Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Учить, как деды и прадеды учили



Прочёл сейчас внимательно прошлогодний доклад BCG о будущем России и остального мира. Там, разумеется, пророчат нам разные традиционные ужасы, делая особый упор на технологическое отставание от Запада. Есть однако и весьма свежие, интересные наблюдения. Доклад написан на русском, рекомендую к скептическому прочтению:

https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf

Для затравки немного любопытного.

По оценкам, к 2020 году в США каждый второй будет фрилансером. Развитие технологий будет поддерживать распространение трансграничной удаленной занятости, которой не страшны миграционные барьеры.


Фриланс — это легальный способ уйти от необходимости соблюдать трудовое законодательство. Нет ничего странного, что количество фрилансеров растёт: фирма, которая использует их труд, более конкурентоспособна, так как она не связана по рукам и по ногам требованиями держать, например, заданный процент негров в штате.

Впрочем, лично я за фриланс руками и ногами, причём отнюдь не из-за того, что сам являюсь предпринимателем. Всё проще: распространение фриланса выравнивает рынки труда, таким образом, чем шире по планете распространяется фриланс, тем меньшим становится разрыв между зарплатами, например, в России и Норвегии.

Это хорошо по двум причинам. Во-первых, у нас зарплаты ниже, таким образом трансграничный фриланс будет тянуть их вверх. Во-вторых, проблему растущего неравенства в без войны, революции или эпидемии чумы разрешить довольно тяжело — следовательно, мы должны приветствовать столь гуманный способ снижения неравенства, как фриланс.

Технологии удаленного интерактивного взаимодействия продолжат трансформировать и мировое образование, расширяя возможности обучения вне зависимости от местонахождения слушателя и подрывая позиции традиционных учебных заведений.


У школ, как известно, есть две основных задачи — надзирать над детьми, пока их родители работают, и пытаться чему-нибудь научить детей. С первой задачей школы справляются удовлетворительно, со второй, к сожалению, нет. Дети учатся плохо и неохотно, и результаты такого обучения мы можем ежегодно со скорбью в глазах фиксировать на ЕГЭ.

Интернет в будущем позволит ликвидировать образовательное неравенство, дав каждому Василию Пупкину из Верхних Гадюк доступ к лучшим школам и лучшим учителям. Впрочем, стоит оговориться: процесс этот будет очень медленным. Как известно, есть только одна категория граждан, которая проявляет большую приверженность традициям, чем школьные учителя. Это родители школьников.

Оценка потенциала автоматизации отдельных задач, а не категорий профессий дает более консервативные результаты: согласно отчету ОЭСР, только 9% работников могут быть заменены алгоритмизированными решениями.

Важно отметить, что любые новые технологии всегда не только замещали труд человека, но и меняли его структуру, создавали новую занятость. ВЭФ оценивает количество новых рабочих мест в 15 странах в 2 млн к 2020 году


В этом оптимистичном прогнозе за скобками остаются две проблемы. Во-первых, суть роботизации в том, что общее количество рабочих мест сокращается: на двадцать сокращённых грузчиков появляется одно место программиста. Во-вторых, большая часть людей не в состоянии учиться даже под дулом безработицы: тратить несколько напряжённых лет, чтобы переучиться с водителя на специалиста по бигдате они не станут.

Получит дальнейшее развитие «экономика совместного пользования», когда все новые активы и предметы потребления (автомобили, недвижимость и т. п.) будут использоваться совместно в целях сокращения индивидуальных издержек.


Всё так, и это уже началось. Каршеринг изменил ситуацию в Москве — многие уже отказываются от личных автомобилей, так как каршеринг и дешевле, и удобнее. Это тема для отдельного поста, пока же я замечу, что переход личных автомобилей обратно в разряд роскоши убьёт целые индустрии типа автомоек, ремонтных мастерских и тюнинговых ателье. Три корпорации, каждая из которых будет владеть парком в 200 тысяч автомобилей, очевидно предпочтут делать всё не в вагончике у Ашота, а в огромных, оснащённых современной техникой автопарках.

В ближайшие 5–10 лет произойдет «поляризация квалификаций»: востребованными будут профессии наиболее высокой (категория «Знание») и наиболее низкой (категория «Умение») квалификации. В то же время количество рабочих мест среднего уровня квалификации (категория «Правило») будет испытывать наиболее сильное давление новых технологий. К должностям, которые уже сейчас подвергаются сокращениям в связи с цифровизацией процессов, относятся аналитики, бухгалтеры, юристы, трейдеры, рекрутеры, административный персонал и пр.


С одной стороны, логика тут есть. Сейчас, например, в стране наблюдается значительный дефицит сиделок. Вопрос только в том, кто будет оплачивать услуги сиделок в условиях массовой безработицы — с деньгами у безработных дела обстоят явно неважно. Может быть, государство? На это, пожалуй, вся надежда.

Повторюсь, я рекомендую прочесть доклад целиком — там есть масса интересных данных… про сокращение числа доярок в 125 раз, например, или про отсутствие в России «высокотехнологичных» героев.

Трагедия в том, что хоть многие вещи в докладе и поверхностны, и неверны, как это и бывает обычно с западными исследованиями о России, однако в главном авторы правы. Наш менталитет архаичен: даже в интеллектуальном ЖЖ можно слышать непрерывный гул возгласов в духе «не нужны нам ваши комплюктеры, давайте обратно к Сталину или к Николаю II». Сейчас, в 2018 году, презрение к новым технологиям — это пусть к катастрофе.

Наша школа также нуждается в глубочайших реформах. Вместе с тем, смешно сказать, большая часть критиков системы образования стоит на позиции «учить надо, как наших дедов и прадедов учили». Лично я в своё время учился в экспериментальной школе по системе классического образования, с латинским и греческим языком, по учебникам, в которых были ещё все эти дореволюционные яти. Также я лично знаю много активистов, требующих забыть всё новое и вернуться обратно в XX век, к стандартам семидесятых или даже сороковых годов.

Россия сейчас выезжает только на репетиторах. Хоть родители в России по большей части и безграмотны в педагогическом плане, они всё же берут количеством — ребёнок, который помимо школы проводит много времени с репетиторами, волей-неволей серьёзно подтягивает свой образовательный уровень, даже если он занимается не тем и не так.

Вернёмся к докладу. Авторы предлагают вдвое увеличить зарплату учителям, побудить взрослых людей учиться даже после 25 лет и создать тепличные условия для высокотехнологичного бизнеса. На мой взгляд, это разумные предложения.

В Финляндии, кстати, действуют сейчас ровно по той схеме, которую я предлагал ещё 10 лет назад — аккуратно демонтируют устаревшую классно-урочную систему, делая упор не на изучении предметов, а на изучении конкретных «феноменов»:

http://www.napozitiv.ru/post/finlyandiya-pervaya-strana-v-mire-kotoraya-izbavitsya-ot-vseh-shkolnyh-predmetov-vot-by-nam-tak

Обучение на основе феноменов использует естественное любопытство детей. Это позволяет им получать комплексные и максимально достоверные знания.

Комплексные феномены реального мира – это мотивирующая отправная точка для обучения. Они заменяют традиционные школьные предметы.

Явления этого мира изучаются как целостные объекты в их реальном контексте. Информация и навыки, связанные с ними, изучаются путем пересечения границ между этими объектами.

Подобными объектами могут быть, например, Европейский союз, СМИ, технологии, вода или энергия.

Таким образом у учеников формируются навыки ХХІ века: критическое мышление, креативность, тяга к новшествам, навыки общения и работы в команде.


Особо отмечу словосочетание «критическое мышление». Как показывает мой многолетний опыт ведения блога, критическое мышление, к сожалению, отсутствует у подавляющего большинства людей. Вместо того, чтобы включать мозг и анализировать, люди предпочитают действовать по упрощённой схеме: слепо принимать на веру всё, что им приятно, и столь же слепо обрушиваться с критикой на всё, что им неприятно.

Будет интересно посмотреть, сумеют ли финны научить детей, что делить мнения на «моё и неправильное» — плохая стратегия в современной жизни.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 360 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
За будущее РФ я теперь спокоен --- фриланс всё выровняет и поможет.

А по-поводу школ...

Настоящее школьное образование умерло, вместе с СССР.

Нынешнее "образование"--- суть Симулякр.....Видимость только. А на самом деле власть имитирует образование....Ибо образованные массы кремлю не нужны. Вон пусть в храмы идут, молиться...
И не говори, Михалыч. Вот раньше-то, бывало, инда озимые взопреют, бежишь в лаптях в школу, и только чернила в ранце булькают. По пути у гуся из хвоста перо выдернешь, на уроке его перочиным ножиком и оточишь.

А сейчас что? Уткнутся в свои срамфоны, да бубнят что-то не по-русски: лол, кек, чебурек… Эх, Сталина на них, нехристей, нет…

siren67

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

rudinandrey

5 years ago

Serge Perovsky

5 years ago

lrlay777

5 years ago

kopein

5 years ago

salvator_vals

5 years ago

vdesyatke2

5 years ago

salvator_vals

5 years ago

vdesyatke2

5 years ago

salvator_vals

5 years ago

samoxa_xa

5 years ago

siren67

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

china_x_pilot

5 years ago

samoxa_xa

5 years ago

samoxa_xa

5 years ago

Олег Окман

5 years ago

siren67

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

siren67

5 years ago

Олег Окман

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

разрыв между зарплатами, например, в России и Норвегии. Это хорошо по двум причинам. Во-первых, у нас зарплаты ниже,
------------
Я так понимаю, что в среднем по миру у нас зарплата вполне ничего, поэтому в выравнивании с индусами и африканцами нет ничего хорошего.
--------
Подобными объектами могут быть, например, Европейский союз, СМИ, технологии, вода или энергия.
--------
Про это еще Фейнман писал, "вакаликс приводит это в движение". Но Фейнман-то устарел, конечно, он еще 40-х годов.
Отдельно взятый Фейнман может писать что угодно, хоть в 40-х годах, хоть в 1840-х. Вопрос в том, что по этому поводу думает министр образования и его ведомство. А там уже отнюдь не до новаторских идей обычно.

jan_kiepura

5 years ago

Deleted comment

jan_kiepura

5 years ago

Deleted comment

jan_kiepura

5 years ago

Олег, вот смотри.
Появились в Питере 100500 фрилансеров. Что получается? Что они оказыапют давление на рынок кабаков и иных услуг. Ибо они зарабатывают на порядок больше, чем местные.
Так и хорошо. В кабаках и иных услугах тоже люди работают.

bbv2612beta

5 years ago

lestylo1

5 years ago

bbv2612beta

5 years ago

Deleted comment

Jocker

5 years ago

Deleted comment

bbv2612beta

5 years ago

Deleted comment

bbv2612beta

5 years ago

Deleted comment

bbv2612beta

5 years ago

frost_11

November 10 2018, 09:01:52 UTC 5 years ago Edited:  November 10 2018, 09:02:00 UTC

А меня учили по классической системе, и только на этом я сейчас и выживаю
С древнегреческого на латинский переводы делаете?

frost_11

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

frost_11

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

frost_11

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

> ребёнок, который помимо школы проводит много времени с репетиторами, волей-неволей серьёзно подтягивает свой образовательный уровень

Нет.

Ребёнку из нормальной семьи репетиторы не нужны вообше - а кухаркиным детям репетиторы помочь не способны в принципе.

"а кухаркиным детям репетиторы помочь не способны в принципе"

Фашизм в обертке социал-дарвинизма. До идей некоего деятеля из прошлого осталось указать на раздельное происхождение людей из "нормальных семей" - высшей расы, и "кухаркиных детей" - унтерменшенов. А у нас XXI век на дворе...Когда есть уже реальные данные о том, что устройство мозга уникально для человека, и поля/подполя Бродмана появляются у людей вообще непонятно как, а не потому что у тебя дедушка был Эйнштейн...

olegmakarenko.ru

5 years ago

ps_human

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

ps_human

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

ps_human

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

ps_human

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

ps_human

5 years ago

serg_svt

5 years ago

ps_human

5 years ago

serg_svt

5 years ago

iv_an_ru

5 years ago

chaos218

5 years ago

ps_human

5 years ago

dfedbees

5 years ago

Deleted comment

olegmakarenko.ru

5 years ago

Deleted comment

olegmakarenko.ru

5 years ago

paladin_sveta

5 years ago

ps_human

5 years ago

paladin_sveta

5 years ago

ps_human

5 years ago

lheujq321

5 years ago

serg_svt

5 years ago

ps_human

5 years ago

serg_svt

5 years ago

ps_human

5 years ago

serg_svt

5 years ago

ps_human

5 years ago

serg_svt

5 years ago

ps_human

5 years ago

serg_svt

5 years ago

ps_human

5 years ago

serg_svt

5 years ago

ps_human

5 years ago

alga

5 years ago

rjyatnne

5 years ago

Deleted comment

Да, при дедах и прадедах было лучше. Не то, что сейчас.

dfedbees

5 years ago

gorelovairina

5 years ago

uniala

5 years ago

dfedbees

5 years ago

iv_an_ru

5 years ago

Deleted comment

iv_an_ru

5 years ago

Deleted comment

iv_an_ru

5 years ago

Deleted comment

iv_an_ru

5 years ago

Deleted comment

iv_an_ru

5 years ago

serg_svt

5 years ago

Deleted comment

iv_an_ru

5 years ago

Deleted comment

iv_an_ru

5 years ago

serg_svt

5 years ago

iv_an_ru

5 years ago

serg_svt

5 years ago

Deleted comment

serg_svt

5 years ago

Deleted comment

serg_svt

5 years ago

Deleted comment

serg_svt

5 years ago

serg_svt

5 years ago

Deleted comment

serg_svt

5 years ago

Deleted comment

serg_svt

5 years ago

работаю в школе.
про школу в посте у меня есть несогласия.

но!
да. есть учителя (родом из СССР), которые тормозят нынешнюю потрясающую правильную систему образования.
нынешнюю потрясающую правильную систему образования

Даже не смешно.

nipuxa

5 years ago

nipuxa

5 years ago

one_1_3

5 years ago

nipuxa

5 years ago

nipuxa

5 years ago

l4007

5 years ago

dfedbees

5 years ago

rundukspb

November 10 2018, 09:20:11 UTC 5 years ago Edited:  November 10 2018, 09:21:05 UTC

Истинный питерец на подсознательном уровне обожествляет финнов . Все то у них лучше. То, что они сломали свою систему образования - вещь известная. Только вот где подтверждение того, что от этого была польза?
Отнюдь не обожествляю. Напротив, как работавший с финнами, знаю о них не с самой приятной стороны. Однако они что-то делают, вот в чём разница.

jack_bird

5 years ago

gorelovairina

5 years ago

jack_bird

5 years ago

vanitas_vanit

5 years ago

Как-то разговорились с женой за каршеринг, мол "дешевле, чем своя машина". Ответ был весьма оригинальный: "Я не хочу ездить на машине, в которой до меня ездило 100500 непонятных людей". Логика в этом есть. Машину никто не дезинфицирует, и если предыдущий водятел был спидоносным сифилитиком, а пассажирами пять наркоманов, наблевавшими пива на сиденья - нахер бы такую экономию.
вот плюс много!

olegmakarenko.ru

5 years ago

owk4

5 years ago

lheujq321

November 10 2018, 09:26:11 UTC 5 years ago Edited:  November 10 2018, 09:26:39 UTC

Как это умиляет: фриланс позволяет уйти от соблюдения трудового законодательства ( и налогов - прим. моё )...и... " я поддерживаю фриланс".
При 300% прибыли нет такого преступления...

lestylo1

5 years ago

uniala

5 years ago

pazakk

5 years ago

Deleted comment

pazakk

5 years ago

Deleted comment

Оторванность автора от школьных реалий позволяет, критикуя действительно бредовые идеи вернуться к старому, нести фигню уже от своего имени. Рассуждения о самообразовании через интернет конечно хороши, но они бредовы и никогда не сработают массово, куда важнее разгрузить учителей от кучи ненужной бумажной работы, не имеющей к образованию никакого отношения. Например сейчас каждый учитель должен сам разрабатывать программу обучения, т.е. не взять одну из готовых на выбор. А взять и "переработать", т.е. тупо убив время на переписывание имеющейся программы, но на свой лад. При этом реально свою создать всё равно нельзя.

Собственно, ваша грубость и ваша нетерпимость к инакомыслию — это одна из главных проблем советского образования. В такой атмосфере делать что-то новое тяжело.

rand48

5 years ago

lestylo1

5 years ago

rand48

5 years ago

jan_kiepura

5 years ago

uniala

5 years ago

на образование смотрю по своему старшему сыну, который сейчас в 8 классе. со всего класса за первую четверть всего 3 четверки, остальные двойки и тройки. наши ученики занимаются по новой программе ФГОС, я думаю это наглядный пример того что ФГОС гавно. Но, ключевым фактором как мне кажется, сейчас у учителей много писанины, отчетов и прочего, поэтому они ЭТОМУ время уделяют больше чем самой учебе.
Я уже давно забил на что либо повлиять, и делаю ставку либо на спорт, либо на киберспорт. Один фиг пенсионеры на своей работе задержатся еще на 5 лет, новые профессии осваивают роботы, что сейчас будет делать молодежь? х.з. в общем мое ИМХО учителей от всяких отчетов освободить, единственный показатель учителя, знания ученика по предмету. Плохие знания, плохой учитель, меняем учителя. Репетиторы за счет школы, т.е. приглашенные учителя с других школ, в продленное время, и сидеть восстанавливать знания если свой учитель их не дал.
Тесты сделать еженедельными, и чтобы вопросы там учитывали кривую забывания, т.е. например примеры и задачи повторялись бы с периодичностью, тесты за компьютерами, на тестах другие учителя выбираемые рандомно, чтобы сегодня у учителя математики тесты и сидят следят учителя физики и русского, на следующей неделе истории и рисования... т.е. чтобы сговора не было какого то.
Отстает ребенок, остается на продленку, и занимается занимается и занимается по предмету. Тех кто не хочет, официально пороть и позорить! Чтобы некоторым личностям не повадно было изображать из себя "крутых", которые ничего не делают и ничего им за это не будет.
Убрать вообще эти домашние задания, что-то надо делать, остаются после школы и делают.
"... я думаю это наглядный пример того что ФГОС гавно. "

Хе-хе. Наконец-то родители начали что-то подозревать. А до этого всё на ЕГЭ валили.

Думаю, не пройдёт и пяти лет, как мысль "ФГОС - гавно" дойдёт до большинства.

jan_kiepura

5 years ago

four_spades

5 years ago

Deleted comment

four_spades

5 years ago

four_spades

5 years ago

pazakk

5 years ago

jan_kiepura

5 years ago

rudinandrey

5 years ago

1. многим людям для обучения и работы требуются надсмотрщики. Это делает фриланс и компьютерное образование проблематичным.
2. Фрилансеры из России побегут на теплые пляжи, туде где ниже НДС и таможенные тарифы (то есть, товары дешевле)
России и многим дургим полуавторитарным странам с неважной экономикой наступит кирдык

1. функцию мотивации для школьников выполняют родители.
для взрослых людей мотивация - это кошелек. не работаешь - в кошельке пусто.
2. вот-вот. надо снижать налоги и затраты на госстуктуры.

dfedbees

5 years ago

Deleted comment

dfedbees

5 years ago

dfedbees

5 years ago

Олег Окман

5 years ago

sergkz

November 10 2018, 09:40:35 UTC 5 years ago Edited:  November 10 2018, 09:42:16 UTC

Давно уже вычитал такую цитату, только вдумайтесь - это написано в 1947 году!
Особенно интересен вывод про "общество на ценностях, отличных от купли-продажи".
Но как??? Банкиры и прочие спекулянты власть не отдадут.

Норберт Винер, "Кибернетика или управление и связь в животном и машине", 1947

Быть может, исторические корни настоящего положения вещей станут яснее, если вспомнить, что I промышленная революция — революция «темных сатанинских фабрик» — была обесценением человеческих рук вследствие конкуренции машин. Любая заработная плата, на которую мог бы прожить землекоп в Соединенных Штатах, будет слишком высока, чтобы позволить ему конкурировать с экскаватором. Современная промышленная революция должна обесценить человеческий мозг, по крайней мере в его наиболее простых и рутинных функциях. Разумеется, подобно тому, как квалифицированный плотник, квалифицированный механик или квалифицированный портной пережили так или иначе I промышленную революцию, квалифицированный ученый и квалифицированный администратор могут пережить и вторую. Но представим себе, что вторая революция завершена. Тогда средний человек со средними или еще меньшими способностями не сможет предложить для продажи ничего, за что стоило бы платить деньги.
Выход один — построить общество, основанное на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи. Для строительства такого общества потребуется большая подготовка и большая борьба, которая при благоприятных обстоятельствах может вестись в идейной плоскости, а в противном случае — кто знает как?
Тогда средний человек со средними или еще меньшими способностями не сможет предложить для продажи ничего, за что стоило бы платить деньги.

Вот видите, как мало знал Отец Кибернетики о транспланталогии...

berlogmedvedev

5 years ago

chaos218

5 years ago

sergkz

November 10 2018, 09:50:51 UTC 5 years ago Edited:  November 10 2018, 10:03:38 UTC

(извиняюсь за второй комментарий в корне, но он на другую тему нежели первый)

На мой взгляд, "обучение на основе феноменов" не даст систематического образования.
Это способ обучения "эрудированных невежественных дилетантов".
А чтобы человек мог ПОНЯТЬ какой-то новый феномен - нужны систематические знания о предмете, к которому этот феномен относится. Систематические же знания на основе собственного интереса способен получить разве что гений, упёртый на учёбе, но он-то как раз и в классической школе будет первым учеником.
Например, изучение "феномена" под названием "Европейский Союз" запросто оставит за бортом историческую роль монархизма, теократии, тоталитаризма, фашизма, коммунизма, и сведёт всё к внешним признакам ныне существующего ЕС. И такое "изучение" отнюдь не поможет ученикам понять, почему например пожилые жители Нюрнберга, Гамбурга, Франкфурта и Дрездена до сих пор с неприязнью, мягко говоря, относятся к американцам, даже к туристам.

Собственно, обилие в интернете статей по всякой конспирологии и прочей "как бы науке" только подтверждает грядущее засилье тех самых "эрудированных невежественных дилетантов".

В заключение скажу: на мой взгляд, если из всеобщей средней школы убрать требовательность с дисциплиной и оставить только интерес - это прямой путь к деградации.
В конце концов, адепты "прав человека" в их биологическом прочтении агитируют "что естественно - то не безобразно", так вот - любой дрессировщик скажет, что животное (каким является и человек до воспитания, а некоторые и после, смотря по результатам) дрессировать только на положительных стимулах НЕВОЗМОЖНО.
Мы сейчас пытаемся о чём-то судить на основе пары абзацев в изложении журналистов, которые почти наверняка не разбираются в педагогике и не пытались вникнуть в суть системы.

sergkz

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

sergkz

5 years ago

olegmakarenko.ru

5 years ago

Deleted comment

olegmakarenko.ru

5 years ago

Serge Perovsky

5 years ago

dfedbees

5 years ago

dfedbees

5 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →