Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

В защиту традиционных вузов




Зачем чертить кривые схемы задубевшими пальцами в мятых конспектах, если напитываться знаниями в наше время можно уже из дома, сидя в тёплом кресле и держа на коленях кота? Дистанционное образование имеет массу очевидных плюсов — можно учиться в своём темпе, выбирать лучшие курсы у лучших преподавателей мира, при этом получать всё это за совершенно смешные деньги.

Вместе с тем есть и другое мнение. Мой давний читатель, действующий научный работник, полагает, что хоть онлайн-обучение и перспективно, однако и традиционное образование не стоит списывать со счетов. Так, к примеру, у настоящих инженеров пока что нет иной альтернативы, кроме как ходить ногами в настоящий вуз.

Публикую письмо:

Увидел твою публикацию, позволю себе сказать пару слов как человек, уже много лет преподающий в вузе.

Выучить язык программирования на онлайн-курсах действительно возможно. Вместе с тем в среде профессионалов технического образования давно распространено мнение, что обычных программистов надо готовить в ПТУ, и что так не делают преимущественно по психологическим и политическим причинам.

У инженеров всё с точностью до наоборот по сравнению с чистыми программистами. Приведу навскидку пример не совсем из своей области, но из той, где это очевидно будет почти всем. Специалисту, например, по проектированию робототехники, даже если это бакалавр без специализации в конкретном виде роботов, абсолютно необходимо изучить, помимо прочего, следующую цепочку дисциплин:

математический анализ —> ряды + кратные интегралы —> теория функций комплексных переменных —> теория автоматического регулирования классическая (она вся на комплексных числах) —> то же с дискретным (цифровым) регулированием).

Каждая из этих дисциплин требует минимум семестр для изучения, если, конечно, только ею не заниматься, плюс два непростых курсовых проекта (работы) по последним двум. Итого уже 5 семестров, прибавить диплом и получается практически бакалавриат. А помимо этого робототехнику никак не обойтись без следующих дисциплин:

— инженерная и компьютерная графика и начертательная геометрия – для чтения и рисования чертежей, причем эти дисциплины, кроме компьютерной графики, крайне неудобны для дистанционного обучения;
— материаловедение — чтобы хотя бы примерно понимать, какую сталь или не сталь использовать;
— теория механизмов и машин — для умения проектировать кинематику хитрых манипуляторов и т.п. (семестр теории и семестр — курсовой для получения минимальных навыков);
— сопротивление материалов (в идеале ещё и строительная механика) — чтобы иметь возможность рассчитать прочность деталей робота;
— механика сплошной среды — чтобы иметь возможность рассчитывать всё то же самое не по-быстрому на коленке, а с помощью специальных программ;
— детали машин, чтобы понимать, как ставить подшипники и т. п.: семестр теории и семестр курсового проекта, чтобы хоть какие-то навыки получить;
— электротехника — чтобы иметь представление об основах электропривода;
​— гидравлика и пневматика — то же и о других видах приводов;
— спецкурс по датчикам, используемым в робототехнике;
— введение в специальность — обзорный курс по робототехнике;
— технология машиностроения (теория + курсовой проект) чтобы понимать что можно сделать, а что нет и как проектировать так, чтобы это было удобно изготовить;
— программирование на С (применительно к микроконтроллерам в основном);
— химия — вопросы связанные с коррозией различных материалов и методами защиты от неё;
— правоведение — основы патентного и авторского права;
— дипломное проектирование.

И на самом деле много чего ещё менее очевидного. Так уж вышло, что в этом направлении учить надо куда больше, чем не то что в программировании, а даже, например, в экономике. При этом для нормальной работы нужны ещё и спецкурсы по отдельным видам робототехники, которые в 4 года втиснуть невозможно. Именно поэтому в технических вузах на большинстве специальностей должны быть одни специалисты. То же, видимо, относится и к медикам.

За это время необходимо пройти около 100 зачётов и экзаменов, а соответственно и курсов. Вот и скажи, положив руку на сердце, хватило бы ли тебе душевных сил 5-6 лет подряд тратить почти все время на такое количество курсов?

Именно поэтому ажиотаж вокруг интернет-образования был чуть раньше, пока не выяснилось, что процент доучившихся с его помощью получается крайне низким. По специальностям, где нужно специальное оборудование, нормально учиться таким образом вообще невозможно. И есть ещё куча ограничений, благодаря которым основную часть специальных дисциплин по инженерным специальностям так преподавать не получается. Поэтому вот совсем массовым оно в ближайшие десятилетия точно не будет. Вопрос уже хорошо изучен, поскольку это направление поддерживается, в том числе и министерством, в основном в этом (ссылка) направлении, но дело там в обозримом будущем сведется только к смешанному образованию, когда некоторая часть дисциплин может стать дистанционной.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 187 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Для инженерных дисциплин нужен доступ к железу. Без него всё равно, что учиться плаванию на дому
Доступ к железу нужен на одном занятии из двадцати.

frost_11

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

frost_11

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

frost_11

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

frost_11

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

frost_11

3 years ago

75dc287ea30b451

3 years ago

titigil_spgrv

3 years ago

vnukkulaka

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

vnukkulaka

3 years ago

gekkkon

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

gekkkon

3 years ago

vnukkulaka

3 years ago

gekkkon

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

gekkkon

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

gekkkon

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

mvksim

3 years ago

imaled

3 years ago

mvksim

3 years ago

imaled

3 years ago

mvksim

3 years ago

Амир

3 years ago

frost_11

3 years ago

mefed47

3 years ago

frost_11

3 years ago

antonkachinskiy

3 years ago

frost_11

3 years ago

antonkachinskiy

3 years ago

melnikovvv

3 years ago

antonkachinskiy

3 years ago

melnikovvv

3 years ago

antonkachinskiy

3 years ago

lozhkamyoda_80

January 7 2021, 08:09:05 UTC 3 years ago Edited:  January 7 2021, 08:11:43 UTC

Десять человек: нам удобнее доехать на машине.
Один человек: вы не понимаете, ощущать асфальт надо ногами.

Ну пусть ощущает. Зачем остальных мучать. Другое дело, что вопрос не только в дистанционном образовании, а в том, чтобы преподом был - ИИ, и чтобы эффект присутствия был полнее, вплоть до управления дроном.
Это уже было описано у Замятина в "Мы". Вы стремитесь Кафку сделать былью?

lozhkamyoda_80

3 years ago

frost_11

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

frost_11

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

frost_11

3 years ago

Амир

3 years ago

mefed47

3 years ago

gekkkon

3 years ago

mefed47

3 years ago

gekkkon

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

mefed47

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

mefed47

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

mefed47

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

melnikovvv

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

melnikovvv

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

melnikovvv

3 years ago

lozhkamyoda_80

3 years ago

melnikovvv

3 years ago

В образовании ещё важна атмосфера, окружение, коммуникация, нарабатываемые связи
+ внешний контроль

это да, не ценят этого исключительно аутисты

gaygemon

3 years ago

gorelovairina

3 years ago

ogorelcev

3 years ago

kafedra_online

3 years ago

ogorelcev

3 years ago

Тоже считаю, что на инженерных специальностях лабораторные должны быть на настоящем оборудовании, а не на компьютерных имитаторах. Дело, конечно, не только в том, что можно настоящую технику "пощупать руками", хотя и в этом, конечно, тоже. Можно увидеть, насколько настоящие транзисторы (электродвигатели, нагреватели, реакторы даже) отличаются от бумажных. Иначе будет нечто вроде того, о чём писал Фейнман:

В этой книге в одном единственном месте упоминаются экспериментальные результаты. Я имею в виду описание опыта с шариком, катящимся по наклонной плоскости. Сообщается, как далеко он укатится через одну секунду, две секунды, три секунды и т.д. Эти числа содержат "ошибки", т.е. на первый взгляд, кажется, что видишь экспериментальные данные. Все числа немного ниже или выше теоретических оценок. В книге даже говорится о необходимости учитывать экспериментальные ошибки - очень хорошо. Беда в том, что если вы станете вычислять величину ускорения свободного падения при помощи этих чисел, то получите правильный ответ. Hо если шарик действительно катится по наклонной плоскости, он непременно крутится, и, если вы на самом деле ставите такой опыт, это дает пять седьмых правильного ответа, так как часть энергии расходуется на вращение шарика. Так что эти единственные в книге "экспериментальные данные" - фальсификация. Hикто не запускал шарик, иначе невозможно было бы получить такие результаты.
Жуть какая, я от Фейнмана такой ереси не ожидал. У нас на лабораторках все измерения делались самостоятельно, и никакая энергия вращения не учитывалась - и все равно результаты получались худо бедно похожие на правду. То же G получалось ну не 9,81, а обычно от 8 до 11. Или этому корифею физики понятие погрешности не знакомо?

Big Macintosh

3 years ago

frost_11

3 years ago

Big Macintosh

3 years ago

dmfff

3 years ago

mrumka

January 7 2021, 08:24:48 UTC 3 years ago Edited:  January 7 2021, 08:25:22 UTC

Это мне напоминает байки про заочное образование. Его ещё называли заушным.
Те кто ходил в институт были специалистами, а те кто брал заочное были ... Иногда те кто закончил техникум были более подготовленные чем эти.
Так что не надо ля-ля про удаленные курсы. Если есть знания то их можно оттачивать, а так это чёс по ушам.
Мне мое непрофильное вузовское обучение очень пригодилось в жизни. Ни разу не жалею.

В советской и постсоветской действительности, где даже детских конструкторов не хватало, возможность попрактиковаться была естественно только в вузах. Не мог себе человек купить элементарные вещи, чтобы заниматься чем-то на дому.

Лишь немногие избранные умудрялись что-то "доставать". Разумеется, пересечение множеств "умеющих доставать" и учившихся на что-то соответствующие было совсем ничтожным.

nihdewcopatar

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

roquefort_tln

3 years ago

mrumka

3 years ago

kafedra_online

3 years ago

> — программирование на С (применительно к микроконтроллерам в основном);

Специалист спалился. Выпускника на интервью спросят какие PLC он умеет программировать, потому что вся промышленная робототехника работает на PLC. Нет, не слышали? Зато говнокодить на С специалисты учат за семестр, и последствия на всю жизнь.
PLC там на спецкурсах + спецсеминарах, которые как раз помянуты.

i_love_dogs_4

3 years ago

ardelfi

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

ardelfi

3 years ago

kafedra_online

3 years ago

ardelfi

3 years ago

vnukkulaka

January 7 2021, 08:34:10 UTC 3 years ago Edited:  January 7 2021, 08:39:04 UTC

Робототехника - одна из самых счастливых дисциплин, в том плане, что она наименее схоластична - все получаемые знания тут же применяются на практике. Ведь уже даже в школе можно начинать строить роботов.

Медицину тоже можно избавить от схоластики, если установить правило, что до поступления в медвуз абитуриент должен минимум год отработать в больнице/клинике. И продолжать работать параллельно с обучением, хотя бы по 2-4 часа в день.

При экономических факультетах просто обязателен бизнес-инкубатор, и ежегодный зачет по практическим успехам в малом бизнесе.

Агрономы моги бы кормить себя, но лучше весь вуз, зеленью/овощами/фруктами, избавляясь от учебной схоластики на вузовской ферме.
А зоотехники - яйцами, салом, сыром, шампиньонами, клубникой.
Девушки из университета модельного бизнеса тоже могут принимать клиентов на дому.

i_love_dogs_4

3 years ago

gaygemon

3 years ago

i_love_dogs_4

3 years ago

ilia_kulikov

January 7 2021, 08:34:42 UTC 3 years ago Edited:  January 7 2021, 08:34:56 UTC

Ещё в список надо включить лабы по разным предметам и практику: технологическую, производственную и эксплуатационную. Плюс очень важно учить экономику, метрологию и организацию и планирование производства.
Вообще у урока есть три функции: 1. Образовательная. 2. Воспитательная. 3. Развивающая. Так вот, дистанционное обучение имеет один критический недостаток: из этих функций остается только одна, первая. Остальные ложатся на плечи того, кто заставил ученика учиться дистанционно, то есть родителей.
Хорошо, когда ты взрослый и ты мотивирован будущим успехом. Тогда тебе интересно учиться и ты действительно чего-то добьешься. Однако родители, как это не печально, в мотивации разбираются не особо. Возможно тот же самый преподаватель ВУЗа, на которого ссылаются в статье, недоумевает насчет своих детей: "Почему они такие идиоты? Наверное в маму удались!" - но мама тут не более виновата, чем он сам. Собственно, больше всего виновата школа, которая полностью скатилась на роль бебиситтера и которой целиком и полностью наплевать на учеников. Школьник отсидел урок, получил оценку - и дальше у его школьного учителя свои заботы.
Собственно, изо видов мотиваций в школе и осталась только оценочная. Но оценка давно уже не отражает абсолютно ничего. На знания ребенка всем (в том числе и его родителям) давно уже наплевать. Так что от замены современной российской школы дистанционным обучением никто ничего не потеряет.
потеряет. общество в целом, по сумме подготовленных людей

rivervv

3 years ago

gorelovairina

3 years ago

rivervv

3 years ago

gorelovairina

3 years ago

rivervv

3 years ago

sceptoparanoic

3 years ago

rivervv

3 years ago

sceptoparanoic

3 years ago

Непонятно, что должен в итоге смочь выпускник факультета робототехники - собрать робота на необитаемом острове в режиме майнкрафта?

Если так широко брать, то и программирование в ПТУ нельзя учить - надо начинать издалека, с линейной алгебры (да пожирнее) и численных методов. Аппаратные архитектуры, принципы построения операционных систем, моделирование (а тут еще матана добавить) и т.д. Ну и на всех основных языках еще по курсачу.

Правда, говнокодить на питоне можно научиться за месяц, без задатков и бэкграунда. А, за полгода можно уже начать приносить пользу за деньги - главное, освоить современный подход к программированию (копировать со StackOverflow код из ответов, а не из вопросов).

-- Аффыцыантт! Две Фукусимы этой Фукуяме!
Ну вот, а я по вашему совету записался на трех месячные курсы гугла по специальности хирургия. Видать не судьба. А так хотелось кому нибудь аппендикс вырезать.
Ну, дружище, Вы ведь не необитаемом острове живете. Зайдите вечереом к соседям и режьте.

melnikovvv

3 years ago

gekkkon

3 years ago

Здесь написано, какие знания нужны для создания хорошей роботизированной платформы. А чтобы создать робота, нужно другое - платформа и знания по программированию - алгоритмы, нейросети, PID-регуляторы.
Так это будет называться не создать робота с собрать конструктор согласно инструкции, для этого высшего образования действительно не нужно.

father_gorry

3 years ago

МБА онлайн - это просто глупая шутка.
процент доучившихся с его помощью получается крайне низким

То, что надо. Надо немедленно все традиционные вузы закрывать. Потому что не нужно никакого развития и большое число образованных людей тоже не нужно. Пусть лучше занимаются выживанием собственного малого бизнеса и мечтают стать богатыми. Главное - для существующей элиты это идеальный и не опасный вариант.
Да, помню как сейчас миллионы сверхобразованных советских людей представляли огромную опасность для элиты в 1991. Когда отвлекались от Кашпировского.
> обычных программистов надо готовить в ПТУ
Обычных робототехников тоже надо готовить в ПТУ, как и прочих младших КИПовцев. Даже АСУчиватель с АФТИ --- запросто всего лишь колледж.

Думаю, в очном образовании просто будет расти доля дистанционного, причём разная для разных людей даже одной будущей специальности.

vnukkulaka

January 7 2021, 09:35:01 UTC 3 years ago Edited:  January 7 2021, 09:40:43 UTC

в очном образовании просто будет расти доля дистанционного

+
Например, так: лекции от лучшего лектора по этой теме (в онлайн/видео формате), а семинары/практикумы/лабораторные - с живым преподом.

kspshnik

3 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →