Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Почему люди увольняются



Есть несколько причин, которые могут побудить сотрудника положить вам на стол заявление об уходе по собственному. Большая часть этих причин вполне очевидна — маленькая зарплата, плохие условия работы, сварливое начальство. Тем не менее бывают и так, что сотрудники увольняются один за другим, а руководители не понимают, почему. Вот несколько менее очевидных факторов, делающих работу некомфортной.

1. Страх увольнения

Один из минусов капитализма — постоянное состояние тревоги за будущее. С одной стороны, это полезно для экономики, ибо люди не разгадывают кроссворды на рабочем месте, а реально вкалывают с 9 и до 18. С другой стороны, это сильное давление, которое отражается на характере и самочувствии работников отнюдь не лучшим образом.

Комментаторы не дадут соврать, к впечатлительным людям «меня могут вот-вот уволить» приходит каждые полчаса. Если начальство подливает масла в огонь, пугая сотрудников и делая многозначительные намёки, страх увольнения может стать таким невыносимым, что сотрудник решит нанести упреждающий удар и уволиться первым.

Постарайтесь, чтобы мысли об увольнении как можно реже возникали у тех, кого вы увольнять не собираетесь. Обсуждайте с ними планы на ближайшие месяцы, объясняйте им, что они делают важную и нужную для компании работу. Избегайте шуток в духе «что-то ваш отдел не справляется, пора бы кого-нибудь и выгнать».

2. Ненужность работы

Люди любят чувствовать себя нужными. Если вы сегодня приказываете сотруднику рыть яму, а завтра — закапывать её обратно, вы тем самым наотмашь бьёте по его самооценке. Сотрудник думает, что занят бессмысленным делом, что его работа не нужна, и что он сам, следовательно, бесполезный для общества человек.

С точки зрения начальства работа может быть нужной, однако если не объяснять каждый раз сотруднику, с какой целью его заставили махать лопатой впустую, у него будет очень сильна тяга уйти от вас туда, где он будет делать что-то полезное, пусть даже за меньшие деньги. Категорически недостаточно сказать сотруднику «это не твоё дело, ты получаешь зарплату за выполнение приказов, а не за вопросы». Сколько-нибудь ответственного сотрудника такой ответ не удовлетворит.

Более мягкий вариант обесценивания чужой работы также весьма разрушителен. У некоторых начальников есть привычка начинать приём работы с критики: «то, что вы сделали, никуда не годится, это надо переделать». Сотрудника, который честно пытался выполнить порученное ему дело, такая неожиданная оценка его трудов сбивает с ног, а его желание дальше работать с вами дальше падает до нуля.

Опытные интриганы используют этот грязный трюк, чтобы заставить уволиться неугодных подчинённых. Заставьте менеджера две недели делать отчёт, а потом скажите ему, что «уже не надо» и, не читая, выкиньте отчёт в корзину. С большой долей вероятности через 15 минут на вашем столе будет лежать заявление «по собственному». Аналогичным образом поступают и преподаватели вузов, когда хотят избавиться от неприятного им студента. Когда такой студент приносит им свою курсовую, они сходу заявляют «всё не то», после чего либо демонстративно портят работу, либо немедленно, даже не пролистав, отдают её обратно студенту.

3. Маленькая премия

Как говорится в известном анекдоте про сельскую учительницу, 90% людей совсем не знает математики. Это невежество «выстреливает», когда такому сотруднику или выдают небольшую премию, или слегка повышают зарплату.

Представим себе, что сотруднику выдали по какому-то поводу премию в 500 рублей. Правильный ход мысли, на который способно меньшинство: «За последний год я заработал тут 500 тысяч рублей, примерно по 40 тысяч рублей в месяц. Зарплата меня устраивает».

Неправильный ход мысли, который, к сожалению, встречается куда как чаще: «Я тут рву горб, как Папа Карло на урановых рудниках, совершаю трудовые подвиги, а мне за это выдали жалкие 500 рублей?! Это насмешка или оскорбление!». Ошибка понятна: за год сотруднику выдали не 500 рублей, а 500 тысяч рублей плюс теперь вот эти пятьсот. Беда в том, что оглянуться на год назад способны немногие. Из-за этого начальство часто недоумевает: раздали народу немного денег, чтобы подбодрить, а тут внезапно сразу трое решили уволиться.

Отсюда мораль: старайтесь или выдавать деньги достаточно крупными кусками, или, если уж выдаёте мелкими, специально указывайте, что это не зарплата, а просто какие-то символические бонусы, не имеющие отношения к «основным» деньгам.

4. Ответственность

Начальство часто прокалывается, предполагая, что подчинённые сделаны из того же теста, что и они сами. Допустим, вы делаете проект, от успешного запуска которого будет зависеть работа огромного завода. Проект, — как это всегда бывает с большими делами, — идёт с переменным успехом, и вы отнюдь не уверены, что успеете к сроку сдачи. В случае задержки или провала проекта заказчик понесёт огромные убытки.

Будучи начальством, вы реагируете на это спокойно: вы знаете, что неудачи иногда случаются, и вы понимаете, что даже в самом худшем случае вас не расстреляют и не отправят в исправительный лагерь.

У ваших подчинённых может быть другое мнение. Находясь внутри проекта и отлично зная обо всех недоделках и недоработках, они думают примерно так: «через месяц дедлайн, мы не успеваем, скоро произойдёт катастрофа, и заказчик потеряет в 10 раз больше денег, чем я могу надеяться заработать за всю свою жизнь».

В таких случаях нужно непременно объяснять подчинённым, что они отвечают только за свой участок работы, что эта ответственность ограничена, что у них есть право на ошибку, и что шутливые угрозы заказчика не стоит воспринимать всерьёз. Если этого не делать, у подчинённых появится большое искушение уволиться, чтобы не просыпаться по ночам от кошмаров, в которых построенный ими мост разваливается на части.

5. Несправедливость

Классическая ситуация: вы пообещали премию за выполнение плана, а потом эту премию не выплатили, не важно уж, по каким причинам. В этот момент сотрудники немедленно задумаются об увольнении — несмотря даже на то, что в прошлом квартале они тоже выполнили план, и тоже не получили за это никакой премии. Проблема тут не в том, как сильно пострадали сотрудники финансово, а в том, что по отношению к ним была допущена несправедливость.

Многие начальники-самодуры полагают, будто мелочи не имеют особого значения, и что если оштрафовать сотрудника на 100 рублей за потерю гаечного ключа, за который этот сотрудник не отвечал, это не повлияет на отношение сотрудника к вам и к работе. Не знаю, как обстоят с этим дела в других странах, но в России самодуры вынуждены обычно устанавливать зарплаты в 1,5-2 раза выше рынка, чтобы хоть кто-то соглашался с ними работать. Более того: даже на эти повышенные зарплаты им удаётся обычно привлечь только людей с особенностями, мешающими им работать в «нормальных» местах.

6. Коллектив

Довольно часто люди не вписываются в коллектив и увольняются, чтобы уйти из атмосферы постоянного напряжения. Иногда коллектив отторгает «крыс», которые воруют еду из общего холодильника, лентяев, которые катаются на чужих горбах, и грубиянов с плохим характером.

Часто однако в фирме находится какой-нибудь негодяй, развлекающийся травлей сотрудников, которые в силу своего характера не способны ответить обидчику. Также иногда коллектив отторгает тех, кто работает значительно лучше остальных, или тех, кто отказывается воровать вместе со всеми ваши деньги.

Если сотрудники уходят от вас, и вы не можете понять, почему, попробуйте аккуратно выяснить, какие отношения у них складывались с коллективом. Возможно, потянув за эту ниточку, вы вскроете опасный гнойник.

7. Обучение

Как это ни забавно, попытка обучения сотрудников вполне может привести к тому, что они начнут от вас увольняться. Обучение — очень серьёзный процесс, который может привести сразу к целому ряду неожиданных последствий.

Во-первых, обучившийся сотрудник может понять, что в городе есть и более интересные места — более денежные и более перспективные, чем работа у вас. Собственно, зачастую прямо во время обучения он может познакомиться со своими коллегами из других фирм, которые попытаются переманить его к себе.

Во-вторых, всякие мотивационные тренинги могут накачать сотрудника разной токсичной ерундой, которая заставит его начать шевелиться, чтобы «заработать через пять лет на личный реактивный самолёт». Далеко не у всех хватает мозгов, чтобы понять — если бы быстрые способы разбогатеть действительно работали, бизнес-тренеры давно воспользовались бы ими самостоятельно.

В-третьих, многие люди относятся с отвращением к любой учёбе, и когда вы заставляете их тратить на учёбу их личное время, они переносят это отвращение на вас. Осознав, что в вашей компании нужно постоянно учиться, они могут уйти туда, где их не будут напрягать тренингами и лекциями.

8. Задержки зарплаты

Казалось бы, очевидная штука — нужно платить сотрудникам, чтобы они работали у вас. Несколько менее очевидно то обстоятельство, у большинства сотрудников зарплата является единственным надёжным источником доходов, и что задержки выплат они воспринимают с той же тревогой, с которой хоббиты воспринимают исчерпание запасов еды на кухне.

Некоторые начальники думают: «надо срочно оплатить вот этот счёт, задержу зарплату на недельку, ничего страшного». Ошибка. В тот самый момент, когда сотрудник понимает, что выплату зарплаты задерживают, — хотя бы даже на один день, — он заходит на сайт поиска работы и начинает изучать там вакансии. Перенос зарплаты со вторника на среду приведёт к тому, что во вторник вечером 80% сотрудников начнут всерьёз думать о смене места работы. Задерживайте зарплату на неделю несколько месяцев подряд, и вы с удивлением обнаружите, что у вас началась текучка кадров.

Сотрудников можно понять: они работают на одного очень крупного клиента, то есть на вас. Если у этого клиента начинаются проблемы с платежеспособностью, сотрудники начинают волноваться. В нашей деловой культуре задержка зарплаты — весьма некрасивое действие, поэтому сотрудники делают справедливое умозаключение: «раз нас обманули со сроком платежа, нас вполне могут и вовсе оставить без зарплаты».

9. Нарушение очереди на повышение

Начальство обычно продвигает сотрудников исходя из своих собственных, не всегда очевидных коллективу соображений. В этом нет ничего страшного, если начальство находит время, чтобы поговорить с каждым, кто собирается расти «вверх», и внятно объяснить свои решения.

Если вместо опытного слесаря Петровича помощником мастера становится криворукий новичок Колян, а начальство не считает нужным потратить двадцать минут, чтобы обсудить с Петровичем ситуацию, у Петровича в этот момент обычно появляется сильное чувство обиды: даже если должность заместителя ему абсолютно не нужна, и даже если к Коляну он относится вполне по-дружески.

Чтобы проиллюстрировать важность проблемы, замечу, что интриганы, которых я упоминал выше, используют нарушение очереди на повышение в качестве ещё одной действенной меры выдавливания неугодных людей. Они передают свою жертву в прямое подчинение кому-нибудь, кто явно уступает жертве по статусу и профессионализму, после чего с удовольствием наблюдают, как жертва злится из-за явной несправедливости такого решения.

Вместо подведения итога

Всё вышесказанное относится к организациям, в которых начальство болеет за дело и заинтересовано в том, чтобы сотрудники чувствовали себя на работе комфортно. Вместе с тем бывают места, которые работают от противного. Так например, в «потогонных конторах» сотрудников унижают, держат на голодном пайке и заставляют работать по 12 часов в день. Отсутствие физических сил и постоянные задержки зарплаты приводят к тому, что люди не могут оттуда уволиться, ибо у них нет возможности выкроить в таком графике время на поиск нормальной работы.

Также, повторюсь, какие-то дополнительные причины текучки следует искать только в том случае, если все очевидные вещи в порядке. Если вы платите сотрудникам 100 рублей в месяц, а ваши конкуренты — 200 рублей в месяц, избежать массовых увольнений вам удастся навряд ли.

Наконец, любопытным рекомендую прочесть семь страниц комментариев к вот этому посту, в котором блогеры ЖЖ рассказывали о причинах, побуждавших их увольняться. Весьма полезный и занимательный материал:

https://fritzmorgen.livejournal.com/1406232.html

PS. Это пятьдесят первая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →