Прочёл сейчас внимательно прошлогодний доклад BCG о будущем России и остального мира. Там, разумеется, пророчат нам разные традиционные ужасы, делая особый упор на технологическое отставание от Запада. Есть однако и весьма свежие, интересные наблюдения. Доклад написан на русском, рекомендую к скептическому прочтению:
https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf
Для затравки немного любопытного.
По оценкам, к 2020 году в США каждый второй будет фрилансером. Развитие технологий будет поддерживать распространение трансграничной удаленной занятости, которой не страшны миграционные барьеры.
Фриланс — это легальный способ уйти от необходимости соблюдать трудовое законодательство. Нет ничего странного, что количество фрилансеров растёт: фирма, которая использует их труд, более конкурентоспособна, так как она не связана по рукам и по ногам требованиями держать, например, заданный процент негров в штате.
Впрочем, лично я за фриланс руками и ногами, причём отнюдь не из-за того, что сам являюсь предпринимателем. Всё проще: распространение фриланса выравнивает рынки труда, таким образом, чем шире по планете распространяется фриланс, тем меньшим становится разрыв между зарплатами, например, в России и Норвегии.
Это хорошо по двум причинам. Во-первых, у нас зарплаты ниже, таким образом трансграничный фриланс будет тянуть их вверх. Во-вторых, проблему растущего неравенства в без войны, революции или эпидемии чумы разрешить довольно тяжело — следовательно, мы должны приветствовать столь гуманный способ снижения неравенства, как фриланс.
Технологии удаленного интерактивного взаимодействия продолжат трансформировать и мировое образование, расширяя возможности обучения вне зависимости от местонахождения слушателя и подрывая позиции традиционных учебных заведений.
У школ, как известно, есть две основных задачи — надзирать над детьми, пока их родители работают, и пытаться чему-нибудь научить детей. С первой задачей школы справляются удовлетворительно, со второй, к сожалению, нет. Дети учатся плохо и неохотно, и результаты такого обучения мы можем ежегодно со скорбью в глазах фиксировать на ЕГЭ.
Интернет в будущем позволит ликвидировать образовательное неравенство, дав каждому Василию Пупкину из Верхних Гадюк доступ к лучшим школам и лучшим учителям. Впрочем, стоит оговориться: процесс этот будет очень медленным. Как известно, есть только одна категория граждан, которая проявляет большую приверженность традициям, чем школьные учителя. Это родители школьников.
Оценка потенциала автоматизации отдельных задач, а не категорий профессий дает более консервативные результаты: согласно отчету ОЭСР, только 9% работников могут быть заменены алгоритмизированными решениями.
Важно отметить, что любые новые технологии всегда не только замещали труд человека, но и меняли его структуру, создавали новую занятость. ВЭФ оценивает количество новых рабочих мест в 15 странах в 2 млн к 2020 году
В этом оптимистичном прогнозе за скобками остаются две проблемы. Во-первых, суть роботизации в том, что общее количество рабочих мест сокращается: на двадцать сокращённых грузчиков появляется одно место программиста. Во-вторых, большая часть людей не в состоянии учиться даже под дулом безработицы: тратить несколько напряжённых лет, чтобы переучиться с водителя на специалиста по бигдате они не станут.
Получит дальнейшее развитие «экономика совместного пользования», когда все новые активы и предметы потребления (автомобили, недвижимость и т. п.) будут использоваться совместно в целях сокращения индивидуальных издержек.
Всё так, и это уже началось. Каршеринг изменил ситуацию в Москве — многие уже отказываются от личных автомобилей, так как каршеринг и дешевле, и удобнее. Это тема для отдельного поста, пока же я замечу, что переход личных автомобилей обратно в разряд роскоши убьёт целые индустрии типа автомоек, ремонтных мастерских и тюнинговых ателье. Три корпорации, каждая из которых будет владеть парком в 200 тысяч автомобилей, очевидно предпочтут делать всё не в вагончике у Ашота, а в огромных, оснащённых современной техникой автопарках.
В ближайшие 5–10 лет произойдет «поляризация квалификаций»: востребованными будут профессии наиболее высокой (категория «Знание») и наиболее низкой (категория «Умение») квалификации. В то же время количество рабочих мест среднего уровня квалификации (категория «Правило») будет испытывать наиболее сильное давление новых технологий. К должностям, которые уже сейчас подвергаются сокращениям в связи с цифровизацией процессов, относятся аналитики, бухгалтеры, юристы, трейдеры, рекрутеры, административный персонал и пр.
С одной стороны, логика тут есть. Сейчас, например, в стране наблюдается значительный дефицит сиделок. Вопрос только в том, кто будет оплачивать услуги сиделок в условиях массовой безработицы — с деньгами у безработных дела обстоят явно неважно. Может быть, государство? На это, пожалуй, вся надежда.
Повторюсь, я рекомендую прочесть доклад целиком — там есть масса интересных данных… про сокращение числа доярок в 125 раз, например, или про отсутствие в России «высокотехнологичных» героев.
Трагедия в том, что хоть многие вещи в докладе и поверхностны, и неверны, как это и бывает обычно с западными исследованиями о России, однако в главном авторы правы. Наш менталитет архаичен: даже в интеллектуальном ЖЖ можно слышать непрерывный гул возгласов в духе «не нужны нам ваши комплюктеры, давайте обратно к Сталину или к Николаю II». Сейчас, в 2018 году, презрение к новым технологиям — это пусть к катастрофе.
Наша школа также нуждается в глубочайших реформах. Вместе с тем, смешно сказать, большая часть критиков системы образования стоит на позиции «учить надо, как наших дедов и прадедов учили». Лично я в своё время учился в экспериментальной школе по системе классического образования, с латинским и греческим языком, по учебникам, в которых были ещё все эти дореволюционные яти. Также я лично знаю много активистов, требующих забыть всё новое и вернуться обратно в XX век, к стандартам семидесятых или даже сороковых годов.
Россия сейчас выезжает только на репетиторах. Хоть родители в России по большей части и безграмотны в педагогическом плане, они всё же берут количеством — ребёнок, который помимо школы проводит много времени с репетиторами, волей-неволей серьёзно подтягивает свой образовательный уровень, даже если он занимается не тем и не так.
Вернёмся к докладу. Авторы предлагают вдвое увеличить зарплату учителям, побудить взрослых людей учиться даже после 25 лет и создать тепличные условия для высокотехнологичного бизнеса. На мой взгляд, это разумные предложения.
В Финляндии, кстати, действуют сейчас ровно по той схеме, которую я предлагал ещё 10 лет назад — аккуратно демонтируют устаревшую классно-урочную систему, делая упор не на изучении предметов, а на изучении конкретных «феноменов»:
http://www.napozitiv.ru/post/finlyandiya-pervaya-strana-v-mire-kotoraya-izbavitsya-ot-vseh-shkolnyh-predmetov-vot-by-nam-tak
Обучение на основе феноменов использует естественное любопытство детей. Это позволяет им получать комплексные и максимально достоверные знания.
Комплексные феномены реального мира – это мотивирующая отправная точка для обучения. Они заменяют традиционные школьные предметы.
Явления этого мира изучаются как целостные объекты в их реальном контексте. Информация и навыки, связанные с ними, изучаются путем пересечения границ между этими объектами.
Подобными объектами могут быть, например, Европейский союз, СМИ, технологии, вода или энергия.
Таким образом у учеников формируются навыки ХХІ века: критическое мышление, креативность, тяга к новшествам, навыки общения и работы в команде.
Особо отмечу словосочетание «критическое мышление». Как показывает мой многолетний опыт ведения блога, критическое мышление, к сожалению, отсутствует у подавляющего большинства людей. Вместо того, чтобы включать мозг и анализировать, люди предпочитают действовать по упрощённой схеме: слепо принимать на веру всё, что им приятно, и столь же слепо обрушиваться с критикой на всё, что им неприятно.
Будет интересно посмотреть, сумеют ли финны научить детей, что делить мнения на «моё и неправильное» — плохая стратегия в современной жизни.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
siren67
November 10 2018, 08:55:31 UTC 5 years ago
А по-поводу школ...
Настоящее школьное образование умерло, вместе с СССР.
Нынешнее "образование"--- суть Симулякр.....Видимость только. А на самом деле власть имитирует образование....Ибо образованные массы кремлю не нужны. Вон пусть в храмы идут, молиться...
olegmakarenko.ru
November 10 2018, 09:00:26 UTC 5 years ago
А сейчас что? Уткнутся в свои срамфоны, да бубнят что-то не по-русски: лол, кек, чебурек… Эх, Сталина на них, нехристей, нет…
siren67
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
rudinandrey
5 years ago
Serge Perovsky
5 years ago
lrlay777
5 years ago
kopein
5 years ago
salvator_vals
5 years ago
vdesyatke2
5 years ago
salvator_vals
5 years ago
vdesyatke2
5 years ago
salvator_vals
5 years ago
samoxa_xa
5 years ago
siren67
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
china_x_pilot
5 years ago
samoxa_xa
5 years ago
samoxa_xa
5 years ago
Олег Окман
5 years ago
siren67
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
siren67
5 years ago
Олег Окман
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
jan_kiepura
November 10 2018, 08:58:19 UTC 5 years ago
------------
Я так понимаю, что в среднем по миру у нас зарплата вполне ничего, поэтому в выравнивании с индусами и африканцами нет ничего хорошего.
--------
Подобными объектами могут быть, например, Европейский союз, СМИ, технологии, вода или энергия.
--------
Про это еще Фейнман писал, "вакаликс приводит это в движение". Но Фейнман-то устарел, конечно, он еще 40-х годов.
olegmakarenko.ru
November 10 2018, 09:02:02 UTC 5 years ago
jan_kiepura
5 years ago
Deleted comment
jan_kiepura
5 years ago
Deleted comment
jan_kiepura
5 years ago
bbv2612beta
November 10 2018, 09:01:19 UTC 5 years ago
Появились в Питере 100500 фрилансеров. Что получается? Что они оказыапют давление на рынок кабаков и иных услуг. Ибо они зарабатывают на порядок больше, чем местные.
olegmakarenko.ru
November 10 2018, 09:02:47 UTC 5 years ago
bbv2612beta
5 years ago
lestylo1
5 years ago
bbv2612beta
5 years ago
Deleted comment
Jocker
5 years ago
Deleted comment
bbv2612beta
5 years ago
Deleted comment
bbv2612beta
5 years ago
Deleted comment
bbv2612beta
5 years ago
frost_11
November 10 2018, 09:01:52 UTC 5 years ago Edited: November 10 2018, 09:02:00 UTC
olegmakarenko.ru
November 10 2018, 09:02:24 UTC 5 years ago
frost_11
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
frost_11
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
frost_11
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
paladin_sveta
November 10 2018, 09:04:51 UTC 5 years ago
> ребёнок, который помимо школы проводит много времени с репетиторами, волей-неволей серьёзно подтягивает свой образовательный уровень
Нет.
Ребёнку из нормальной семьи репетиторы не нужны вообше - а кухаркиным детям репетиторы помочь не способны в принципе.
ps_human
November 10 2018, 10:12:35 UTC 5 years ago
Фашизм в обертке социал-дарвинизма. До идей некоего деятеля из прошлого осталось указать на раздельное происхождение людей из "нормальных семей" - высшей расы, и "кухаркиных детей" - унтерменшенов. А у нас XXI век на дворе...Когда есть уже реальные данные о том, что устройство мозга уникально для человека, и поля/подполя Бродмана появляются у людей вообще непонятно как, а не потому что у тебя дедушка был Эйнштейн...
olegmakarenko.ru
5 years ago
ps_human
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
ps_human
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
ps_human
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
ps_human
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
ps_human
5 years ago
serg_svt
5 years ago
ps_human
5 years ago
serg_svt
5 years ago
iv_an_ru
5 years ago
chaos218
5 years ago
ps_human
5 years ago
dfedbees
5 years ago
Deleted comment
olegmakarenko.ru
5 years ago
Deleted comment
olegmakarenko.ru
5 years ago
paladin_sveta
5 years ago
ps_human
5 years ago
paladin_sveta
5 years ago
ps_human
5 years ago
lheujq321
5 years ago
serg_svt
5 years ago
ps_human
5 years ago
serg_svt
5 years ago
ps_human
5 years ago
serg_svt
5 years ago
ps_human
5 years ago
serg_svt
5 years ago
ps_human
5 years ago
serg_svt
5 years ago
ps_human
5 years ago
serg_svt
5 years ago
ps_human
5 years ago
alga
5 years ago
rjyatnne
5 years ago
Deleted comment
olegmakarenko.ru
November 10 2018, 10:08:53 UTC 5 years ago
dfedbees
5 years ago
gorelovairina
5 years ago
uniala
5 years ago
dfedbees
5 years ago
iv_an_ru
5 years ago
Deleted comment
iv_an_ru
5 years ago
Deleted comment
iv_an_ru
5 years ago
Deleted comment
iv_an_ru
5 years ago
Deleted comment
iv_an_ru
5 years ago
serg_svt
5 years ago
Deleted comment
iv_an_ru
5 years ago
Deleted comment
iv_an_ru
5 years ago
serg_svt
5 years ago
iv_an_ru
5 years ago
serg_svt
5 years ago
Deleted comment
serg_svt
5 years ago
Deleted comment
serg_svt
5 years ago
Deleted comment
serg_svt
5 years ago
serg_svt
5 years ago
Deleted comment
serg_svt
5 years ago
Deleted comment
serg_svt
5 years ago
nipuxa
November 10 2018, 09:16:39 UTC 5 years ago
про школу в посте у меня есть несогласия.
но!
да. есть учителя (родом из СССР), которые тормозят нынешнюю потрясающую правильную систему образования.
lheujq321
November 10 2018, 09:27:44 UTC 5 years ago
Даже не смешно.
nipuxa
5 years ago
Сергей Симонов
5 years ago
nipuxa
5 years ago
one_1_3
5 years ago
nipuxa
5 years ago
nipuxa
5 years ago
l4007
5 years ago
dfedbees
5 years ago
rundukspb
November 10 2018, 09:20:11 UTC 5 years ago Edited: November 10 2018, 09:21:05 UTC
olegmakarenko.ru
November 10 2018, 10:08:29 UTC 5 years ago
jack_bird
5 years ago
gorelovairina
5 years ago
jack_bird
5 years ago
Сергей Симонов
5 years ago
vanitas_vanit
5 years ago
Сергей Симонов
5 years ago
owk4
November 10 2018, 09:24:26 UTC 5 years ago
rudinandrey
November 10 2018, 09:39:15 UTC 5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
owk4
5 years ago
lheujq321
November 10 2018, 09:26:11 UTC 5 years ago Edited: November 10 2018, 09:26:39 UTC
jan_kiepura
November 10 2018, 09:29:35 UTC 5 years ago
lestylo1
5 years ago
uniala
5 years ago
pazakk
5 years ago
Deleted comment
pazakk
5 years ago
Deleted comment
rand48
November 10 2018, 09:28:29 UTC 5 years ago
Оторванность автора от школьных реалий позволяет, критикуя действительно бредовые идеи вернуться к старому, нести фигню уже от своего имени. Рассуждения о самообразовании через интернет конечно хороши, но они бредовы и никогда не сработают массово, куда важнее разгрузить учителей от кучи ненужной бумажной работы, не имеющей к образованию никакого отношения. Например сейчас каждый учитель должен сам разрабатывать программу обучения, т.е. не взять одну из готовых на выбор. А взять и "переработать", т.е. тупо убив время на переписывание имеющейся программы, но на свой лад. При этом реально свою создать всё равно нельзя.
olegmakarenko.ru
November 10 2018, 10:14:30 UTC 5 years ago
rand48
5 years ago
lestylo1
5 years ago
rand48
5 years ago
jan_kiepura
5 years ago
uniala
5 years ago
rudinandrey
November 10 2018, 09:35:46 UTC 5 years ago
Я уже давно забил на что либо повлиять, и делаю ставку либо на спорт, либо на киберспорт. Один фиг пенсионеры на своей работе задержатся еще на 5 лет, новые профессии осваивают роботы, что сейчас будет делать молодежь? х.з. в общем мое ИМХО учителей от всяких отчетов освободить, единственный показатель учителя, знания ученика по предмету. Плохие знания, плохой учитель, меняем учителя. Репетиторы за счет школы, т.е. приглашенные учителя с других школ, в продленное время, и сидеть восстанавливать знания если свой учитель их не дал.
Тесты сделать еженедельными, и чтобы вопросы там учитывали кривую забывания, т.е. например примеры и задачи повторялись бы с периодичностью, тесты за компьютерами, на тестах другие учителя выбираемые рандомно, чтобы сегодня у учителя математики тесты и сидят следят учителя физики и русского, на следующей неделе истории и рисования... т.е. чтобы сговора не было какого то.
Отстает ребенок, остается на продленку, и занимается занимается и занимается по предмету. Тех кто не хочет, официально пороть и позорить! Чтобы некоторым личностям не повадно было изображать из себя "крутых", которые ничего не делают и ничего им за это не будет.
Убрать вообще эти домашние задания, что-то надо делать, остаются после школы и делают.
four_spades
November 10 2018, 13:37:13 UTC 5 years ago
Хе-хе. Наконец-то родители начали что-то подозревать. А до этого всё на ЕГЭ валили.
Думаю, не пройдёт и пяти лет, как мысль "ФГОС - гавно" дойдёт до большинства.
jan_kiepura
5 years ago
four_spades
5 years ago
Deleted comment
four_spades
5 years ago
four_spades
5 years ago
pazakk
5 years ago
jan_kiepura
5 years ago
rudinandrey
5 years ago
dr_pirdulkin
November 10 2018, 09:37:21 UTC 5 years ago
2. Фрилансеры из России побегут на теплые пляжи, туде где ниже НДС и таможенные тарифы (то есть, товары дешевле)
России и многим дургим полуавторитарным странам с неважной экономикой наступит кирдык
lestylo1
November 10 2018, 10:29:35 UTC 5 years ago
для взрослых людей мотивация - это кошелек. не работаешь - в кошельке пусто.
2. вот-вот. надо снижать налоги и затраты на госстуктуры.
dfedbees
5 years ago
Deleted comment
dfedbees
5 years ago
dfedbees
5 years ago
Олег Окман
5 years ago
sergkz
November 10 2018, 09:40:35 UTC 5 years ago Edited: November 10 2018, 09:42:16 UTC
Особенно интересен вывод про "общество на ценностях, отличных от купли-продажи".
Но как??? Банкиры и прочие спекулянты власть не отдадут.
Норберт Винер, "Кибернетика или управление и связь в животном и машине", 1947
Быть может, исторические корни настоящего положения вещей станут яснее, если вспомнить, что I промышленная революция — революция «темных сатанинских фабрик» — была обесценением человеческих рук вследствие конкуренции машин. Любая заработная плата, на которую мог бы прожить землекоп в Соединенных Штатах, будет слишком высока, чтобы позволить ему конкурировать с экскаватором. Современная промышленная революция должна обесценить человеческий мозг, по крайней мере в его наиболее простых и рутинных функциях. Разумеется, подобно тому, как квалифицированный плотник, квалифицированный механик или квалифицированный портной пережили так или иначе I промышленную революцию, квалифицированный ученый и квалифицированный администратор могут пережить и вторую. Но представим себе, что вторая революция завершена. Тогда средний человек со средними или еще меньшими способностями не сможет предложить для продажи ничего, за что стоило бы платить деньги.
Выход один — построить общество, основанное на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи. Для строительства такого общества потребуется большая подготовка и большая борьба, которая при благоприятных обстоятельствах может вестись в идейной плоскости, а в противном случае — кто знает как?
vogluskr
November 10 2018, 11:02:08 UTC 5 years ago
Вот видите, как мало знал Отец Кибернетики о транспланталогии...
berlogmedvedev
5 years ago
chaos218
5 years ago
sergkz
November 10 2018, 09:50:51 UTC 5 years ago Edited: November 10 2018, 10:03:38 UTC
На мой взгляд, "обучение на основе феноменов" не даст систематического образования.
Это способ обучения "эрудированных невежественных дилетантов".
А чтобы человек мог ПОНЯТЬ какой-то новый феномен - нужны систематические знания о предмете, к которому этот феномен относится. Систематические же знания на основе собственного интереса способен получить разве что гений, упёртый на учёбе, но он-то как раз и в классической школе будет первым учеником.
Например, изучение "феномена" под названием "Европейский Союз" запросто оставит за бортом историческую роль монархизма, теократии, тоталитаризма, фашизма, коммунизма, и сведёт всё к внешним признакам ныне существующего ЕС. И такое "изучение" отнюдь не поможет ученикам понять, почему например пожилые жители Нюрнберга, Гамбурга, Франкфурта и Дрездена до сих пор с неприязнью, мягко говоря, относятся к американцам, даже к туристам.
Собственно, обилие в интернете статей по всякой конспирологии и прочей "как бы науке" только подтверждает грядущее засилье тех самых "эрудированных невежественных дилетантов".
В заключение скажу: на мой взгляд, если из всеобщей средней школы убрать требовательность с дисциплиной и оставить только интерес - это прямой путь к деградации.
В конце концов, адепты "прав человека" в их биологическом прочтении агитируют "что естественно - то не безобразно", так вот - любой дрессировщик скажет, что животное (каким является и человек до воспитания, а некоторые и после, смотря по результатам) дрессировать только на положительных стимулах НЕВОЗМОЖНО.
olegmakarenko.ru
November 10 2018, 10:07:11 UTC 5 years ago
sergkz
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
sergkz
5 years ago
olegmakarenko.ru
5 years ago
Deleted comment
olegmakarenko.ru
5 years ago
Serge Perovsky
5 years ago
dfedbees
5 years ago
dfedbees
5 years ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →