Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

«Васюткино озеро» или кто прячет тексты из школьной программы



Читатель прислал восхитительную историю про наши учебники по литературе. Есть там такой добротный рассказ о школьнике-выживальце — «Васюткино озеро». Текст хорош сам по себе, кроме того учитель может на его основе проговорить разные важные темы типа «что делать, если попал в безвыходную ситуацию».

К автору рассказа тоже нет никаких вопросов, биография у Виктора Астафьева самая героическая. Отец сидел при Сталине за «вредительство», сам Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт, был награждён среди прочего медалью «За отвагу». Позже был писателем, потом депутатом.

Подвох в том, что, когда мой читатель попробовал найти «Васюткино озеро» в интернете, он не преуспел. Куча рекламы, куча ловушек со скрытым окончанием текста и, главное, масса «коротких пересказов». Я проверил лично — найти можно, но не по щелчку пальцев. Потребуются или опыт, или удача.

Представьте себе типичную реакцию школьника, которому задали прочесть рассказ. Школьник ищет минуту, две, пять минут, ничего не находит. Школьник встаёт перед выбором:

1. Стиснуть зубы и продолжить поиски.
2. Отложить чтение «на потом» в надежде, что всё как-нибудь образуется само собой.
3. Сэкономить несколько часов, прочтя вместо полноценного рассказа его краткий пересказ.

Выбор с педагогической точки зрения неприятный, искушение сфилонить весьма велико. Проблема сильно смягчается тем, что в бумажном учебнике этот текст таки есть, однако бумажный учебник далеко не всегда под рукой — особенно у родителя, который хочет лично обсуждать с детьми те тексты, которые они проходят по программе.

Хорошая новость в том, что решить вопрос можно было бы очень просто. Минпросвещения может легко договориться с какой-нибудь крупной онлайн-библиотекой и выложить туда в свободный доступ все тексты, которые входят в школьную программу. Вот, например, заготовка по школьной программе на «Викитеке»:

https://ru.wikisource.org/wiki/Викитека:Школьная_программа

Тут, правда, возникает вопрос безопасности — фонд «Викимедиа» контролируется из-за рубежа. Тем не менее если даже фонд и решит когда-нибудь отключить Россию от «Википедии» и «Викитеки» (как он это делал уже в 2012 в рамках оранжевых протестов), можно будет чуть ли не силами одного смышлёного админа развернуть аналог уже на российском домене.

Моя идея очевидна, и тот факт, что она до сих пор не воплощена в жизнь, говорит о наличии подводных камней. Опыт айтишника подсказывает мне, что самые крупные подводные камни выглядят так:

1. Система школьного образования — это консервативное болото, в котором по умолчанию тонут любые попытки привнести в пыльные кабинеты хотя бы самые простые современные технологии. Мы с вами понимаем, что интернет в 2019 году — это жизнь. Типичный чиновник из Минпросвещения не понимает, для него это маловажная мелочь типа формы клумб перед школьным крыльцом. «Нет текстов в интернете? Да какая разница, чего там в этой помойке нет, пусть на бумаге читают».

2. Даже если решение сделать электронную библиотеку будет принято на высоком уровне, ответственные лица наверняка захотят не договариваться со старыми игроками, а делать всё самостоятельно. «Зачем нам эти вики-швики, пираты-акробаты? Сегодня они есть, завтра их нет. У нас тут такие кулибины работают, они за неделю отличный сайт сделают». К тому моменту, когда станет ясно, что кулибины сделают глючный и неудобный сайт, который вдобавок не будет попадать в выдачу поисковиков, первоначальный запал уже пропадёт, и идею снова закопают до лучших времён.

3. Наконец, как только пойдёт серьёзная работа, высунут головы из-под камней главные враги науки и образования в России — защитники авторских прав. Даже при поиске «Васюткиного озера», рассказа от 1956 года, «Гугл» исключает часть результатов из-за «местного законодательства». Попытка выложить в онлайн тексты из учебников немедленно породит гневное шипение блюстителей копирайта, а их лоббистские возможности сегодня вполне достаточны, чтобы убить этот проект и наказать всех к нему причастных.

Вместо завершения поста замечу, что рекомендованный читателями рассказ «Утро помещика» великолепен:

https://ru.wikisource.org/wiki/Утро_помещика_(Толстой)

Лев Толстой с убедительностью опытного практика показал, что проблема бедности крестьян не решается по щелчку пальцев, как думали в те годы наивные идеалисты. Полагаю, этот рассказ непременно нужно включить в программу для старших классов — убрав оттуда, например, токсичную сатиру Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 249 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →