Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Опасный жизненный выбор



Надёжный был хлеб. Трамвай, метро и прочий рельсовый транспорт на протяжении 200 лет позволяли простому человеку сделать хорошую карьеру: от водителя до водителя в отставке. Ещё недавно любой ответственный человек мог пройти короткие курсы, овладеть ремеслом вождения трамвая и получать среднюю по городу зарплату: примерно 60 тысяч рублей для Петербурга.

Можно было расслабиться и врасти в рычаги, всерьёз рассчитывая управлять трамваем до самой пенсии, и не забивая себе голову всякой ерундой типа освоения новых технологий.

Беда подкралась ожидаемо, но всё-таки незаметно. Власти Москвы и Яндекс запускают в столице беспилотный трамвай:

https://www.ixbt.com/news/2020/09/19/v-moskve-skoro-zapustjat-bespilotnyj-tramvaj.html


На первый взгляд, смысла в установке автопилота на трамвай немного. Раскормленный трамвай ежемесячно перевозит сотни тысяч или миллионы пассажиров, собирая с них значительные суммы за проезд. В той сумме, которая выделяется в конце месяца на содержание трамвая, зарплата водителей просто тонет. Убрать живых водителей и сэкономить 1%? Не самый воодушевляющий бизнес-план.

Вместе с тем плюсы автопилотов не ограничиваются одной только экономией на зарплате. Уменьшается также вечная головная боль с кадрами, можно резко сократить ряд отделов, сделав организацию компактнее и эффективнее. За счёт кабины живого водителя слегка увеличивается доступное пассажирам место в трамвае. Экономится электроэнергия, так как робот способен разгоняться и тормозить именно так, чтобы расход электричества был минимальным. Появляется возможность пускать трамваи ночью: как на постоянку, с интервалом в один час, так и в плотном режиме на случай каких-нибудь праздников а-ля Новый год. Наконец, снижается и количество ДТП, так как роботы обладают лучшей реакцией и водят аккуратнее.

Мы находимся сейчас примерно в начале XX века, когда все ездили на лошадях, снисходительно наблюдая за редкими ещё автомобилями. Из-за известных событий 1917 года Россия оказалась в стороне от прогресса, однако в других странах автомобилизация прошла рывком: вот центральный проспект запружен конными повозками, а вот проходит несколько лет, и тот же проспект уже плотно забит машинами.

Вначале преимущества бензинового транспорта были отнюдь не очевидны, однако массовое производство очень скоро вытеснило морально устаревших лошадей туда, где раньше обитали сами автомобили: в сферу дорогих игрушек для высших классов общества.


Если только не возникнет каких-то неожиданных технических препятствий, — а они возникнут навряд ли, так как автоматизация трамвая дело уже хорошо отработанная, — скоро водители трамваев останутся без работы. Ни спуститься под землю в туннели метро, ни пересесть на рогатые троллейбусы у водителей не получится, ибо там также будет идти быстрая роботизация.

В результате типичный водитель трамвая окажется в весьма непростой ситуации. Профессия бесполезна, так как на каждую вакансию водителя будут претендовать десятки безработных. Учиться чему-то новому после долгих лет однообразной работы весьма непросто. Подушки безопасности нет, так как те, кто думает о будущем, сменили профессию ещё 10 лет назад.

Возможно, получится или переучиться хоть на что-нибудь водительское, — экскаваторщик, бульдозерист, крановщик, — но давление рынка труда будет ощущаться и тут. Очень многим придётся спуститься на уровень ниже, чтобы забрать работу у дворников, вахтёров и пеших курьеров, которым не хватило каких-то деловых качеств, чтобы научиться водить трамвай.

Потребители услуг от всего этого выиграют: уровень сервиса станет выше. Проблема только в том, чтобы у потребителей услуг остались деньги на этот сервис: ожидаемый кризис на рынке труда обещает затронуть всех.

И на Западе, и у нас часто смеются над интеллигенцией. Альберт потратил шесть лет на вуз, и получает 150 монет, отдавая при этом кредит за образование, а Билл потратил шесть месяцев на курсы сантехника и получает 300 монет, не думая ни о каких кредитах.

Ещё недавно шутка была смешной. Сейчас, однако, может получиться так, что интеллигент таки освоит какую-нибудь сложную специальность и начнёт зарабатывать в разы больше среднего, в то время как сантехнику придётся работать за МРОТ из-за того, что армия безработных хлынет во все относительно простые профессии, которыми можно овладеть за короткое время.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 341 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
После известных событий 1917 года Россия уничтожила армию объединенной Европы и первой вышла в космос. О такой мелочи. как роботы в то время даже не мечтали. Очевидным было, что вот еще немножко технического прогресса - и все будет. "Луноход" гарантировал это.
Беспилотный трамвай... Мдя... Смешная шутка.
" и первой вышла в космос."- и при этом вплоть до 1967 года
Россия производила утюги, нагревающиеся на конфорке печи.
Только с 1968 года их производство было прекращено и выпускали только электрические утюги.

Ивано Иванов

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

wwolf_69

3 years ago

glavsnab

3 years ago

wwolf_69

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

ajnar

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

caith_sith

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

ajnar

3 years ago

fgup48

3 years ago

ajnar

3 years ago

fgup48

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ajnar

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

wwolf_69

3 years ago

ajnar

3 years ago

wwolf_69

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

wwolf_69

3 years ago

glavsnab

3 years ago

glavsnab

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

Deleted comment

kommehtapuu

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

Deleted comment

leonid_vlad

3 years ago

frost_11

3 years ago

leila2100

3 years ago

frost_11

3 years ago

leila2100

3 years ago

frost_11

3 years ago

leila2100

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

Deleted comment

leonid_vlad

3 years ago

Deleted comment

leonid_vlad

3 years ago

Deleted comment

rivervv

3 years ago

Deleted comment

rivervv

3 years ago

frost_11

3 years ago

ank521

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

Deleted comment

rivervv

3 years ago

rivervv

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

Deleted comment

rivervv

3 years ago

Deleted comment

rivervv

3 years ago

rivervv

3 years ago

Deleted comment

vnukkulaka

3 years ago

Deleted comment

wwolf_69

3 years ago

Deleted comment

rivervv

3 years ago

rivervv

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

rivervv

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

rivervv

3 years ago

leonid_vlad

3 years ago

rivervv

3 years ago

glavsnab

3 years ago

- Пожалуйста, поймите меня правильно, - горячо произнес декан Глупс. - Мы ясно представляем себе узкий, специальный характер вашего предмета и все трудности, связанные с его изложением. Предлагаем вам для начала полную профессорскую ставку, то есть тысячу шестьсот десять долларов в год. Я понимаю, что это не очень большие деньги. Иногда я с грустью думаю, что какой-нибудь помощник водопроводчика зарабатывает у нас не меньше восемнадцати тысяч. И все же университетская жизнь имеет свои преимущества.
Не понимаю, почему Олег и вы стебетесь над сантехниками.
Они и электрики - элита ремонтников, самые квалифицированные и высокооплачиваемые строители.

joker000

3 years ago

chestnyj_cinik

3 years ago

joker000

3 years ago

> ожидаемый кризис на рынке труда обещает затронуть всех

Уже не раз тут коментировал это. Такой процесс не может быть быстрым чисто физически: для него нужно количество специально обученных людей, превышающее существующее на порядок, а доступное -- на много порядков. Он растянется минимум на поколение, а скорее на два или более. Не делают сегодня людей, которые могут просто так взять и переделать человекоцентричные машины на правильные машины. Все немногие успехи в этом деле сегодня -- это единичные успешные попытки в самых лёгких местах, допиливать которые предстоит много лет.

Deleted comment

А если Альберт придет на тоже собеседование что и Билл по поводу вакансии сантехника? Офисный планктон роботизация сожрёт быстрее, чем водителей
Самосвалы тоже стремительно автоматизируются: https://dev.by/news/samosval-na-million
Всё не так просто.
Поскольку трамвайные конторы не управляются эффективными бизнесменами, они не могут просто так взять и выкинуть сотрудников на улицу, желательно без выходного пособия.
Такая вот недоработка.
Им в первую очередь придётся попробовать предложить водителям какие-то другие должности.
То есть, вводить конторы в расход. Конечно, это возмутительно неэффективно.
Но скорее всего, никаких сокращений особо не будет. А будет плавное перераспределение водителей за счёт естественной убыли и отсутствия новых вакансий.

Да, а сколько трамваев в городе всего? В Москве, похоже, не тянет и на тысячу. То есть водил - максимум 2-3 тысячи.
Подозреваю, даже одновременное их увольнение на рынок труда повлияло бы примерно никак.
трамваев, возможно... а метро+электричек наземных?
тут вся экосистема рельсового транспорта (как сравнительно с безрельсовым - более легко рлоботизируемого)

richi_e

3 years ago

Deleted comment

profitupper

3 years ago

richi_e

3 years ago

igor_sabadah

3 years ago

profitupper

3 years ago

igor_sabadah

3 years ago

jan_kiepura

3 years ago

richi_e

3 years ago

jan_kiepura

3 years ago

richi_e

3 years ago

jan_kiepura

3 years ago

leonid_vlad

September 22 2020, 08:19:13 UTC 3 years ago Edited:  September 22 2020, 08:19:41 UTC

Вы неправильно написали слово "сантехник"
Было, есть и будет так:
SAN Техник!



И относительно Интеллигентов, ставших СанТехниками:

deathtiny

September 22 2020, 08:44:36 UTC 3 years ago Edited:  September 22 2020, 08:45:54 UTC

а может: Техник-сан?
sanjay-singh-samurai07

leonid_vlad

3 years ago

Для россиян неквалифицированного и низкоквалифицированного труда пока есть демпфер в виде гастарбайтеров и невысокой производительности труда.
А так,
конечно,
капитализм в России еще не показал своего суверенного звериного оскала.

Deleted comment

ber_mudas

3 years ago

Deleted comment

petrucchio

3 years ago

vnukkulaka

3 years ago

Ничего страшного. Они не вписались в рынок, так бывает. Интеллигенты с профессией тоже не вписались в рынок, потому что без потребителей в виде вымерших водителей трамвая, они тоже никому не нужны.

А что делать? Россия обязана участвовать в этой гонке на вымирание, иначе она отстаёт навсегда. Капитализм ленивых не щадит.
Совершенно верно. Ещё гениальный Маркс говорил, что если целые народы, не вписавшиеся в социализм, сгинут - к примеру, русский народ - то это ничего, это прогресс.

Screened comment

Я надеюсь, что вы не будете переходить на личности.
И куда же делись водители кобылы, когда началась массовая автомобилизация?
Умерли от голода, пошли в сантехники, другое?
Водители кобылы тогда делись в водителей авто.

frost_11

3 years ago

Профессия не бесполезна, она будет очень редка и выборочна.

Лошадиные поездки по Центральному Парку очень популярны. Лошадь, карета, вот это все. Не для богатых, для туристов из Небраски.
Водителей переименуют в операторов, посадят в офисы перед мониторами, которые будут следить за движением трамваев, смотреть видеопотоки из камер салона, оценивать состоянием состава, оптимизировать трафик...
Возврат в аграрный уклад спасёт нас всех. Не знаю, как там европейцы со своими ограниченными ресурсами, а нам - норм.

Современный индустриализованный-урбанизованный уклад жизни, чудесным образом совершенно одинаково сложившийся как в западном капитализме, так и в советском "социализме", привёл к удивительному явлению - высокообразованным пролетариям, которые при всём своём образовании абсолютно неспособны выживать своими силами. Нормальная ли это ситуация и правильный ли путь развития государств и обществ? Я думаю, ответ очевиден, а вопрос риторичен.

Человек должен быть способен выжить самостоятельно. Пусть не в богатстве, но и не в нищете. Богатство только своими силами - это труд нескольких поколений. Но уметь обеспечить себя нормальной едой и жилищем должен каждый. Почему, собственно, у коммунистов были такие сложности с геноцидом русских крестьян, что потребовались десятилетия раскулачиваний, коллективизаций и прочих ухищрений. Выселяют проклятых кулаков с голым задом к чёрту на кулички, проходит несколько лет - а они, суки, опять все отстроились, хозяйство завели и живут припеваючи, и никакая неграмотность им в том не помеха.

Почему кстати одно из ключевых мест в коммуняцкой религии и занимает "грамотность", противопоставленная сельскому укладу, где никакая грамотность ключевым для выживания навыком не была. Грамотность, хотя это безусловно полезный ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ навык, является ключевым навыком выживания только для раба-пролетария, который ничего не имеет для себя и не умеет делать для себя. Тёмный кожано-сапожный селянин плевать хотел на буквари, потому что с 4-5 лет помогал семье по хозяйству, к 11-12 годам знал про него абсолютно всё и был приучен к каждодневному труду, а в 16-18 лет уже был здоровый лоб, способный, если хочет, отселяться и строить себе свой дом, заводить отдельное хозяйство. Один из главных способов, как не допустить этого - засадить детей за парту на подольше, желательно лет на 10, и преподавать там "очень полезные" предметы, причём так, что после 10 лет такого образования школьник ни к какой самостоятельной жизни не готов был в принципе, а самый возраст для обучения и выработки привычек уже миновал.

Все - на село.
>Возврат в аграрный уклад спасёт нас всех. Не знаю, как там европейцы со своими ограниченными ресурсами, а нам - норм.

И эти люди обвиняют коммунистов в кровожадности))

Ивано Иванов

3 years ago

ank521

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

tlkh

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

tlkh

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

tlkh

3 years ago

piggly_wiggly22

3 years ago

frost_11

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

frost_11

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

frost_11

3 years ago

vnukkulaka

3 years ago

> интеллигент таки освоит какую-нибудь сложную специальность и начнёт зарабатывать в разы больше среднего

Единственный момент - а "среднее" это сколько будет?

Если многомилионная армия безработных получает 0 монет в месяц, а 10% населения получают 100 монет, то в разы выше т.н. "среднего" в 12 монет -зарабатывать очень легко. Тем, у кого работа есть, ессно))
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →