Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Жестокая правда о 95% человечества



Для большей части автолюбителей их машина — статусная вещь. Они или ездят на крутой машине, чтобы выглядеть круче других, или ездят на «нормальной» машине, чтобы не выглядеть лохами в своей компании. Если в окружении автолюбителя все ездят на новых ауди, ему стыдно будет показаться на публике за рулём пятилетнего фокуса. Не потому, что форд фокус плохая или неудобная машина, но потому, что статусность фокуса слишком низка для его тусовки.

Некоторые думают, будто это всё относится только к каким-то прожигателям жизни и понторезам, а уж сами-то они выбирают автомобили исключительно по соотношению цена-качество.

Что же, вот простой тест, который я нашёл на 9гаг. Представьте, что вам подарили петухомобиль с прикреплённой к посту фотографии. К подарку прилагается бесплатный бензин, бесплатное обслуживание и бесплатный ремонт, но вы не имеете права ни перекрашивать машину, ни ещё как-либо изменять её внешность. Воспользуетесь возможностью, или всё же предпочтёте ездить на нормальном, «платном» автомобиле?

Инопланетянин не поймёт интриги теста, ибо бесплатный автомобиль — это таки хороший гешефт, а внешний вид, как говорит Петрович из гаражей, «на езду не влияет». Нам с вами, однако, очевидно, что машина со столь нелепым экстерьером понижает статус водителя.

Учёные проводили показательный эксперимент с обезьянами. Мне не удалось сходу найти точное описание опыта, так как вся поисковая выдача забита ссылками на попытки Сталина скрестить советского человека с шимпанзе, но я могу кратко изложить суть. Обезьян учили использовать еду в качестве денег, после чего предлагали им фотографии. За фотографии самок животные были готовы отдать несколько бананов. Фотографии альфа-самца, лидера стаи, также чего-то стоили. Фотографии омега-самцов имели в глазах обезьян отрицательную цену: если в один ящик клали три банана, а в другой ящик — пять бананов и фотографию омега-самца, животное таки выбирало ящик с тремя бананами, чтобы не ронять свой статус контактом с фотографией «некрутого» члена стаи.

Аналогичные соображения действуют и на мозг современного человека. Большая часть людей научилась драпировать мысли о статусе, подменяя восклицание «Вау! Крутой смартфон!» на псевдорациональные суждения в духе «мне важны надёжность и качество экрана». Фирма Эппл, которая внаглую эксплуатирует наши обезьяньи инстинкты, сделала на этом отличный бизнес.

Некоторые спросят меня сейчас, почему же я сам не хожу в рубище и не езжу на нелепом жёлтом автомобиле. Отвечу: я даже не собирался проповедовать радости дауншифтинга, идея статьи совсем другая. Идея в том, что соображения статуса имеют для 95% человечества неизмеримо большее значение, нежели эти 95% готовы признать. В частности, именно на этом выстроена львиная доля политической пропаганды: за лживыми утверждениями в духе «голодные россияне едят ежей» прячется более доходчивый посыл — «у тебя низкий статус, так как ты ездишь на форд фокусе, а у этих сволочей высокий, так как они ездят на больших чёрных автомобилях».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 270 comments