого уже 5 семестров, прибавить диплом и получается практически бакалавриат. А помимо этого робототехнику никак не обойтись без следующих дисциплин:
— инженерная и компьютерная графика и начертательная геометрия – для чтения и рисования чертежей, причем эти дисциплины, кроме компьютерной графики, крайне неудобны для дистанционного обучения;
— материаловедение — чтобы хотя бы примерно понимать, какую сталь или не сталь использовать;
— теория механизмов и машин — для умения проектировать кинематику хитрых манипуляторов и т.п. (семестр теории и семестр — курсовой для получения минимальных навыков);
— сопротивление материалов (в идеале ещё и строительная механика) — чтобы иметь возможность рассчитать прочность деталей робота;
— механика сплошной среды — чтобы иметь возможность рассчитывать всё то же самое не по-быстрому на коленке, а с помощью специальных программ;
— детали машин, чтобы понимать, как ставить подшипники и т. п.: семестр теории и семестр курсового проекта, чтобы хоть какие-то навыки получить;
— электротехника — чтобы иметь представление об основах электропривода;
— гидравлика и пневматика — то же и о других видах приводов;
— спецкурс по датчикам, используемым в робототехнике;
— введение в специальность — обзорный курс по робототехнике;
— технология машиностроения (теория + курсовой проект) чтобы понимать что можно сделать, а что нет и как проектировать так, чтобы это было удобно изготовить;
— программирование на С (применительно к микроконтроллерам в основном);
— химия — вопросы связанные с коррозией различных материалов и методами защиты от неё;
— правоведение — основы патентного и авторского права;
— дипломное проектирование.
И на самом деле много чего ещё менее очевидного. Так уж вышло, что в этом направлении учить надо куда больше, чем не то что в программировании, а даже, например, в экономике. При этом для нормальной работы нужны ещё и спецкурсы по отдельным видам робототехники, которые в 4 года втиснуть невозможно. Именно поэтому в технических вузах на большинстве специальностей должны быть одни специалисты. То же, видимо, относится и к медикам.
За это время необходимо пройти около 100 зачётов и экзаменов, а соответственно и курсов. Вот и скажи, положив руку на сердце, хватило бы ли тебе душевных сил 5-6 лет подряд тратить почти все время на такое количество курсов?
Именно поэтому ажиотаж вокруг интернет-образования был чуть раньше, пока не выяснилось, что процент доучившихся с его помощью получается крайне низким. По специальностям, где нужно специальное оборудование, нормально учиться таким образом вообще невозможно. И есть ещё куча ограничений, благодаря которым основную часть специальных дисциплин по инженерным специальностям так преподавать не получается. Поэтому вот совсем массовым оно в ближайшие десятилетия точно не будет. Вопрос уже хорошо изучен, поскольку это направление поддерживается, в том числе и министерством, в основном в этом (ссылка) направлении, но дело там в обозримом будущем сведется только к смешанному образованию, когда некоторая часть дисциплин может стать дистанционной.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
frost_11
January 7 2021, 08:08:26 UTC 3 years ago
lozhkamyoda_80
January 7 2021, 08:09:52 UTC 3 years ago
frost_11
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
frost_11
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
frost_11
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
frost_11
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
frost_11
3 years ago
75dc287ea30b451
3 years ago
titigil_spgrv
3 years ago
vnukkulaka
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
vnukkulaka
3 years ago
gekkkon
3 years ago
Ивано Иванов
3 years ago
gekkkon
3 years ago
vnukkulaka
3 years ago
gekkkon
3 years ago
ctakan_divanych
3 years ago
gekkkon
3 years ago
ctakan_divanych
3 years ago
gekkkon
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
mvksim
3 years ago
imaled
3 years ago
mvksim
3 years ago
imaled
3 years ago
mvksim
3 years ago
Амир
3 years ago
frost_11
3 years ago
mefed47
3 years ago
frost_11
3 years ago
antonkachinskiy
3 years ago
frost_11
3 years ago
antonkachinskiy
3 years ago
melnikovvv
3 years ago
antonkachinskiy
3 years ago
melnikovvv
3 years ago
antonkachinskiy
3 years ago
lozhkamyoda_80
January 7 2021, 08:09:05 UTC 3 years ago Edited: January 7 2021, 08:11:43 UTC
Один человек: вы не понимаете, ощущать асфальт надо ногами.
Ну пусть ощущает. Зачем остальных мучать. Другое дело, что вопрос не только в дистанционном образовании, а в том, чтобы преподом был - ИИ, и чтобы эффект присутствия был полнее, вплоть до управления дроном.
frost_11
January 7 2021, 08:16:19 UTC 3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
frost_11
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
frost_11
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
frost_11
3 years ago
Амир
3 years ago
mefed47
3 years ago
gekkkon
3 years ago
mefed47
3 years ago
gekkkon
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
mefed47
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
mefed47
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
mefed47
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
melnikovvv
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
melnikovvv
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
melnikovvv
3 years ago
lozhkamyoda_80
3 years ago
melnikovvv
3 years ago
ogorelcev
January 7 2021, 08:14:29 UTC 3 years ago
В образовании ещё важна атмосфера, окружение, коммуникация, нарабатываемые связи
+ внешний контроль
gorelovairina
January 7 2021, 08:46:56 UTC 3 years ago
gaygemon
3 years ago
gorelovairina
3 years ago
ogorelcev
3 years ago
kafedra_online
3 years ago
ogorelcev
3 years ago
dmfff
January 7 2021, 08:23:56 UTC 3 years ago
В этой книге в одном единственном месте упоминаются экспериментальные результаты. Я имею в виду описание опыта с шариком, катящимся по наклонной плоскости. Сообщается, как далеко он укатится через одну секунду, две секунды, три секунды и т.д. Эти числа содержат "ошибки", т.е. на первый взгляд, кажется, что видишь экспериментальные данные. Все числа немного ниже или выше теоретических оценок. В книге даже говорится о необходимости учитывать экспериментальные ошибки - очень хорошо. Беда в том, что если вы станете вычислять величину ускорения свободного падения при помощи этих чисел, то получите правильный ответ. Hо если шарик действительно катится по наклонной плоскости, он непременно крутится, и, если вы на самом деле ставите такой опыт, это дает пять седьмых правильного ответа, так как часть энергии расходуется на вращение шарика. Так что эти единственные в книге "экспериментальные данные" - фальсификация. Hикто не запускал шарик, иначе невозможно было бы получить такие результаты.
m_maeglion8
January 7 2021, 10:15:21 UTC 3 years ago
Big Macintosh
3 years ago
frost_11
3 years ago
Big Macintosh
3 years ago
dmfff
3 years ago
mrumka
January 7 2021, 08:24:48 UTC 3 years ago Edited: January 7 2021, 08:25:22 UTC
Это мне напоминает байки про заочное образование. Его ещё называли заушным.
Те кто ходил в институт были специалистами, а те кто брал заочное были ... Иногда те кто закончил техникум были более подготовленные чем эти.
Так что не надо ля-ля про удаленные курсы. Если есть знания то их можно оттачивать, а так это чёс по ушам.
Мне мое непрофильное вузовское обучение очень пригодилось в жизни. Ни разу не жалею.
Ивано Иванов
January 7 2021, 10:10:30 UTC 3 years ago
Лишь немногие избранные умудрялись что-то "доставать". Разумеется, пересечение множеств "умеющих доставать" и учившихся на что-то соответствующие было совсем ничтожным.
nihdewcopatar
3 years ago
Ивано Иванов
3 years ago
roquefort_tln
3 years ago
mrumka
3 years ago
kafedra_online
3 years ago
ardelfi
January 7 2021, 08:33:51 UTC 3 years ago
Специалист спалился. Выпускника на интервью спросят какие PLC он умеет программировать, потому что вся промышленная робототехника работает на PLC. Нет, не слышали? Зато говнокодить на С специалисты учат за семестр, и последствия на всю жизнь.
iv_an_ru
January 7 2021, 09:08:46 UTC 3 years ago
i_love_dogs_4
3 years ago
ardelfi
3 years ago
iv_an_ru
3 years ago
ardelfi
3 years ago
kafedra_online
3 years ago
ardelfi
3 years ago
vnukkulaka
January 7 2021, 08:34:10 UTC 3 years ago Edited: January 7 2021, 08:39:04 UTC
Медицину тоже можно избавить от схоластики, если установить правило, что до поступления в медвуз абитуриент должен минимум год отработать в больнице/клинике. И продолжать работать параллельно с обучением, хотя бы по 2-4 часа в день.
При экономических факультетах просто обязателен бизнес-инкубатор, и ежегодный зачет по практическим успехам в малом бизнесе.
Агрономы моги бы кормить себя, но лучше весь вуз, зеленью/овощами/фруктами, избавляясь от учебной схоластики на вузовской ферме.
А зоотехники - яйцами, салом, сыром, шампиньонами, клубникой.
lozhkamyoda_80
January 7 2021, 08:42:25 UTC 3 years ago
i_love_dogs_4
3 years ago
gaygemon
3 years ago
i_love_dogs_4
3 years ago
ilia_kulikov
January 7 2021, 08:34:42 UTC 3 years ago Edited: January 7 2021, 08:34:56 UTC
rivervv
January 7 2021, 08:40:31 UTC 3 years ago
Хорошо, когда ты взрослый и ты мотивирован будущим успехом. Тогда тебе интересно учиться и ты действительно чего-то добьешься. Однако родители, как это не печально, в мотивации разбираются не особо. Возможно тот же самый преподаватель ВУЗа, на которого ссылаются в статье, недоумевает насчет своих детей: "Почему они такие идиоты? Наверное в маму удались!" - но мама тут не более виновата, чем он сам. Собственно, больше всего виновата школа, которая полностью скатилась на роль бебиситтера и которой целиком и полностью наплевать на учеников. Школьник отсидел урок, получил оценку - и дальше у его школьного учителя свои заботы.
Собственно, изо видов мотиваций в школе и осталась только оценочная. Но оценка давно уже не отражает абсолютно ничего. На знания ребенка всем (в том числе и его родителям) давно уже наплевать. Так что от замены современной российской школы дистанционным обучением никто ничего не потеряет.
gorelovairina
January 7 2021, 09:30:35 UTC 3 years ago
rivervv
3 years ago
gorelovairina
3 years ago
rivervv
3 years ago
gorelovairina
3 years ago
rivervv
3 years ago
sceptoparanoic
3 years ago
rivervv
3 years ago
sceptoparanoic
3 years ago
shredder_y
January 7 2021, 08:45:54 UTC 3 years ago
Если так широко брать, то и программирование в ПТУ нельзя учить - надо начинать издалека, с линейной алгебры (да пожирнее) и численных методов. Аппаратные архитектуры, принципы построения операционных систем, моделирование (а тут еще матана добавить) и т.д. Ну и на всех основных языках еще по курсачу.
Правда, говнокодить на питоне можно научиться за месяц, без задатков и бэкграунда. А, за полгода можно уже начать приносить пользу за деньги - главное, освоить современный подход к программированию (копировать со StackOverflow код из ответов, а не из вопросов).
gekkkon
January 8 2021, 12:24:28 UTC 3 years ago
jktur
January 7 2021, 08:50:11 UTC 3 years ago
rabbit1960
January 7 2021, 09:59:04 UTC 3 years ago
melnikovvv
3 years ago
gekkkon
3 years ago
father_gorry
January 7 2021, 09:01:09 UTC 3 years ago
ext_5298860
January 7 2021, 12:52:58 UTC 3 years ago
father_gorry
3 years ago
petrucchio
January 7 2021, 09:07:30 UTC 3 years ago
titigil_spgrv
January 7 2021, 09:14:19 UTC 3 years ago
То, что надо. Надо немедленно все традиционные вузы закрывать. Потому что не нужно никакого развития и большое число образованных людей тоже не нужно. Пусть лучше занимаются выживанием собственного малого бизнеса и мечтают стать богатыми. Главное - для существующей элиты это идеальный и не опасный вариант.
postoronni
January 7 2021, 10:33:24 UTC 3 years ago
iv_an_ru
January 7 2021, 09:15:54 UTC 3 years ago
Обычных робототехников тоже надо готовить в ПТУ, как и прочих младших КИПовцев. Даже АСУчиватель с АФТИ --- запросто всего лишь колледж.
Думаю, в очном образовании просто будет расти доля дистанционного, причём разная для разных людей даже одной будущей специальности.
vnukkulaka
January 7 2021, 09:35:01 UTC 3 years ago Edited: January 7 2021, 09:40:43 UTC
+
Например, так: лекции от лучшего лектора по этой теме (в онлайн/видео формате), а семинары/практикумы/лабораторные - с живым преподом.
kspshnik
3 years ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →