Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Ядовитые шарики, или как сломать социальный лифт



В комментариях недавно пересказали историю про учителя, который заставил школьников кидать бумажные шарики в корзину для мусора. Дети с первых парт попали в корзину легко, дети с последних не попали. Дальше учитель вывел мораль — хоть формально шансы попасть в корзину у всех и равные, однако родившиеся в богатых семьях имеют огромное преимущество. Дети из бедных семей могут прийти к успеху разве что случайно, если им невероятно повезёт.

Не знаю, проводился ли такой наглядный опыт в реальности. Надеюсь, что нет, ибо если он проводился, учителя следовало бы немедленно и с позором изгнать из профессии. Эксперимент с шариками чудовищен, ибо он, с одной стороны, весьма убедителен, а с другой стороны, учит детей двум совершенно неправильным правилам.

Правило 1. Если тебе не повезло со стартом, сиди спокойно и не рыпайся, всё равно ничего не достигнешь. Не жили богато, нечего и начинать.

Правило 2. Кидать шарики с задней парты в стоящую у доски урну — это самый прямой путь к серьёзному успеху. Воровать, так королеву, полюбить, так миллион.

Проблема первого правила очевидна. Наш гипотетический учитель подрезает детям крылышки, говоря им, что они ничего не добьются в жизни, и что вся их взрослая жизнь должна быть наполнена завистью к тем, кто родился в семье номенклатурных работников.

Стратегия «сиди тихо и не отсвечивай» хороша только в одном случае: если она сопровождается мощной государственной пропагандой в духе «быть бедным и скромным — это норма». Монах вполне может быть счастлив, так как он осознанно отворачивается от мирских радостей. Условный охранник из «Пятёрочки», который видит, как к магазину то и дело подъезжают его сверстники на дорогих автомобилях, находится в гораздо более тяжёлом положении. Он полагает, что выбор сделали за него, причём этот выбор к нему несправедлив.

Проблема второго правила ещё более серьёзна. К счастью, дети не очень-то слушают взрослых, и даже если учитель будет ежедневно называть их неудачниками, они всё равно попробуют что-нибудь предпринять. Беда в том, что обманутые коварным учителем дети сядут на заднюю парту и попробуют метнуть шарик-другой через весь класс, к доске. Разумеется, промахнутся… и уверятся, что учитель всё же был прав.

Когда я сослался на историю про двух газелистов, открывших свой бизнес на 220 тысяч рублей, комментаторы левых взглядов немедленно подняли мужиков на смех. «Да что это за бизнес, да это просто самозанятость, да какой смысл горбатиться за эти копейки, ещё и самому машину чинить?».

Газелисты однако сделали всё абсолютно верно. Они сидели на седьмой парте и пересели на шестую. Да, всё ещё далеко от доски. Но если бы они сделали попытку сразу же перепрыгнуть через несколько рядов, — взять миллиард в банке и открыть какой-нибудь высокотехнологичный подземный «Пуперлуп», — они бы с вероятностью близкой к 100% потерпели бы досадную неудачу.

Если бы наш воображаемый учитель был профессионалом, он оформил бы эксперимент иначе. Дав детям немного покидаться к доске, он расставил бы урны у каждого ряда и предложил бы детям пересаживаться на один ряд вперёд после попадания и на один ряд назад после промаха. Довольно быстро дети уяснили бы, что стратегия маленьких шажков не просто работает, но и работает надёжно.

Когда я читаю комментарии к блогу, мне иногда кажется, будто в каждой советской школе был злодей-учитель, в обязательном порядке ставивший этот эксперимент с шариками. Вот два стандартных диалога, которые повторяются раз за разом:

— Смотрите, житель России открыл бизнес.
— Во-первых, это наверняка ложь, простой человек открыть бизнес не может. Во-вторых, какой с этого толк, если он не станет богат как Абрамович?

— Смотрите, житель России купил квартиру.
— Во-первых, это наверняка ложь, простой человек на квартиру накопить не может. Во-вторых, что толку с квартиры, если она меньше 200 квадратных метров и расположена дальше 5 минут ходьбы от Кремля?

В наших школах есть биология, химия, физика и ещё куча весьма специфических предметов, которые очень мало что дают среднему школьнику. Вместе с тем в наших школах даже теоретически не предусмотрены уроки, на которых детям рассказывали бы о нехитрых правилах подъёма по социальной лестнице.

Как-то после кризиса 1998 года мы с другом обсуждали открытие бизнеса. Гаврила полагал, что для открытия бизнеса нужно взять большой кредит, мотивируя это тем, что «если начнёшь на коленях, то и кончишь на коленях». Я, в свою очередь, предполагал, что можно начать хоть с лотка на рынке — лишь бы была возможность постепенно двигаться вперёд.

Через два года я действительно открыл свой очень скромный бизнес, при этом мой стартовый капитал составлял тогда примерно одну среднюю зарплату по Петербургу. Я занимался (и занимаюсь) управленческим учётом, на моих глазах росли и сдувались многие предприятия, так что я достоверно знаю, что пессимизм Германа Львовича (на видео к посту), полагающего, будто первый миллион можно только украсть, необоснован. Маргинальная позиция «честная работа бессмысленна» очень комфортна для тех, кто не хочет работать честно, однако спорить с фактами невозможно. Многие мои знакомые стали миллионерами безо всякого воровства, начав с нуля и усердно работая в течение долгого времени. И, да, Гаврилу следующий раз я увидел примерно через 15 лет после нашего разговора. Никакого бизнеса он так и не открыл.

Подведу итог

ОБЖ — замечательный предмет. Каждый школьник должен знать, как правильно надевать противогаз и как отличить лося от медведя во время случайной встречи в тайге. Вместе с тем было бы очень здорово, чтобы школьникам рассказывали и о том, как люди выбирают себе жизненные стратегии, и куда выбранные стратегии позже заводят этих людей.

Обновление. Тут некоторые не верят, что подобные «учителя» существуют в реальной жизни. Что, вот, пожалуйста:


https://www.youtube.com/watch?v=PrUDIMUdvbs

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 313 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →