Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

До и после 1917 года: когда Россия развивалась быстрее?



А давайте сравним развитие России при Сталине и при Николае II. Как вы знаете, я не являюсь горячим поклонником ни первого, ни второго исторического персонажа, так что можно надеяться, что мне удастся сделать более-менее непредвзятое сравнение.

На «Руксперте» есть список крупных проектов каждой эпохи. Пожалуй, интереснее всего будет взять для Сталина период 1924 по 1934 годы, а для последнего императора — с 1906 по 1917.

Начнём по порядку.

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1924-1934)

1. Храмы

Николай II построил храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и Александро-Невский собор в Варшаве. И то, и то — безусловные памятники архитектуры. К сожалению, поляки разрушили свой собор в 1920 году, так как он напоминал им о русском господстве над Польшей, однако храм в Петербурге по-прежнему радует своей красотой жителей города и многочисленных туристов.

Сталин храмов не строил. 1:0 в пользу Николая.

2. Корабли

Николай II в интересный нам период спустил на воду несколько линейных кораблей и несколько броненосных крейсеров. После войны с Японией нужно было восстанавливать флот и, судя по темпам строительства, примерно к 1919 году Россия должна была получить достаточно кораблей, чтобы полностью оправиться от той неудачи. К Революции успели сделать не всё, однако всё же примерно десяток крупных кораблей успешно сошёл со стапелей.

Уже в двадцатых годах Сталину удалось достроить три царских корабля: лёгкие крейсеры «Профинтерн» (ранее «Светлана»), «Червона Украина» (ранее «Адмирал Нахимов») и «Красный Кавказ» (ранее «Адмирал Лазарев»). Это очевидно меньше, чем успели до 1917 года. Итого 2:0 в пользу Николая.

3. Морские порты

Николай II построил два крупных порта, Туапсе и Романов-на-Мурмане, ныне известный как Мурманск. Сталин крупных морских портов не строил. 3:0 в пользу Николая.

На всякий случай ещё раз замечу, что я рассматриваю только два периода — с 1906 по 1917 для Николая и с 1924 по 1934 для Сталина. Когда я пишу «Николай построил» или «Сталин построил», я имею в виду именно эти годы. Желающие посмотреть, например, что строил Николай II с 1894 по 1906 год могут сделать это самостоятельно вот здесь:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты

4. Железные дороги

Николай II продолжил начатое ещё его дедом, Александром II Освободителем, массовое строительство железных дорог. Перечислять все построенные ветки нет никакой возможности, поэтому я просто отмечу, что всего было реализовано около 60 по-настоящему крупных железнодорожных проектов, таких как, например, Амурская железная дорога или участок Пермь-Кунгур-Екатеринбург.

Строил железные дороги и Сталин: с интенсивностью примерно в три раза меньшей, чем в царское время. Так, Сталину удалось достроить дорогу Казань-Свердловск, которая была примерно наполовину построена при Николае, но сильно пострадала во время Гражданской войны.

В целом преимущество Николая II опять-таки очевидно, так что итоговый счёт становится 4:0.

5. Автомобильные дороги

Крупных дорог Николай II построил две: Амурскую колёсную дорогу из Хабаровска в Благовещенск и Чуйский тракт для связи с Монголией. Их общая длина составила более 2,5 тысяч километров.

Сталин в рассматриваемый нами период сравнимых по масштабу автомобильных дорог не строил. 5:0 в пользу царя.

6. Крупнейшие мосты

Николай Романов построил пять важных мостов — два моста через Волгу, мост через Днепр, мост через Амур и мост через Западную Двину.

Сталин построил мост через Обь в Новосибирске — несомненно большой, но всё же меньший, чем целых пять императорских мостов. Пока что Николай II выигрывает всухую, 6:0.

7. Угледобывающие предприятия

При царе заработали Кузнецкие каменноугольные копи в Кузбассе и Чжалайнорские копи в Китае. Чтобы вы не удивлялись: китайские копи располагались рядом с границей России и были нужны для снабжения топливом стратегически важной Китайско-Восточной железной дороги, КВЖД.

Сталин крупных угледобывающих предприятий не открывал. 7:0.

8. Трубопроводный транспорт

Если не считать относительно короткие трубопроводы длиной менее 200 километров, Николаю остаётся записать себе в зачёт только керосинопровод Баку-Батум, крупнейший в мире трубопровод своей эпохи.

Сталин построил нефтепроводы Грозный-Туапсе, вторую ветку трубопровода Баку-Батуми и трубопровод Армавир-Трудовая.

В этом разделе красный вождь наконец-то вырывает у императора очко. 7:1.

9. Тепловая энергетика

Царь построил пять больших электростанций: в Москве, в Петербурге, в Лодзи, в Баку и посёлке Электропередача, известном сейчас как город Электрогорск.

Сталин развил в этом направлении куда как более кипучую деятельность: были построены 22 ЛГЭС, МГЭС и ГРЭС на разном топливе. Второе очко коммуниста, 7:2.

10. Гидроэнергетика

В этой области Николай II не отличился. Строительство ГЭС в районе Петрограда начали было ещё в 1916-1917 годах, однако заканчивал Волховскую ГЭС имени Ленина уже Сталин, она заработала в 1926. Также при Сталине были запущены Днепровская ГЭС и первая очередь Свирской ЛГЭС-9.

Счёт начинает выравниваться, 7:3.

11. Промышленность стройматериалов

Под Брянском в 1900 году успешно завершилось строительство «Мальцовского портланд цемента». И так немаленький завод к 1913 году был расширен ещё дважды, его фактическая мощность достигла колоссальных 220 тысяч тонн в год. Предприятие существует в выросшем вокруг него городе Фокино до сих пор.

Сталин в этой отрасли промышленности сопоставимых успехов не добился. 8:3 в пользу императора.

12. Металлургическая промышленность

При царе был построен завод «Никополь» в Мариуполе и были перевооружены ещё два завода — Ижорский в Петербурге и Лысвенский в Лысьве (Пермский край). Все три проекта были крупными.

Сталин реализовал шесть крупных проектов, в том числе и путём слияния двух дореволюционных заводов в Мариуполе. Шесть больше трёх, так что Сталин зарабатывает ещё одно очко, 8:4.

13. Машиностроение

Дореволюционное машиностроение было по ряду причин связано преимущественно с кораблями. Россия была, конечно же, одним из лидеров в этой отрасли. При царе начала работать Путиловская верфь, в настоящее время «Северная»:

http://ruxpert.ru/Северная_верфь

Был перевооружён сильно пострадавший от разорительных стачек Путиловский завод. Началось производство на судостроительном и механическом заводе в Ревеле, заработал судостроительный трест «Наваль-Руссуд» в Николаеве. Был модернизирован Обуховский сталелитейный завод, на нём производились орудия для линкоров. Наконец, были введены в строй крупносортный стан 620 и прочее тяжёлое оборудование на заводах Краматорского металлургического общества.

Активно развивал машиностроение и Сталин, однако уже в другом направлении. Заработали Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Нижегородский автомобильный завод, Уралмаш, Челябинский завод гусеничного тракторостроения. Была проведена коренная реконструкция Луганского паровозостроительного завода, в Москве заработал ГПЗ-1, первый крупный подшипниковый завод в стране.

Итого шесть крупных проектов у царя против семи крупных проектов у генсека. Примерно поровну, но, пожалуй, правильнее будет всё же начислить очко красной команде. 8:5.

14. Гидротехнические сооружения

Император построил два огромных сухих дока, один во Владивостоке и один в Кронштадте. Оба дока с некоторыми оговорками работают до сих пор.

Сталин прорыл Беломоро-Балтийский канал имени самого себя. Интересно, что несмотря на почти полное отсутствие механизации, канал был готов за рекордные два года.

Два проекта против одного, очко царю. 9:5.

15. Наука и образование

Правительство Империи вплотную занялось в те годы Арктикой. На Невском судостроительном заводе были построены ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр», на них военные моряки прошли из Владивостока в Архангельск, открыв по дороге последний неизвестный крупный архипелаг на планете, Землю Императора Николая II, ныне известную как Северная Земля.

Сталин крупными научными и образовательными проектами в тот период не отметился. 10:5.

16. Фортификационные сооружения

Николай II строил крепости довольно активно. Был укреплён и реконструирован Владивосток, была построена мощная морская крепость на подступах к Санкт-Петербургу. Был реконструирован Новогеоргиевск, важнейшее звено в системе Варшавского укреплённого района, была построена первоклассная крепость в Гродно. Были завершены и ещё несколько крупных проектов крепостей и фортов.

Сталин крупных крепостей и фортов не строил. 11:5.

17. Перевооружение армии и флота

Огромные ресурсы вкладывались при Николае II в новые виды вооружений. Был создан с нуля императорский военно-воздушный флот, в который одних только тяжёлых бомбардировщиков вошло 60 бортов. Были созданы автомобильные войска общей численностью в 10 тысяч автомобилей. Было организовано первое в мире броневое подразделение, которое к 1917 году разрослось до 7 бронепоездов и 300 бронеавтомобилей. Полевая артиллерия перешла на скорострельные трёхдюймовые орудия.

Сталин, конечно, тоже занимался армией, однако ресурсов у Советского Союза было всё же поменьше, поэтому ничего, дотягивающего до имперских масштабов, в те годы (1924-1934) выделить нельзя. 12:5 в пользу последнего Романова.

18. Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Император отметился пятью мероприятиями — роскошным празднованием 300-летия дома Романовых в 1913 году и... четырьмя выборами в Госдуму, затраты на которые были в те годы очень велики.

Сталин, в свою очередь, больше налегал на промышленность и на спорт. На Днепре был построен комплекс из Днепровского комбината и Днепровской ГЭС, был запущен Урало-Кузнецкий комбинат, работающий на уральской руде и кузнецком угле. Были проведены Всесоюзная спартакиада и Всесоюзная перепись населения.

Формально у Николая проектов больше, однако я всё же считаю правильным отдать это очко Сталину — его проекты этого раздела выглядят явно более значимыми, нежели царские. 12:6.

Подведу итог

Итак, Николай II выиграл у Сталина с убедительным двукратным перевесом. Из этого, конечно, не следует, что Николай был вдвое талантливее Сталина как управленец — во-первых, мой подсчёт был крайне приблизительным, а во-вторых, когда Сталин пришёл в 1924 году к власти, страна была разорена Революцией и Гражданской войной. Опять-таки, из-за смены формаций дефицит кадров в СССР был острейшим — квалифицированных управленцев отчаянно не хватало.

Желающие дополнить списки крупных проектов тех периодов приглашаются в обсуждение статей на «Руксперте», желающие сравнить другие эпохи могут сделать это самостоятельно вот здесь:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты

Полагаю, многим было бы интересно, если бы я добавил к Николаю со Сталиным ещё и нашего президента, однако тогда игра получилась бы не очень увлекательной — Путин, конечно же, выигрывал бы с разгромным счётом и у того, и у другого:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2000-2004)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2004-2008)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2012-2018)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2018-2024)

На всякий случай ещё раз повторю, что моё сравнение ни в коем случае не претендует на звериную серьёзность научного труда. Я всего лишь захотел наглядно показать, что же строила наша страна в те два коротких и весьма непростых отрезка времени.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1436 comments