Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Культура инстаграма против культуры компьютерных игр



Разминка — это для слабаков. Инструкции пишут для дебилов. Планы и черновики придумали канцелярские крысы. Пока лохи учатся, нормальные ребята уже действуют.

Помните колоритную пожилую леди, которая в ёмких выражениях объясняла монтажникам, что её жизнь достаточно насыщена и без доступа в интернет? Мне прислали ссылку на видео, авторы которого аналогичным образом считают излишними компьютерные игры. Любители жанра могут насладиться проповедью самостоятельно, я же попытаюсь объяснить, почему над такого рода агитацией будут через несколько десятилетий смеяться примерно так же, как мы смеёмся сейчас над дореволюционной рекламой лекарств от несуществующих болезней.


https://www.youtube.com/watch?v=Xda2b-R4t18

Посмотрим, например, на военных. Казалось бы, кто может быть серьёзнее, чем боевые генералы, отвечающие за оборону нашей великой страны? Но вот какая штука — военные постоянно устраивают разнообразные игры навроде знаменитого танкового биатлона и менее известных локальных игр. Военные учения представляют собой обычно именно игру: красные сражаются с синими по заранее прописанным правилам.

Современные компьютерные игры стоит рассматривать в том числе и в этом разрезе: игры дают нам возможность побывать в шкуре автогонщика, мафиози или железнодорожника прежде, чем осваивать выбранную профессию в реальной жизни. Призыв «отрывайся от компьютера и выходи на улицу» звучит довольно наивно — в жизни, в отличие от игры, начать заново возможности не будет.

Возьмём, допустим, «Мафию 2». С одной стороны, милое приключение в антураже пятидесятых-шестидесятых годов. С другой стороны, смышлёный подросток по мере прохождения игры начинает потихоньку сознавать, что романтики в профессии бандита не так уж много, а минусы преступного ремесла настолько весомы, чтобы заставляют большую часть вставших на этот путь серьёзно пожалеть в итоге об ошибках молодости. Уверен, многим эта и подобные игры вправили мозги, позволив избежать откровенных глупостей.

Или возьмём, скажем, серию «Симс», симулятор жизни «среднего американца». В отличие от «Мафии» и «ГТА», игра демонстрирует ещё более важную вещь: как можно нормально жить. Целые поколения школьников учились в «Симс» тому, чему у них не было шансов научиться в школе — деталям жизни обычного работающего человека.

Казалось бы, жизнь взрослого — очень простая штука. Найди хорошую работу, не прогуливай, трать деньги с умом и найди себе подходящую пару, чтобы завести прочные отношения. Однако в школьной программе предмет «взрослая жизнь» отсутствует, а строить жизнь по героям Достоевского с Тургеневым я бы не посоветовал и врагу. Из-за этого многие после школы впадают в ступор: они не понимают, как жить, и наступают на огромное количество грабель.

Вполне очевидно, что уж лучше спустить три зарплаты на огромную «плазму» в компьютерной игре, чем совершить аналогичную глупость в реальной жизни. Тем не менее авторы ролика возможность обучения с негодованием отбрасывают в сторону: делай сразу начисто, говорят они, ставь опасные опыты не на персонаже компьютерной игры, а на самом себе.

Кстати, знаете, кто выступает против наркотиков и алкоголя? Почти всегда бывшие наркоманы и алкоголики: люди, которые знают, как оно там, с тёмной стороны. А вот агитацию против компьютерных игр ведут исключительно люди, с компьютерными играми почти незнакомые. Хоть они и приглашают в качестве гостей настоящих геймеров, их агитация всё равно получается обычно довольно смешной, в духе «обколются своей марихуаной и давай по подъездам булки тискать».

Я не говорю сейчас, что в видео напирают на лозунг «стань героем», который имеет в интернете вполне определённое, запрещённое Роскомнадзором значение. Я не говорю про фирму Unity, название которой вызывает у игроков ассоциации с игровым движком Unity. Даже если не придираться к этим мелочам, остаются странные реплики в духе «анимация становится всё правдоподобнее, погружая людей в иллюзию реальности».

Для справки: хорошую графику ценят как раз те, кто играет в компьютерные игры по часу в неделю, она нужна, чтобы маркетологи могли делать кассу. Уже после нескольких часов игры графика и «анимация» отходят на третий план. Посмотрите на «Майкрафт» или «Дворф Фортресс» — несмотря на графику восьмидесятых-девяностых годов, эти игры засасывают с головой, на сотни и тысячи часов.

Самое забавное, что в качестве альтернативы играм авторы ролика предлагают жизнь инстаграмера. Вот мускулистые ребята с голыми торсами делают эффектные движения на татами. Вот компания «молодых и перспективных» затаив дыхание слушает, как их учит бизнесу «лысый и успешный». Вот парень с рюкзаком расставил ноги и внимательно смотрит с холма на раскинувшееся перед ним болото.

Вы были когда-нибудь в походе? Если нет, я вкратце расскажу самую суть. Сначала тратишь кучу времени на набивку рюкзака разными нужными в дороге вещами. Потом целую вечность трясёшься, изнывая от скуки, в душной электричке. Потом куда-то бесконечно бредёшь, отмахиваясь от комаров и разглядывая то дерево справа, то дерево слева, то огрызок неба над головой. Через несколько дней бессмысленной дороги, перемежаемых беспокойным сном на коряжистой земле, ты приходишь в точку назначения. Там, скинув с мозолистых плеч рюкзак, ты несколько минут обозреваешь живописный вид, постепенно осознавая, что ровно то же самое мог бы со всех ракурсов изучить и дома, на фотографиях. С чувством, что тебя где-то надули, ты разворачиваешься и идёшь обратно в город, чтобы там с пеной у рта рассказывать всем, какую бездну духовного удовольствия извлёк за эту вычеркнутую из жизни неделю ходьбы туда и обратно.

Я ничего не имею против туристов. Мы живём в свободной стране, и каждый имеет право на разрешённые законом развлечения. Кто-то раскрашивает фигурки рыцарей, кто-то шьёт платья для кукол, кто-то фехтует на боевых топорах, а кто-то ходит с пенным ковриком на талии в дальние пешие походы. Не понимаю я одного: чем виртуальная прогулка по просторам «Скайрима» хуже, чем реальная прогулка по болотам Ленинградской области. Из видео складывается впечатление, будто главное преимущество — возможность сделать крутое селфи на краю холма и выложить его себе в инстаграм.

Так называемая «реальная жизнь» вообще имеет массу неустранимых недоработок. Возьмём, к примеру, такое взрослое занятие, как бизнес. Менеджер Гостомысл предпочитает реальное общение, все вопросы он решает лично, в крайнем случае, по телефону. Менеджер Цифран предпочитает работать через интернет. В результате получается, что современные технологии позволяют Цифрану успевать за день в разы больше, чем Гостомыслу, зато в курилке Гостомысл может презрительно кривить губы, рассказывая, что «ваш интернет это игрушки, нужно реально общаться с людьми».

Путешествия вообще сильно переоценены. Это в только инстаграме кажется, что путешественник живёт насыщенной жизнью: в реальности его жизнь состоит главным образом из стояния в очередях на регистрацию и просиживания задницы в залах ожидания. У того же геймера жизнь насыщеннее в разы, а при этом если геймер внезапно задастся целью увидеть побольше в реальном мире, он с лёгкостью переплюнет путешественника просто за счёт экономии времени на перелётах. В одном только Эрмитаже Петербурга собрано столько экспонатов, что обычный человек не успеет отсмотреть их за всю свою жизнь. Путешествуйте раз в две недели на станцию метро «Адмиралтейская», и ваша потребность в посещении музеев будет надёжно удовлетворена.

Полагаю, мы так много значения придаём путешествиям из-за нашего прошлого: ещё относительно недавно культурные люди испытывали чудовищный зуд от разрыва между иностранной экзотикой в книгах и жестокой реальностью, в которой выезд за рубеж в «капстрану» был для абсолютного большинства граждан или вообще закрыт, или как минимум очень серьёзно затруднён. Слова «увидеть Париж и умереть» не были раньше просто красивой фразой. Я знаю людей, для которых в нулевых путешествия стали смыслом жизни: они работают исключительно ради того, чтобы накопить денег на короткую поездку в очередную страну, о которой раньше только читали в журнале «Вокруг света».

А знаете, что самое забавное? В ролике «против игр» нам показывают примеры людей, которые стали успешными... благодаря играм. Такое впечатление, во всяком случае, складывается после просмотра наглядной агитации.

Выступает успешный предприниматель. Рассказывает: был лидером гильдии, уважаемым человеком в игре. Мы додумываем: «научился основам управления коллективом, открыл бизнес, преуспел».

Выступает некий директор по аудиту какой-то крупной компании. История аналогичная: раньше много играл, потом сделал карьеру. Мы додумываем: «благодаря полученной в играх подготовке, навыку решать сложные задачи и не вешать нос в критических ситуациях».

Конечно, авторы ролика пытались подвести нас к другой мысли, что даже конченый геймер может стать по-старомодному успешным человеком. Получилось однако иначе: последовательность событий выглядит так, будто именно игры дали людям ту базу, которая позволила им продвинуться в карьере.

Повторюсь, основная проблема проповедников «реальной жизни» заключается в том, что они не играют сами и категорически не понимают игр. Из статьи в статью, из видео в видео идёт вызывающее оскомину противопоставление: «сидишь тут в темноте, человечков своих гоняешь, пошёл бы во двор с пацанами посидел». Парадоксальным образом в ролике даже показывают нам этих пацанов: «вот плохая компания, в которой вы начнёте пить и употреблять вещества». Тем не менее создатели видео почему-то убеждены, что уж лучше опускаться на социальное дно в реальном мире, нежели спокойно играть в своей квартире в современные игры.

Серьёзно, чем развлечения в реальном мире лучше, чем развлечения в мире виртуальном?

В реальной жизни можно стать спортсменом? А в виртуальном мире можно стать киберспортсменом. В реальной жизни можно летать на параплане? В виртуальном мире можно летать на чём угодно, вплоть до космической ракеты. И не надо рассказывать, что «виртуальный меч нереален». Откройте «Сбербанк.Онлайн». Циферки там тоже «нереальны», однако на того, кто предложит вам забыть про банковский счёт, вы посмотрите, как на князя Мышкина. Вы-то знаете, чего вам стоило эти «виртуальные» циферки заработать.

В общем, всё сводится к той же идеологии инстаграма. Культурист может сделать красивую фоточку, позируя с прорисованным торсом возле гимнастического снаряда, а у геймера в этом плане возможности сильно ограничены. Путешественник может, затратив полдня на ёрзанье с объективом, поймать красивый закат, а геймер — нет. Для определённой категории граждан это автоматически переводит геймеров во второй сорт: у геймеров в инстаграме нет ни свадебного лимузина, ни загорелого лица под зонтиком на пляже.

Ах, да, как я забыл: «ваши проблемы не решаются, пока вы играете в игры». Этот довод формально верен, однако какой же страшной жизнью живёт тот, кто из года в год, из месяца в месяц, с утра до вечера «решает свои проблемы»! У многих геймеров, действительно, не складываются отношения с реальностью. Однако спортсмены, которых нам приводят в качестве универсальных положительных примеров, заходят в жизненный тупик ничуть не реже. Почитайте американские детективы: там «бывший спортсмен» — чуть ли не шаблонная биография героя, жизнь которого в среднем возрасте пошла под откос. Перефразируя диктора из видео: «ваши проблемы не решаются, пока вы делаете упражнения на широчайшую».

Студентка даёт в видео совет: учите по полчаса в день французский язык, и через год вы будете на нём кое-как говорить. Совет отличный, однако простой подсчёт подсказывает, что за 40 лет до пенсии она могла бы с грехом пополам выучить таким образом 40 языков. Как полагаете, пенсионеры, которые не знают даже одного иностранного языка, тратили всё свободное время на компьютерные игры? Вопрос риторический. Опытному человеку и так понятно, что жизнь — это не волшебная лавка, в которой можно обменять 150 часов игры в «Доту» на 150 часов изучения французского. Механизмы обучения работают несколько иначе.

Подведу итог

Идею «прокачивайся в реальном мире, а не в играх» авторы подсмотрели у меня или у других сторонников геймотерапии. Вот, например, несколько мои статей о том, чему могут научить нас компьютерные игры:

https://fritzmorgen.livejournal.com/1144038.html
https://fritzmorgen.livejournal.com/1123894.html
https://fritzmorgen.livejournal.com/1044013.html
https://fritzmorgen.livejournal.com/974523.html

Главное, чему они нас учат — это тому, что нашей жизнью управляет не рынок, не начальник, не родители из детских воспоминаний (привет психологам) и даже не отвечающий за всё Путин. Когда «здоровый» человек включает телевизор, социально допустимое для старшего поколения развлечение, он видит, что наша жизнь — это кровь, кишки и нищета, а если кто и приходит «к успеху», так исключительно через постель или благодаря прыжкам по головам проигравших.

Когда «страдающий компьютерной зависимостью» играет в игры, он через некоторое время неизбежно осознаёт, что жизнь — это такая же игра, только с графикой чуть получше и с квестами немного прямолинейнее. Геймер в итоге обычно догадывается, что если он с успехом решает квесты в «Скайриме», то он вполне способен решать их и в реальной жизни.

Tags: Игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 212 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →